Новости. Подайте "добрым" людям

Газета "Вечірній Харків", 26.02.2005.

Работники "снятой шляпы и пустой кружки" зарабатывают 150-200 грн. в день.

Помнится, в один из своих приездов в Харьков тогда еще кандидат в президенты Виктор Ющенко заявлял, что у человека обязательно должна быть работа. «Работа должна человека кормить», — утверждал Виктор Андреевич и с этим трюизмом, то бишь банальной истиной, нельзя было не согласиться. Будущий глава государства не уточнял тогда, какая именно работа должна кормить человека.

Доподлинно известно, что некая, весьма разношерстная категория харьковчан предпочитает «работать», прося милостыню в метро. Просить можно по-разному. Часть одаренных, но не оцененных, предпочитает использовать для добровольного отъема денег у простых граждан различные музыкальные инструменты. Более внушительная часть предпочитает просить без каких-либо выкрутасов. В ход идут незамысловатые конструкции вроде «люди добрые, разрешите к вам обратиться», «остались без денег и паспорта на вокзале, не за что уехать домой» и «срочно нужны деньги на лечение двоюродной сестры друга, с которым вместе учились в детдоме» Несмотря на абсолютную неправдоподобность «обращений» и их назойливость (нудные голоса, постоянные «шарканья» туда-сюда), просящие получают «с вагона» от 30-50 копеек до 2-3 гривен. Если «работать» 5 дней в неделю по 8 часов, то в месяц получится от 3 до 6 тысяч, то есть 150-200 гривен в день. Естественно, что такой прибыльный «бизнес» не остается без внимания потусторонних сил. В силу специфики объекта «вопросы» решают, как правило, лица, приближенные к силовым структурам, обеспечивающие порядок на станциях метрополитена. Стоит ли удивляться тому, что нищие в харьковском метро не переводятся?

Любопытный факт. Попрошайничество и игра на музыкальных инструментах в харьковском метро официально запрещены. Это указано в «Правилах пользования метрополитеном». Там же указывается, что метрополитен является транспортом, пользование которым связано с повышенной опасностью. Но это к слову. Что до нищих, то их можно также определить в запрещенные категории: «создание ситуаций, мешающих движению пассажиропотока», «нахождение на территории метрополитена без обуви» и «засорение и загрязнение пристанционных участков, вестибюлей, переходов, платформ и вагонов». Корреспондент «Вечерки» как-то раз попытался сфотографировать детей-попрошаек на станции «Бекетова», но был остановлен сотрудником метрополитена с формулировкой «нарушение правил фотосъемки».

Есть в харьковском метрополитене и свои «знаменитые» нищие. Например, на платформе станции «Госпром» можно встретить бабушку, которая блуждает между пассажирами с пожеланиями удачи, здоровья и т.д. — ей, по моим наблюдениям, подают более охотно, чем иным попрошайкам. Есть замечательный молодой человек с трясущейся головой, сидящий на заботливо положенной на гранитный пол подушечке в переходе с «Госпрома» на «Университет». Есть еще мифическая личность неопределенного пола, каждый свой визит в вагон предваряющая речью: «Уважаемые пассажуры!» При этом часть «пассажуров» получает от лингвистических экспериментов просящего просто-таки дьявольское удовлетворение и со смехом награждает его лишним гривенником. Вопрос, подавать ли милостыню, каждый решает сам для себя. Правда, за исключением единичных случаев, нищенствование является по сути лишь желанием жить за чужой счет. Ведь почти любой человек, согласитесь, даже не имея каких-либо выдающихся качеств, может заработать деньги на хлеб, хотя бы и простым физическим трудом. И вообще: есть мнение, что именно труд создал человека.

Константин Долгов, для "Вечерки"

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.