Новости. Дорога к гражданскому обществу
Газета "Время", 09.06.2010.
Безусловно, в комплексе мер по улучшению условий дорожного движения в Харькове, как, впрочем, и в других городах мира, прокладка новых дорог играет важную роль.
О своей идее проложить новую дорогу через парк
им. М. Горького городская власть говорила в последние годы не раз. Но условия для практической реализации замыслов созрели только в последнее время. Вырубка леса началась 21 мая: неожиданно и с громадным напором.
На защиту парка и других зеленых зон города поднялись общественные организации и просто совестливые граждане, которые, несмотря ни на что, верят в конституционную статью, гласящую, что единственный источник власти в нашей стране — народ. Их позиция ясна: не так уж важно — когда и кем принято решение рубить парк и есть ли эта дорога на генеральном плане развития города или нет ее. Главное в другом — мы не должны равнодушно воспринимать разрушительные решения.
Возможно, что в случае безвыходности и некой исключительной жизненной важности этой дороги для города харьковчане согласились бы принести в жертву свои жемчужины: парк и детскую железную дорогу. Но разве есть такая исключительность в данном случае? Доказали ли ученые и проектировщики необходимость этой дороги? Допустимо ли отводить общенародную парковую землю под строительство коттеджей и других объектов, что видно из составленных в разное время документов (планировочные схемы, письма и т. п.).
Не может оставаться незамеченным низкий, несвойственный университетскому городу, уровень тех обоснований проекта дороги, который предложен руководителям Харькова и который продемонстрировали сторонники рубки деревьев на совещании в мэрии 27 мая. Акцентируем внимание на необходимости применить для транспортного проектирования широко используемые методы моделирования, которые позволяют оценивать и получать точные решения не локально в отношении 2 — 3 улиц, а с учетом влияния и оптимизации всей транспортной сети города. Во многих странах обязательной основой проектирования является наличие общей долговременной концепции развития транспортных систем. К сожалению, такого документа в Харькове нет и, насколько известно нашей организации, создать его не поручено.
Мы опросили таксистов, а они умеют считать деньги и время. Из 148 таксистов 120 сказали, что эта дорога для перевозок людей по городу им не нужна, 28 — надо посмотреть. Не видят смысла в этой дороге и простые водители: что толку в соединении двух перегруженных дорог?..
Сейчас известно, что и. о. мэра Г. Кернес 2 июня издал распоряжение, согласно которому слушания о зеленых зонах Харькова назначены на 19 июня. Состав подготовительного комитета — в основном чиновники. Предложенный для слушаний зал имеет ограниченную вместимость. Вполне можно предполагать, кто займет его большую часть и по какому сценарию пройдет все это мероприятие. Власть намерена так провести слушания, чтобы появилось еще одно фиктивное прикрытие ее позиции — принуждение громады к «подарку» в честь дня города.
Что можно противопоставить этому? Прежде всего надо исходить из того, что власть обязана создать условия для общественных слушаний, но отнюдь не быть их основным организатором. Эту функцию необходимо выполнить представителям общественных организаций. Необходимо также подготовить, опубликовать и всенародно обсудить документы, предлагаемые к обсуждению, и проект решения, а также список выступающих, состав рабочих органов этого совещания, состав президиума и имя его председателя (сопредседателей). Ими обязательно должны быть лидеры активистов. Такие слушания было бы целесообразно провести в одном из больших залов (например, киноконцертном) или на стадионе с одновременной трансляцией в прямом эфире.
Но только слушаниями не удастся, по-видимому, ограничить обсуждение столь важного для Харькова вопроса. Они станут необходимой подготовкой населения к сознательному участию в общегородском референдуме. И это будут важные, возможно первые, практические шаги к формированию условий для построения гражданского общества.
В заключение сделаю небольшое отступление от темы. Был у меня старший по возрасту товарищ, фронтовик с четырьмя медалями «За отвагу» и другими боевыми и трудовыми наградами. От него, смелого солдата в войну и профессора истории в мирное время, я услышал в начале 90-х годов поразившие меня слова: «Гражданское мужество выше военного». Время неоднократно подтверждало эту его мудрость.
Александр Ситенко, президент общественной организации «Товариство учасників руху», г. Харьков
URL оригинала: http://timeua.info/090610/20513.html | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Город и область |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.