Генеральный план развития города Харькова, 1986-2005 г.г., основные положения
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 23 июня 1986 г. N 226
Киев
О генеральном плане развития г. Харькова
В целях обеспечения дальнейшего планомерного, экономически обоснованного и комплексного развития г. Харькова, повышения качества его застройки и уровня благоустройства, создания благоприятных условий для труда, быта и отдыха населения Совет Министров Украинской ССР п о с т а н о в л я е т:
1. Одобрить разработанный институтом "Харьковпроект" и согласованный с Госпланом СССР и Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР генеральный план развития г. Харькова и проект планировки его пригородной и зеленой зон.
Утвердить прилагаемые Основные положения генерального плана развития г. Харькова и проекта планировки его пригородной и зеленой зон.
2. Харьковскому облисполкому и горисполкому:
усилить контроль за всеми видами строительства в черте г. Харькова и его пригородной зоны, обеспечив регулирование этого строительства в соответствии с генеральным планом развития г. Харькова и проектом планировки его пригородной и зеленой зон;
обеспечивать опережающее осуществление работ по строительству инженерных сооружений и коммуникаций, а также инженерной подготовки территорий, необходимых для планомерной застройки г. Харькова и населенных пунктов его пригородной зоны на расчетный срок и более отдаленный период.
3. Госстрою УССР и Харьковскому горисполкому обеспечить разработку и дальнейшее систематическое обновление комплекса проектно-планировочной и нормативно-методической документации для планомерной реализации решений генерального плана развития г. Харькова и проекта планировки его пригородной и зеленой зон, а также их информационного обеспечения.
Госплану УССР и Министерству финансов УССР ежегодно предусматривать выделение Харьковскому облисполкому лимитов и ассигнований для этих целей.
4. Признать утратившим силу постановление Совета Министров УССР от 3 июля 1967 г. N 427.
Председатель
Совета Министров УССР А.ЛЯШКОУправляющий Делами
Совета Министров УССР К.БОЙКОИнд. 24
постановлением Совета Министров УССР
от 23 июня 1986 г. N 226
генерального плана развития г. Харькова и проекта
планировки его пригородной и зеленой зон
Генеральным планом развития г. Харькова предусматривается:
1. По основным направлениям развития города:
а) дальнейшее развитие г. Харькова как одного из крупнейших промышленных, научных и культурных центров страны, административного центра Харьковской области, важного узла железнодорожных, автомобильных и воздушных сообщений с численностью населения на расчетный срок (2005 год) 1,9 млн. человек (на начало 1985 года - 1,55 млн. человек);
б) всемерное усиление значения г. Харькова как одного из ведущих центров научно-технического прогресса в стране, развитие промышленного производства, преимущественно отраслей машиностроения (турбостроения, тракторного и сельскохозяйственного, авиационного, приборостроения, радиопромышленности и промышленности средств связи), электроэнергетики, а также легкой и пищевой промышленности, на основе технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий, широкого внедрения ресурсосберегающих видов техники и технологии;
в) обеспечение дальнейшего роста производства продукции на действующих предприятиях преимущественно за счет интенсификации производства без увеличения численности работающих; запрещение строительства и расширения (за счет нового строительства) в г. Харькове промышленных предприятий, за исключением предприятий, необходимых для непосредственного обслуживания населения города и пригородной зоны и для нужд промышленного, коммунального, дорожного и жилищно-гражданского строительства, а также природоохранных объектов на промышленных предприятиях.
2. По территориальному развитию города и его застройке:
а) дальнейшее территориальное развитие города в северо-восточном и юго-восточном направлениях в проектных границах на площади 31,1 тыс. га (в существующих границах 30,3 тыс. га) за счет включения в городскую территорию 0,8 тыс. га сельскохозяйственных земель;
б) размещение нового массового жилищного строительства крупными массивами на свободных от застройки территориях (Северная Салтовка, Рогань, Южные Пятихатки), а также в пойме р. Харьков после гидронамыва ее до незатапливаемых отметок;
в) реконструкция районов существующей застройки преимущественно в центральной части города (Павловка, Левада, Журавлевка, Холодная Гора), главных городских магистральных улиц и площадей, повышение плотности застройки селитебных территорий с целью их более эффективного использования;
г) застройка города 9-16-этажными жилыми домами, а на отдельных наиболее важных в градостроительном отношении участках, при соответствующих технико-экономических обоснованиях, домами большей этажности с одновременным сооружением объектов социально-культурного, бытового и коммунального обслуживания населения, полным инженерным оборудованием, благоустройством и озеленением.
3. По архитектурно-планировочной организации города:
а) совершенствование и развитие архитектурно-планировочной структуры города в соответствии с требованиями современного градостроительства, формирование четырех комплексных селитебно-производственных планировочных зон - Западной, Северной, Северо-Восточной и Юго-Восточной, постепенное преобразование радиальной системы магистралей в радиально-кольцевую;
б) дальнейшее совершенствование архитектурно-планировочной организации территории, улучшение архитектурно-художественного облика города с учетом преемственности его исторических и культурных традиций, а также природных особенностей; формирование целостной системы взаимосвязанных архитектурных ансамблей, объединяющей застройку городского центра с центрами планировочных районов вдоль главных городских магистралей;
в) застройка новых и реконструкция существующих селитебных территорий с учетом создания наилучших условий для труда, быта и отдыха, формирование удобных внутримикрорайонных пространств, дворов, микрорайонных садов и скверов, жилых улиц, общественных центров;
г) упорядочение промышленной застройки, перебазирование из селитебных зон и зеленых массивов на новые площадки в формирующиеся промышленно-складские районы города, в пригородную зону и Харьковскую область или перепрофилирование предприятий, коммунальных и складских объектов, вредных в санитарном и опасных в пожарном отношении, а также расположенных в приспособленных помещениях, подвалах и первых этажах жилых домов;
д) дальнейшее развитие системы зеленых насаждений города в увязке с лесными массивами пригородной зоны, расширение и благоустройство существующих парков, организация новых парков на Салтовском и Роганском жилых массивах, а также лесопарков в южной и западной частях города с увеличением площади зеленых насаждений общего пользования с 1,5 тыс. до 4 тыс. га;
е) формирование и развитие сети рекреационных территорий, мест отдыха, туризма, сохранение заповедных территорий, памятников истории и культуры.
4. По внешнему транспорту:
а) железнодорожному - дальнейшее развитие и реконструкция Харьковского железнодорожного узла, строительство новых пригородных вокзалов на станциях Харьков-Левада и Харьков-Пассажирский, реконструкция станции Харьков-Левада с преобразованием ее в головную станцию пригородного сообщения, реконструкция существующих и создание новых грузовых дворов на станциях Индустриальная, Дергачи и Куряж;
б) воздушному - сооружение нового аэропорта в районе пгт Полевой с поэтапным перебазированием туда существующего аэропорта "Основа";
в) автомобильному транспорту и автодорожной сети - завершение строительства окружной автомобильной дороги, реконструкция и строительство автомобильных дорог, сооружение развязок в разных уровнях, строительство двух междугородных автовокзалов и трех автостанций пригородного сообщения на основных въездах в город, дальнейшее развитие грузовых автохозяйств и ремонтно-профилактической базы автомобильного транспорта.
5. По городскому транспорту и магистральной сети:
а) создание на базе существующей сети улиц системы городских транспортных магистралей, включая скоростные дороги, магистрали непрерывного и регулируемого движения, позволяющей увеличить пропускную способность и повысить безопасность движения, а также улучшить связь жилых массивов с центром города и промышленными районами;
б) дальнейшее развитие метрополитена, продолжение строительства Салтовской и Алексеевско-Гагаринской линий;
в) комплексное развитие городского пассажирского транспорта (трамвая, троллейбуса, автобуса) с увеличением протяженности и провозной способности сети;
г) дальнейшее развитие ремонтно-профилактической базы городского пассажирского транспорта, строительство депо метрополитена, трамвайных и троллейбусных депо, автобусных и таксомоторных парков;
д) сооружение транспортных развязок, путепроводов, подземных пешеходных переходов, мостов через реки Харьков, Лопань, Уду, строительство многоэтажных гаражей, дальнейшее расширение сети открытых автостоянок.
6. По инженерному оборудованию и инженерной подготовке территории:
а) дальнейшее развитие хозяйственно-питьевого водоснабжения города за счет строительства второй очереди магистрального водовода из канала Днепр - Донбасс, а также расширения существующего водозабора из подземных источников, создание централизованной системы технического и оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях;
б) расширение Безлюдовских и Диканевских городских очистных сооружений и канализационной сети, строительство самотечных канализационных коллекторов глубокого заложения;
в) дальнейшее развитие ливневой канализации;
г) электроснабжение города от энергосистемы "Харьковэнерго", строительство новых электрических сетей и подстанций напряжением 330 и 110 кВ, постепенная замена воздушных линий электропередач на кабельные;
д) централизованное теплоснабжение города от ТЭЦ, районных и промышленных котельных, а также от строящейся Харьковской АТЭЦ; развитие и кольцевание магистральных тепловых сетей, ликвидация мелких малопроизводительных котельных;
е) газоснабжение города от системы магистральных газопроводов;
ж) дальнейшее развитие телевидения, телефонизации и радиофикации, строительство крупных систем коллективного приема телепередач с внедрением кабельных линий;
з) проведение комплекса мероприятий по защите территории города от затопления и подтопления;
и) осуществление комплекса технических мероприятий по регулированию и обводнению рек Уды, Лопани, Харькова и Немышли, создание водохранилищ в балках и карьерах, организации новых набережных, зон отдыха;
к) осуществление комплекса инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, строительство новых пожарных депо.
7. По охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов:
а) ликвидация загрязнения окружающей среды за счет внедрения на действующих промышленных предприятиях малоотходных и безотходных технологий, а также мероприятий по очистке вредных выбросов и доведению их показателей до нормативных параметров, перевод действующей ТЭЦ-5 на природный газ;
б) перебазирование на новые участки, предусмотренные генеральным планом в промышленно-складских районах города и в пригородной зоне, или перепрофилирование предприятий, коммунальных и складских объектов, вредных в санитарном и опасных в пожарном отношении;
в) организация санитарно-защитных зон между промышленными предприятиями и жилыми районами в соответствии с действующими нормами, с учетом проведения необходимого комплекса санитарно-защитных мероприятий, постепенным выносом из этих зон существующего жилищного фонда, детских дошкольных учреждений и объектов здравоохранения;
г) вынос аэропорта "Основа" и взлетно-посадочной полосы авиационного завода в пригородную зону с целью ликвидации вредного шумового воздействия на селитебные территории;
д) возведение шумозащитных зданий и проведение других шумозащитных мероприятий при застройке магистралей с интенсивным движением;
е) строительство двух мусороперерабатывающих заводов в промышленно-коммунальных зонах города и полигона по утилизации и обезвреживанию промышленных отходов за пределами городской черты;
ж) закрытие расположенных в городе действующих кладбищ, расширение кладбищ в пригородной зоне и создание крематориев.
8. Первоочередные мероприятия:
а) реконструкция и доведение до проектной мощности промышленных предприятий в соответствии с планами экономического и социального развития;
б) осуществление жилищного строительства за счет реконструкции существующей застройки в центральной части города (Левада, Холодная Гора, Новоселовка, улицы Клочковская и Журавлевка, Московский проспект), а также на свободных территориях Салтовского и Роганского жилых массивов с одновременным сооружением объектов социально-культурного, бытового и коммунального обслуживания населения, полным инженерным оборудованием, благоустройством и озеленением;
в) завершение основных работ по формированию архитектурных ансамблей важнейших в градостроительном отношении магистральных улиц (Клочковской и Сумской), проспектов (Московского, Гагарина и Победы), площадей (Советской Украины и Пролетарской) и других;
г) расширение и ландшафтная реконструкция зеленых насаждений общего пользования;
д) окончание строительства Салтовской линии метрополитена от станции "Исторический музей" до станции "Героев Труда" и начало строительства первого участка Алексеевско-Гагаринской линии;
е) строительство и реконструкция магистральных улиц, развитие трамвайных и троллейбусных линий, сооружение транспортных развязок в разных уровнях, мостов, путепроводов и подземных пешеходных переходов;
ж) дальнейшее развитие ремонтно-профилактической базы городского пасажирского транспорта, строительство автовокзала для Киевского направления, двух автостанций пригородного сообщения и автобусного парка;
з) дальнейшее развитие и реконструкция предприятий и объектов Харьковского железнодорожного узла, строительство пригородного вокзала на станции Харьков-Левада;
и) начало строительства нового аэропорта в районе пгт Полевой;
к) начало строительства второй очереди магистрального водовода из канала Днепр - Донбасс, реконструкция и расширение артезианского водопровода, дальнейшее развитие водопроводной сети;
л) развитие системы городской канализации, расширение Диканевской и Безлюдовской станций аэрации, строительство самотечных канализационных коллекторов глубокого заложения, ливневой канализации, начало строительства второго мусороперерабатывающего завода;
м) завершение реконструкции ТЭЦ-4 и строительства ТЭЦ-5, начало строительства Харьковской АТЭЦ, дальнейшее развитие магистральных тепловых сетей;
н) строительство электроподстанции напряжением 330 кВ "Северная", развитие сети высоковольтных линий электропередач с поэтапной заменой их в черте города на кабельные;
о) дальнейшее развитие телевидения, телефонизации и радиофикации;
п) проведение комплекса мероприятий, направленных на охрану и улучшение состояния окружающей среды;
р) строительство двух пожарных депо.
Проектом планировки пригородной и зеленой зон г. Харькова предусматривается:
1. По организации территории и расселению населения:
а) создание вокруг г. Харькова пригородной зоны с использованием ее для размещения связанных с народнохозяйственным комплексом города промышленных предприятий, развития пригородного сельского хозяйства, организации загороднего массового отдыха населения, создания лесопаркового пояса;
б) включение в состав пригородной зоны территорий Харьковского, Дергачевского, Волчанского, Чугуевского, Готвальдовского, Нововодолажского, Валковского, Богодуховского и Золочевского районов Харьковской области общей площадью 1,18 млн. га;
в) взаимоувязанное социально-экономическое и территориально-планировочное развитие г. Харькова и его пригородной зоны с численностью населения на расчетный срок (2005 год) - 2,7 млн. человек (на начало 1985 года 2,4 млн. человек).
2. По размещению промышленных предприятий, складов, учреждений и по специализации пригородных хозяйств:
а) размещение новых и выносимых из г. Харькова промышленных предприятий, складов и учреждений в пригородной зоне на предусмотренных для этого участках в городах Чугуеве, Дергачах, Мерефе, Богодуховке и поселках городского типа Солоницевке, Безлюдовке, Васищево и Новой Водолаге, строительство АТЭЦ в районе пгт Борки;
б) обеспечение потребности населения г. Харькова в ранних овощах, картофеле, фруктах, молочной продукции, яйцах, мясе за счет производства их в пригородных специализированных хозяйствах.
3. По организации зеленой зоны и мест отдыха:
а) организация вокруг г. Харькова на базе существующих лесных массивов зеленой зоны, включающей пригородные парки, лесопарки и благоустроенные лесные массивы; увеличение площади зеленых насаждений со 154 тыс. до 181 тыс. га за счет залесения не пригодных для сельскохозяйственного использования земель, создания водоохранных и санитарно-защитных зон, озеленения населенных пунктов;
б) развитие сети учреждений и мест массового кратковременного отдыха преимущественно в лесопарковом поясе, пионерских лагерей, баз отдыха и пансионатов в пределах рекреационных зон на берегах Печенежского водохранилища, рек Северского Донца, Харькова и Мжи, организация садоводческих товариществ за пределами лесопаркового пояса.
4. По организации транспортных связей:
а) комплексное развитие всех видов транспорта, строительство новых и реконструкция существующих автомобильных и железных дорог, обеспечивающих надежную связь г. Харькова с пригородными населенными пунктами; завершение строительства автомагистрали Москва - Симферополь на территории пригородной зоны и автодороги вокруг г. Харькова;
б) строительство и реконструкция автовокзалов и автостанций, транспортных развязок в городах пригородной зоны, создание сети крупных специализированных предприятий пассажирского и грузового автотранспорта, дальнейшее расширение сети открытых стоянок и гаражей;
в) строительство нового аэропорта в районе пгт Полевой.
5. По инженерному оборудованию территории:
а) питьевое водоснабжение населенных пунктов централизованное, с использованием подземных вод, Северско-Донецкого водопровода и второй очереди магистрального водовода из канала Днепр - Донбасс;
б) централизованное канализование хозяйственно-бытовых стоков городов и поселков городского типа с использованием сточных вод после их полной биологической очистки для орошения; организация санитарной очистки и уборки территории;
в) централизованное теплоснабжение городов и поселков от районных и групповых котельных, газоснабжение городов, поселков и части сельских населенных пунктов от системы магистральных газопроводов, электроснабжение от энергосистемы "Харьковэнерго";
г) осуществление комплекса работ по регулированию стока и упорядочению русел рек, противоэрозионным и гидромелиоративным мероприятиям.
6. Первоочередные мероприятия:
а) строительство и реконструкция промышленных предприятий, а также и учреждений культурно-бытового обслуживания населения в соответствии с планами экономического и социального развития;
б) увеличение площади зеленых насаждений в пригородной зоне, развитие систем баз отдыха и пансионатов, пионерских лагерей, санаторных и туристских учреждений;
в) сооружение железнодорожной линии Золочев - Казачья Лопань, продолжение строительства автомагистрали Москва - Симферополь;
г) обеспечение централизованного водоснабжения основных населенных пунктов и строительство местных локальных систем водоснабжения;
д) строительство Дергачевского канализационного коллектора с подачей сточных вод в систему канализации г. Харькова;
е) создание прудов, осушение и орошение сельскохозяйственных земель.
Основные технико-экономические показатели развития г. Харькова
Наименование показателей |
Единица измерения |
Существующее положение (на 1.01.1985 г.) |
Первая очередь (1990 г.) |
Расчетный срок (2005 г.) |
---|---|---|---|---|
Население | тыс. человек | 1553,7 | 1650 | 1900 |
Территория города | тыс. га | 30,3 | 30,5 | 31,1 |
Жилищный фонд общей площади | тыс. кв. м | 22212 | 25650 | 34200 |
Средняя жилищная обеспеченность на площади одного жителя | кв. м общей | 14,3 | 15,5 | 18,0 |
Культурно-бытовое строительство: | ||||
детские дошкольные учреждения | тыс. мест | 83,3 | 99,6 | 115,5 |
общеобразовательные школы | -"- | 152,2 | 181,4 | 249 |
Дворцы культуры, клубы, кинотеатры, театры, концертные залы | -"- | 64,3 | 74,7 | 135,7 |
магазины продовольственных товаров | тыс. кв. м торговой площади | 121,6 | 126,6 | 171 |
магазины непродовольственных товаров | -"- | 97,6 | 113,6 | 270 |
предприятия общественного питания | тыс. посадочных мест | 29,5 | 35 | 98,8 |
учреждения бытового обслуживания | тыс. рабочих мест | 12,8 | 14,7 | 26,6 |
больницы | тыс. коек | 22,5 | 23,8 | 30,3 |
поликлиники | тыс. посещений в смену | 28,9 | 35,9 | 45,6 |
Инженерное оборудование территории: | ||||
водоснабжение: | ||||
мощность сооружений | тыс. куб. м в сутки | 824,3 | 1403,5 | 1783,5 |
протяженность водопроводной сети | км | 1350 | 1502 | 1803 |
канализация: | ||||
мощность сооружений | тыс. куб. м в сутки | 950 | 1450 | 3600* |
протяженность коллекторов и сети | км | 810 | 1025 | 1451 |
теплоснабжение: | ||||
мощность источников | МВт | 7088 | 9430 | 13785 |
протяженность сетей | км | 972 | 1174 | 1327 |
газоснабжение | млн. куб.м/год | 2797 | 6916 | 8685 |
электроснабжение | млн. кВт. ч/год | 4950 | 6640 | 11210 |
емкость телефонной сети | тыс. номеров | 214 | 230 | 679 |
Протяженность линий городского транспорта: | ||||
метрополитена | км | 24,1 | 33,5 | 48,1 |
скоростного трамвая | -"- | - | - | 16 |
трамвая | -"- | 126,9 | 140,5 | 104 |
троллейбуса | -"- | 123,5 | 154 | 205 |
автобуса | -"- | 221 | 244 | 259 |
* С учетом приема ливневых и талых вод.