Новости. «Харьковметрострой» продали харьковчанам

Харьков.comments.ua, 15.03.2010.

Многолетний строитель харьковской «подземки» ОАО «Харьковметрострой» (ХМС) полностью перешел в частную собственность. 11 марта Фонд государственного имущества (ФГИ) продал контрольный пакет акций предприятия (50%+1) частной компании ОАО «Южспецстрой» (г.Харьков) за 3 миллиона 20 тысяч гривен. Теперь предприятие на 38% принадлежит компании «Arca Capital», 12% находятся у физических лиц, львиная же доля - 50% + 1 акция принадлежат харьковской компании «Южспецстрой».

Провал «Харьковметростроя»

«Харьковметрострой» был создан в 1995 году и занимался строительством и реконструкцией туннельных сооружений, метрополитена и других объектов. Долгие годы предприятие являлось основным подрядчиком при строительстве метро в Харькове. 2009 год стал самым сложным для метростроевцев. Госбюджет не выделял деньги на продолжение строительства харьковского метро, на предприятии росли долги по зарплате, увольнялись работники (за год уволилось более 350 человек). Из-за процентов по кредитам, штрафов и пени росли затраты и соответственно убытки. 2009 год «Харьковметрострой» закончил с убытком 5,6 млн. грн., сократив чистый доход на 81,19%, или на 48,634 млн. грн. Дебиторская задолженность предприятия составила 3 млн. 186 тыс. грн., кредиторская задолженность – 19 млн. 387 тыс. грн.

Хозяйственный суд Харьковской области 6-го апреля 2009 года возбудил дело о банкротстве ОАО «Харьковметрострой». 16 ноября началась санация предприятия. Дело о банкротстве практически совпало по времени с решением Хозсуда Харьковской области о разрыве генерального контракта между «Харьковметростроем» и дирекцией строящегося метрополитена компанией ГП «Харьковский метрополитен» от 21 апреля 1992 года. Контрактом предполагалось строительство Алексеевской линии метрополитена в направлении от станции «Научная» до станции «Проспект победы». Заказчик работ заявил о невозможности платить по контракту из-за отсутствия в бюджете 2009 года средств на финансирование работ. Суд посчитал достаточными аргументы истца и разорвал соглашение. Работы по контракту составляли 80% от объема всех работ «Харьковметростроя».

Тем не менее, в конце апреля 2009 года дирекция строящегося метрополитена объявила новый тендер на выполнение оставшихся работ на том же участке. 5 июня были открыты предложения участников конкурса. Заявки на участие в тендере подавали «Харьковметрострой», «Киевметрострой», а также местное ОАО «Специализированное строительно-монтажное управление «Тоннельcтрой». По результатам конкурса «Тоннельстрой» получил право достраивать вместо «Харьковметростроя» Алексеевскую ветку метрополитена до станции «Проспект Победы».

Кто приценивался к «Харьковметрострою»?

Об интересе к «Харьковметрострою» неоднократно заявляла компания Arca Capital (совокупно контролирует около 38% акций) словацкого бизнесмена Павола Крупы. "Arca Capital" является инвестиционной компанией. Управляет активами в 125 млн.евро. Представительства "Arca Capital" расположены в Братиславе (Словакия), Киеве, Лондоне (Великобритания) и Праге (Чехия). О том, что компания собирается участвовать в приватизации госпакета акций "Харьковметростроя" заявлял юрист представительства «Arca Capital» в Украине Артем Базилевич.

Но к моменту торгов в правление ОАО «Харьковметрострой» вошли два человека, представляющие интересы другой корпорации в этом предприятии.

Как пишет «Деловая столица» эти обстоятельства поставили Arca Capital перед выбором: найти компромисс с соперниками или готовиться к ведению с ними судебных тяжб. В итоге, как указывают источники «ДС», Arca Capital заключила с конкурентами своеобразный «пакт о ненападении», позволив другой структуре с минимальной переплатой приобрести контрольный пакет.

Речь идет о корпорации «Харьковский строительный союз». По информации газеты «Комментарии», ОАО «Специализированное строительно-монтажное управление «Тоннельcтрой» принадлежит ОАО «Харьковстальконструкция», которая входит в корпорацию «Харьковский строительный союз» местных бизнесменов Олега Чигринова, Анатолия Бондаренко и Александра Кагановского (зятя покойного Евгения Кушнарева). Каждому из них принадлежит по 33,3% акций одноименного ЗАО. В структуру группы также входит ряд предприятий, крупнейшим из которых является «Южспецстрой», который и стал владельцем контрольного пакета акций «Харьковметростроя».

В 2009 году в правление «Харьковметростроя» вошли два представителя корпорации, а в апреле в наблюдательный совет «Харьковметростроя» влился Сергей Кадацкий, занимающий аналогичную должность в «Южспецстрое».

Харьковский мэр Михаил Добкин также заявлял о намерении городских властей принимать участие в конкурсе по продаже госпакета акций ОАО «Харьковметрострой». По плану Добкина, предприятие должно было стать коммунальным и работать на благо города. Мэр говорил, что горсовет готов заплатить 9 миллионов гривен и купить предприятие с «долгами по зарплате, по налогам и перед кредиторами в размере около 20 миллионов гривен».

Часть долгов ОАО "Харьковметрострой" городской совет собирался погасить, продав непрофильное имущество, в частности, земельный участок в Балаклаве (Крым).

Позже Добкин уже сообщал, что конкурса по продаже «Харьковметростроя» вообще не будет и что разрабатывается механизм бесплатной передачи предприятия на баланс Харькова и создания из него коммунального предприятия.

«У меня был предварительный разговор с Николаем Азаровым и с руководством Севастополя, где базируется часть предприятия. У них тоже есть потребность, чтобы «Харковметрострой» оставался или в собственности города, или в собственности государства. Без этого предприятия множество видов работ в Харькове проводить просто невозможно», – говорил мэр.

В Харькове все довольны

Комментируя продажу 50% + 1 акции ОАО «Харьковметрострой», Харьковский городской голова Михаил Добкин отметил, что цель, которую ставила перед собой городская власть, достигнута - компанию купили харьковчане.  

«Для Харькова очень важным является то, что собственником части ОАО «Харьковметрострой», принадлежащей государству, стала харьковская компания. Нам удалось избежать продажи и перепрофилирования предприятия тем компаниям, которые были бы не заинтересованы в продолжении строительства метро в нашем городе. ОАО «Южспецстрой» - это предприятие, которое сегодня завершает строительство станции Алексеевской линии метро. Мы и в дальнейшем рассчитываем на то, что ОАО «Южспецстрой» будет задействовано в продолжение строительства метро в Харькове» - отметил Добкин.

Ольга Адаменко

URL оригинала: http://kharkiv.proua.com/article/2010/03/15/123257.html
Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.