В. Мирер. Транспорт и дороги города, 1934 г., с. 15.
(орфография оригинала сохранена)
В настоящей заметке мы даем обзор работы за 9 месяцев 1933 г. по
харьковскому трамваю, исходя, с одной стороны, из того, что этот трамвай
является крупнейшим трамваем Украины как по объему его работы, так и по
решающему значению, какое он имеет для бюджета харьковского коммунального
хозяйства.
С другой стороны, важное значение г, Харькова в качестве крупного
индустриального центра предъявляет к трамваю особо настоятельные требования в
смысле правильного, бесперебойного и достаточного обслуживания пассажирским
транспортом значительных рабочих масс, работающих в производственных
предприятиях означенного города.
Ниже мы приводим данные по основным эксплоатационным показателям работы
харьковского трамвая за 9 мес. 1933 г. в сопоставлении с тем же периодом 1932 г.
Характеристика сети и парка подвижного состава
1. Протяжение сети увеличилось на 4,8%. (с 51,81 км до 54,34 км)
2. Инвентарное количество вагонов увеличилось 20,5% (с 331 ваг. до 399 ваг.)
В том числе:
количество моторных вагонов уменьшилось на* 0,9% (с 220 ваг. до 218 ваг.)
количество прицепных двухосных увеличилось на 87,5% (с 80 ваг. до 150 ваг.)
3. Среднее число вагонов выпускаемых в движение увеличилось на 3,4%
4. Коэфициент использования подвижного состава в общем по моторным прицепным
вагонам снизился с 87,1% в 1932 г. до 74,7% в 1933 г. причем:
по моторным вагонам (с 84,6% до 72,5%) (в сент. 1933 г. дошел даже до 60,7%)
по принцепам двухосным вагонам с 92,4% до 78,0%
по принцепам четырехосным вагонам с 91,0% до 74,2%
Работа вагонов на линии
1. Пассажиров перевезено:
в 1932 г. 178,3 млн.,
» 1933 » 176,9 »
Таким образом, число поездок на 1 жителя в течение 9 месяцев составило:
в 1932 г. 253
» 1933 » 250
2. Общий километраж:
в 1932 г. 16,7 млн.
» 1933 » 16,1 »
т. е. в 1933 г. меньше на 3,4%
3. Число вагоно-часов, проведенных вагонами вне парков, составляло: в 1933 г.
1,45 млн. час, т. е. на 2.7% более 1932 г..
4. Потери времени, вследствие целого ряда причин, возросли против 1932 г. на
92%, и в результате эффективное использование подвижного состава на линии,
несмотря на увеличение времени пребывания его вне парков на 2,7%, уменьшилось
против 1932 г. на 4,8%.
5. Средняя дневная производительная работа вагона опустилась до 15,3 час. вместо
16,5 час. в 1932 г.
6. Эксплоатационная скорость с 12,96 км/час в 1932 г. повысилась в 1933 г. до
13,0 км/час.
Из сопоставления приведенных выше цифр можно видеть следующее:
1. В зависимости от увеличения выпуска вагонов в движение в меньшем проценте
по сравнению с увеличением протяжения сети число вагонов, приходящееся на 1 км
сети, снизилось с 5,5 в 1932 г. до 5,4 в 1933 г.
2. На 1 моторный вагон приходилось прицепных вагонов: в 1932 г. 0,5; в
1933 г. - 0,83.
3. Несмотря на увеличение инвентарного количества вагонов на 20,5%, выпуск
вагонов в движение увеличился всего лишь на 3,4%, что указывает на чрезвычайное
ухудшение использования подвижного состава.
4. В среднем одним вагоном в день перевозилось в 1932 г. 2016,3 пасс, а в 1933 г.
1938,8 пасс, хотя число пассажиров на 1 км пробега увеличилось с 9,54 в 1932 г.
до 9,70 пасс. в 1933 г.
5. Общий километраж уменьшился вследствие довольно значительного уменьшения
средней дневной производительности работы вагона, несмотря даже на рост количества
вагонов в движении на 3,4% и некоторое увеличение эксплоатационной скорости.
Приведенное сравнение экоплоатационных показателей за 9 мес. 1932 и 1933 гг.
наглядно свидетельствует о происшедшем в 1933 г. ухудшении эксплоатации харьковского
трамвая по сравнению с 1933 г. (прим. ХТ: опечатка, имеется ввиду 1932 г.)
Что касается причин, вызвавших ухудшение эксплоатационных показателей, то необходимо
отметить следующее.
Заходы вагонов в парк по неисправностям поглотили за 9 мес. 1932 г. 52458 вагоно-часов,
в 1933 г. - 109090 вагоно-часов.
Ремонты на линиях отняли соответственно 13,9 и 15,4 тыс. вагоно-часов, прочие причины
в 1932 г. - 37,7 тыс., в 1933 г. 80,2 тыс. вагоно-часов. Как видно, потери в
вагоно-часах выросли на 96,9%, между тем как общее количество вагоно-часов,
проведенных вне парка, возросло на 2,7%.
Дезорганизацию в работу трамвая вносили аварии на линиях, количество коих хотя и
снизилось против 1932 г. (в 1932 г. - 557, в 1933 г. - 544), но остается достаточно
высоким, причем надо отметить, что количество схода вагонов с рельсов из-за
неисправности путей увеличилось на 41,2% против 1932 г. Только недостаточным вниманием
со стороны трамвая к состоянию путей можно объяснить это явление.
Наряду с этим надо отметить значительное уменьшение количества наездов и столкновений с
вагонами и экипажами: вместо 645 случаев в 1932 г. за 9 мес. 1933 г. имело место лишь
460 случаев.
Но несмотря на этот положительный факт, количество несчастных случаев с пассажирами и
пассантами значительно возросло:
За 9 месяцев 1932 г, их было 469
» 9 » 1933 г. » 631
Рост числа несчастных случаев идет далеко впереди производственных показателей работы
трамвая.
Таковы данные, характеризующие работу харьковского трамвая за 3 квартала 1933 г.
Переходя к экономической характеристике его работы следует остановиться на таких
моментах.
Выручено от пассажирских перевозок за 9 мес. 1933 г. - 21894,4 тыс. руб. - 63,8%
годового назначения.
Общие доходы трамвая составили в 1933 г. - 23064,6 тыс. руб. или 89,9% планового
задания на эти 9 мес. и 64,5% годового задания.
Расходов было произведено за 9 мес. 1933 г. 9212,7 тыс. руб. - 100,2% плана на 9 мес.
и 72,1% годовых ассигнований.
Себестоимость 1 км пробега составила за 3 квартала 1933 г. 71,8 коп. против годового
назначения в 59,7 коп.
Неудовлетворительная эксплоатация трамвайного хозяйства в довольно значительной мере
определяется качественным составом его аппарата. Целый ряд показателей свидетельствует
о том, что в этой части положение оставляет желать много лучшего.
Если обратиться к линейному составу, то, не говоря уже о его квалификации, приходится
отметить такие показатели: коэфициент текучести по вагоновожатым составляет за 1932 г.
3,7, а за 1933 г. - 6,2, по кондукторам соответственно 6,5 и 7,2.
По всему персоналу трамвая в целом текучесть за 9 мес. 1932 и 1933 г. видна из
следующего:
1932 1933
Было на начало периода 5016 чел. 5550 чел.
Было на конец периода 5146 » 5357 »
Уволено за 3 квартала 3658 » 3629 »
Принято » 3 » 3789 » 3466 »
Эта текучесть и связанная с ней необходимость подготовки новых кадров приводили к
чрезвычайно пониженному использованию списочного состава: вагоновожатые в среднем
за 3 квартала 1933 г. использовались на 68,4%, а кондуктора - на 73,2%.
Не лучшими представляются и показатели, относящиеся к трудовой дисциплине:
со стороны вагоновожатых и кондукторов имело место значительное количество
нарушений правил внутреннего распорядка - за 9 мес. 1932 г. - 3081, 1933 г. - 3
168.
Прогулы по причинам всякого рода несколько уменьшились с 14,3% в 1932 г. до 13,6%
в 1933 г. При этом прогулы по неуважительным, причинам составляли ко всему персоналу
трамвая 3,5 в 1932 и 2,2% в 1933 г., в том числе по вагоновожатым 3,2% и кондукторам
4,2%.
Такова картина эксплоатации харьковского трамвая за 3 квартала 1933 г.
Ухудшение всех основных показателей говорит о срочной необходимости вплотную подойти
к этому исключительно ответственному предприятию и принять самые решительные меры в
направлении его оздоровления и укрепления.
Надо сказать, что в этом направлении уже целый ряд мер принят со стороны и
областкома КП(б)У и Харьковского горсовета, и надо полагать, что внимание,
оказываемое харьковскому трамваю областным комитетом партии и секретарем ЦК
КП(б)У т. Постышевым поможет харьковскому трамваю выйти из глубокого прорыва.