Новости. Куда троллейбус довезет?

Газета "Вечірній Харків", 29.03.2005.

Несколько лет назад мне довелось побывать в российском городе Кирове, и там я увидел организацию сети троллейбусных маршрутов, с которой ни прежде, ни потом нигде встречаться не приходилось.

Практически вся троллейбусная сеть в этой областном центре закольцована так, что конечная остановка одних маршрутов, как правило, является лишь промежуточной для других. И, доехав до нее одним троллейбусом, можно пересесть на другой и продолжить путь..

Трудно спорить: такую маршрутную сеть можно считать если и не идеальной, то уж точно — образцовой. Посему невольно попытался сравнить с ней харьковскую. Различия, естественно, существенные. Специалисты по вопросам градостроительства, с которыми я пытался обсуждать данный вопрос, доказывали, что эта разница объясняется характером планировки городов. Если в том же Кирове она радиально-кольцевая, то в Харькове — радиальная. Кстати, одной из главных особенностей нового генплана развития нашего города до 2026 года как раз и является создание сети хордовых магистралей между основными радиусами, ведущими от центра к городским окраинам, — чтобы существенно разгрузить многие улицы и проспекты от автотранспорта.

Но вернемся к троллейбусам. Если проанализировать, как в течение 65 лет существования в Харькове этого вида транспорта шло строительство новых линий и развитие сети маршрутов, то налицо ряд проблемных моментов. Как правило, троллейбусные линии расходятся от центра в разные концы города, а уже на окраинах от них идут ответвления по различным частям тех или иных районов. Характерными примерами являются районы ХТЗ, Салтовки, Лесопарка, Алексеевки, Новой Баварии и Лысой горы. В то же время такая планировка не только часто не позволяет доехать троллейбусом по кратчайшему пути из одного городского района в другой (например, с Салтовского жилмассива на поселок Жуковского), но и в отдельных случаях может создать серьезные транспортные проблемы общегородского масштаба. Так, заезд всех троллейбусов из депо на маршруты, обслуживающие Павлово Поле, Апексеевку, поселки Жуковского и завода «Коммунар», возможен только по Сумской улице. А связь с Салтовкой осуществляется лишь по проспекту 50-летия СССР и расположенному на нем путепроводу. Правда, заезд из депо на Салтовский жилмассив возможен также по Московскому проспекту (мимо универмага «Харьков») и улице Якира, но обратно оттуда выехать можно лишь по упомянутому мосту. Случаются иногда и всевозможные дорожные аварии, когда проезд по той или иной магистрали оказывается затруднен. Но «сбросить» попадающие в «западню» троллейбусы на другую улицу в подобных случаях оказывается невозможно.

Между тем в последнее время развитие сети троллейбусных линий в нашем городе заметно приостановилось. Последний новый отрезок — от улицы Плиточной до микрорайона «Горизонт» — был введен еще в 1996 году. Причины такой ситуации, естественно, лежат в экономической плоскости. Но продолжать строительство новых линий когда-то все равно придется. Ведь при очевидном преимуществе автобусов в скорости и мобильности троллейбус был и остается экологически чистым видом транспорта. В таком случае, на мой взгляд, следовало бы в первую очередь соединить между собой уже существующие линии, что позволит открыть ряд новых маршрутов — как коротких, так и протяженных. Например, построить линии от авиационного института до улицы Героев труда по улице Жилярди или Старошишковской (какая из них наиболее приемлема исходя из профиля местности — решать специалистам), по проспекту Тракторостроителей от станции метро «Имени Александра Масельского» до проспекта 50-летия ВЛКСМ, по улице Клочковской от улицы 23 Августа до спуска Халтурина, по проспекту 50-летия СССР от проспекта Героев Сталинграда до проспекта Гагарина. О последнем отрезке хотел бы сказать отдельно. Когда в начале 90-х годов начал функционировать рынок на автодроме, у его тогдашних владельцев были замыслы провести мимо него троллейбусную линию, но они так и остались нереализованными. Конечно, упомянутая часть проспекта 50-летия СССР, которая примыкает в основном к тыльной стороне территории аэропорта, является малозаселенной. Но в то же время это самый короткий путь из районов Новых домов и Салтовки в тот же аэропорт. Поэтому чтобы троллейбусная линия там не только была построена, но и данный вид транспорта не ходил лишь транзитом и полнее загружался, стоило бы создать вдоль проспекта целую сеть торговых и развлекательных комплексов. А их потенциальным владельцам городские власти могли бы предложить инвестировать строительство не только «своих» объектов, но и троллейбусной линии.

Впрочем, и действующие троллейбусные трассы в городе можно было бы использовать гораздо продуктивнее. Ведь с привязкой практически всей маршрутной сети к станциям метро многокилометровые участки контактной сети (в частности, по Московскому проспекту) используются только для пропуска троллейбусов из депо и обратно.

ОЛЕГ СТОЛБЕЦОВ

Разделы по теме:
Рубрики:   Троллейбус

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.