Новости. Проезд в метро все-таки подорожает. Но не завтра

Газета "Время", 29.03.2005.

Судя по всему, увеличения стоимости проезда в харьковском метро не избежать. Но когда это произойдет, пока неясно.

Практика показывает, что лучшей помехой столь непопулярным решениям оказываются надвигающиеся выборы. Поскольку ожидается очередной избирательный процесс, есть надежда, что и подземка еще поработает по старым тарифам. Тем не менее, даже народные избранники — пока, правда, лишь городского уровня — вынуждены признать: ситуация, сложившаяся в метрополитене, медленно, но уверенно убивает предприятие. На своем очередном заседании представители депутатской постоянной комиссии по вопросам транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и экологии, выслушав отчет руководителя метрополитена Михаила Пилипчука, сделали вывод, что пора заново (такая попытка уже была в прошлом году) пересмотреть действующий тариф. Слово «повышение» они пока предпочли не употреблять, заменив его на более нейтральную для обывательского уха «оптимизацию».

В любом случае, решение по этому вопросу принимать не городским, а областным властям: метрополитен ведь — предприятие государственное. И — убыточное. В финансовом плане на 2005 год, утвержденном Министерством транспорта, предусмотрены убытки в 35,4 млн. грн. При этом за прошлые годы уже образовалась «дыра» в 139,9 млн. грн.

Число пассажиров постоянно растет (за последние три года — на 18%, или 41,6 млн. человек), суммы дополнительного заработка (например, от рекламы) увеличиваются, вовсю внедряются энергосберегающие и прочие полезные технологии, а подземка от этого богаче не становится.

Такой парадокс рыночной экономики приводит к тому, что в метро находиться скоро будет опасно — некоторые участки пути, требующие реконструкции, в буквальном смысле слова залатываются. Над этим каждую ночь работают по 670 человек. По словам М. Пилипчука, вагоны изношены на 77%, эскалаторы — на 74%, автотранспорт — на 90%. Оборудование общей стоимостью 40 млн. грн. отработало установленный срок, и его дальнейшая эксплуатация без обновления может привести к печальным последствиям.

«Немедленного обновления требует система безопасности перевозок и, в первую очередь, — автоматическое регулирование скорости. На это необходимо почти 4 млн. грн., — говорит Михаил Дмитриевич. — Эскалаторов у нас 47, и 28 из них, выпущенные до 1998 года, требуют немедленного капитального ремонта или замены. Восстановление одного эскалатора стоит 1 млн. грн… Несколько дней назад я вместе со специалистами осматривал ночью туннели и рейсовое хозяйство в районах, где пусковые участки были заводнены. Так, например, на участке от станции «Площадь Восстания» до «Архитектора Бекетова» под рекой полностью разрушены стены — там работают насосы по откачке воды. Всего в метрополитене 400 насосов, половина из них не отключается вообще».

Впрочем, все было бы не так критично, если бы государство рассчитывалось с метрополитеном за многочисленных социально уязвимых граждан, среди которых — и студенты. Часть льготных категорий в общей пассажирской массе — 34,1%, и подземка должна была получить за их проезд 41,7 млн. грн., а имеет лишь 9,1 млн. грн., то есть 21,8%.

Кстати, харьковской подземке в этом году исполняется 30 лет. Наверное, и метрополитеновцы, и пассажиры заслужили лучшего к себе отношения со стороны государства. Если бы долги были возвращены и больше не накапливались, возможно, нынешняя цена проезда и продержалась бы дольше. Однако и это не панацея от увеличения стоимости проезда.

«Для того чтобы нормально работать, выполнять графики, необходимо компенсировать льготный проезд, — сказал М. Пилипчук. — Но если дальше развивать метрополитен и обновлять подвижной состав, надо увеличивать тариф». Михаил Дмитриевич готовится к встрече с губернатором с тем, чтобы решить вопросы помощи метрополитену. Для большей наглядности он возьмет с собой фотографии разрушенных участков туннелей. Надо сказать, они производят ужасающее впечатление.

Кстати

В прошлом году харьковский «Горэлектротранс» недополучил из госбюджета около 50 млн. грн. компенсации за льготный проезд пассажиров. По словам директора предприятия Анатолия Ткаченко, на данный момент правом льготного проезда в трамвае и троллейбусе пользуется больше 28 категорий льготников.

А в депо Коминтерновского района заканчивается реконструкция трамвая. Это первый капитально отремонтированный трамвай в Харькове за последние годы. Уже в первых числах апреля машина выйдет на рельсы.

Сейчас высыхает краска, и в ближайшие дни будут установлены двери, сиденья, вставлены стекла. По словам главного инженера «Горэлектротранса» Василия Витченко, стоимость капремонта одновагонного трамвая — чуть больше 60 тыс. грн. Зато он продлевает жизнь этого средства передвижения на 10 лет. Но те машины, которые на ходу уже по 30 — 40 лет, реконструкции не подлежат.

Инна Питя

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.