Новости. Бывший батрак стал основателем династии путейцев
Газета "Вечірній Харків", 26.02.2010.
Считается, что в истории отдельно взятой семьи отражается история государства.
В Харькове проживает семья, по «биографии» которой можно изучать историю Южной железной дороги. Общий стаж работы всех представителей династии Непокупных на ЮЖД составляет 1250 лет.
Они рождались, жили и умирали под стук колес вагонов и гудки паровозов -- род Непокупных состоит из потомственных железнодорожников. Железные дороги появились на территории современной Украины в 60-х годах XIX века (в Харьков первый поезд пришел в 1869-м), а уже в конце 70-х там начал свой трудовой путь первый представитель будущей династии.
«Фамильная» будка сохранилась до сих пор
Тогда на «чугунку» — тогда так называли железную дорогу — после долгих лет батрачества пришел работать ее прапрадед Семен, рассказывает Марина Владимировна Николаевская. Он стал путейцем на станции Рамадан в Полтавской области, а жил со своей женой и детьми в железнодорожной будке в пяти километрах от станции. «Фамильная» будка Непокупных (№ 642) сохранилась до сих пор и находится на 179 километре участка Кременчуг-Бахмач. Она была одновременно и служебным, и жилым помещением — семья была рада и такому ведомственному жилью с «удобствами» на улице и колодцем во дворе. Постоянная близость железной дороги сыграла свою роль: сын основателя династии Михаил пошел по стопам отца. Он прожил в будке вместе с женой Еленой и детьми всю жизнь, отработав путеобходчиком на станции Рамадан 45 лет.
Елена работала дежурной по переезду, рассказывает ее правнучка Марина, и получала три рубля в месяц. Семейное предание гласит, что за получкой она шла празднично одетая, как в церковь. Красивый платок был куплен на двоих с соседкой-путеобходчицей — их мужья подарили его женщинам к какому-то празднику. Один на двоих был и теплый зипун из домотканого сукна, который прабабушка Елена носила зимой — но уже по очереди с мужем. Кстати, он же снабжал семью лаптями, мастерски сплетенными своими руками.
Получая жалованье, супруги ставили в ведомости напротив фамилии Непокупных крестик — оба были неграмотны. У них было десять детей, шестеро из которых — две дочери и четверо сыновей - пошли работать на железную дорогу.
Третье поколение тоже выбрало «чугунку»
Жизнь детей Михаила и Елены сложилась более счастливо — они смогли справиться с беспросветной бедностью, получили образование и потом снова вернулись на железную дорогу.
Петр Михайлович работал железнодорожным мастером на станции Беловоды. Иван Михайлович — начальником дистанции пути. Никифор Михайлович стал бригадиром на станции Рамадан, где, как и отец, проработал 45 лет. А вот судьба четвертого сына -- Федора Михайловича сложилась трагически. Дорожный мастер на станции Лихачево погиб на своем посту во время войны.
Иван Михайлович Непокупный начал трудовую деятельность ремонтным рабочим уже в советское время -- в 1917 году. Окончил курсы артельных старост (сейчас — бригадиров пути), работал бригадиром. А в 1931 году дорожный мастер Иван Непокупный подал необычное заявление -- с просьбой перевести его из Рамодана, потому что на его участке насчитывалось... 18 родственников. Просьбу принципиального путейца учли, назначив его в Кременчуг старшим дорожным мастером.
За годы своей работы на железной дороге он успел сделать многое. Например, кольцевой график ремонта колеи, предложенный его коллективом, по достоинству был оценен путейцами всех дорог. А уже будучи на пенсии, коммунист Иван Михайлович активно участвовал в создании музея ЮЖД, где, кстати, есть экспозиция «Династия Непокупных».
Выбирали по зову сердца
Никифор Михайлович тоже десятки лет проработал в путевом хозяйстве.
- Это мой дедушка, - говорит Марина. - Моя мама Лидия Непокупная рассказывала, что если отцу приходилось кого-то из детей пожурить, то обычно он говорил: «Эх, не получится из вас путейца!». Он был путевым обходчиком, и все время брал маму с собой. Дедушка выполнял свою работу, а мама смотрела и училась. Позже она с отличием окончила ХИИТ и оказалась тысячным специалистом, подготовленным кафедрой пути Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта.
Из четверых детей деда Никифора трое пошли по его стопам. Анатолий Никифорович стал начальником 132-й путевой машинной станции (ПМС), Почетным железнодорожником и Заслуженным работником железнодорожного транспорта Украины (его жена Валентина — тоже путеец). Виктор Никифорович — мастером ПМС № 132 (супруга тоже работает «на путях»). А дочь Лидия Никифоровна — инженером ПМС № 139 в Харькове. И это уже четвертое поколение железнодорожников в семье Непокупных.
На разных участках путейского производства трудятся и представители пятого поколения династии. Две дочери Анатолия Никифоровича работают в Полтаве, а Марина Николаевская -- в Харькове на Основьянской ПМС № 139 инженером по организации и нормированию труда.
Вообще же, в династии Непокупных представлены железнодорожники практически всех специальностей: путевые обходчики, мастера, инженеры, начальники, инспекторы по кадрам.
- Наверное, предначертано было, чтобы в нашей семье дети унаследовали профессию прапрадедов. Специально никто нас не учил, не заставлял, -- улыбается Марина. -- Выбирали сами, по зову сердца. Мой сын учится сейчас в политехническом на психолога, но куда он потом пойдет работать, я не знаю. Может, тоже захочет стать железнодорожником.
Автор: Лариса Холманская
URL оригинала: http://vecherniy.kharkov.ua/news/37438/ | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | ЖД транспорт |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.