Новости. Как лечить синдром транспортной усталости?

Газета "Время", 28.05.2011.

Кто плохо едет, тот плохо работает

Время одноразовой поездки, которое человек воспринимает без ощущения усталости и дискомфорта — не более 45 минут. Если посмотреть на схемы пассажирского транспорта в Харькове 1960–1970 годов, то можно заметить, что время, которое нужно было потратить для проезда от «спальных» районов до крупных предприятий Харькова (даже с пересадкой), примерно укладывалось в эти самые 45 минут. Сегодня былая маршрутная сеть общественного транспорта города (да и пригорода) во многом разрушена. Что же мы имеем взамен? И анализировал ли кто-то сложившуюся ситуацию?

В прошлом году, накануне международной на­уч­но-прак­ти­чес­кой конференции «Транспортные системы мегаполисов и крупных городов. Концепция перспективного развития транспортной системы г. Харькова», эта тема обсуждалась специалистами. Петр Горбачёв, профессор кафедры транспортных технологий Харьковского национального автодорожного университета, тогда заметил: «Объективная оценка качества обслуживания пассажиров в Харькове, как, впрочем, и в подавляющем большинстве городов Украины, не проводилась. С трудностями пассажиры сталкиваются во многом: начиная с высокой стоимости проезда и заканчивая тяжелыми условиями пребывания в транспорте». Для пассажиров эти «тяжелые условия пребывания» оборачиваются неприятным болезненным состоянием. Специалисты называют его синдромом транспортной усталости. В Украине об этом синдроме говорят и пишут редко, а вот в мире данное явление медики исследовали довольно тщательно. Прогрессируя, транспортная усталость может послужить толчком к развитию гипертонии, сердечных болезней, неврозов, депрессии и панических атак. Лекарственными средствами синдром транспортной усталости не лечится.

Ускоряют развитие синдрома транспортной усталости поездки в переполненном транспорте. В разработанных еще в советское время «Правилах организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» (во многом они действуют и сегодня) зафиксирована следующая норма: «Интервалы движения автобусов в городах в часы «пик» на основных маршрутах не должны превышать 4–5 минут» (пункт 76).

А в пункте 77 говорится: «Количество пассажиров в городских автобусах в часы «пик» не должно превышать 5 человек на 1 кв. м. свободной площади пола салона автобуса». Журналисты «Времени» провели собственный «замер» на нескольких пригородных маршрутах. На направлениях Харьков—Золочев, Харьков–Дергачи и Харь­ков–Южный плотность стояния пассажиров (на глаз) превышала этот показатель раза в два. А ведь длительность поездки на этих маршрутах — не менее 40 минут. Стоит ли удивляться, что еще одно негативное последствие такой работы общественного транспорта — рост социального напряжения. Кстати, московские городские власти в 2008 году признали — некачественная работа местного транспорта вызывает социальную напряженность в столице. И даже вытребовали для решения этой проблемы у правительства внушительную сумму. Но это единственный известный автору случай на постсоветском пространстве.

Кроме того, еще в 2009 г. группой саратовских ученых под руководством профессора С. Н. Братановского бы­ло установлено: каждые 10 мин., проведенные в переполненном подвижном составе городского транспорта, приводят к снижению производительности труда в среднем на 5–8 %.

О бедном пассажире замолвите слово

Как же отстоять свои права на человеческие условия в общественном транспорте?

Распространенная ситуация — водитель маршрутного такси или автобуса отказывается перевозить льготного пассажира. В данном случае следует обратиться с заявлением в Территориальное управление главной государственной инспекции на автомобильном транспорте в Харьковской области (его адрес 61124, г. Харьков, пр. Гагарина, 129). Как пояснили в управлении, жалобу можно составить в произвольной форме, но с обязательным указанием маршрута, номера автобуса и вида льготы. Также желательно описать, где, когда и при каких обстоятельствах был получен отказ в проезде. И конечно, указать свои имя и фамилию, адрес и контактные телефоны для получения ответа. Заявление можно отправить заказным письмом. После того как сотрудники управления рассмотрят обращение, инспектор выедет на маршрут и произведет проверку. Коль нарушение подтвердится, перевозчик будет оштрафован на 170 гривен. Можно и просто позвонить по «телефону доверия»: 736-06-07.

Если перевозчик нарушает нормативы и правила перевозки пассажиров (например, на остановках пригородного маршрута нет расписания), вначале имеет смысл обратиться непосредственно к перевозчику. Телефон и название фирмы-перевозчика со схемой маршрута в обязательном порядке должны быть вывешены в салоне. Иногда спокойный и конструктивный диалог способен снять многие проблемы. Если не помогает — обращайтесь в главное управление промышленности, транспорта и связи Харьковской обл­администрации: Госпром, 3-й подъезд, 4-й этаж, телефон приемной — 705-26-76. Как рассказали в управлении, форма обращения — обычная. В заявлении на имя начальника управления следует изложить суть претензий к перевозчику, указать свои ФИО и адрес. В течение 30 дней инспектора обязаны проверить факты нарушений и дать вам ответ. Если факты подтвердятся (скажем, расписание так и не обнаружат), перевозчика вновь ждет штраф. В случае грубых нарушений дело может обернуться крупными неприятностями, вплоть до проблем с лицензией.

Еще одна структура, которая может постоять за права пассажиров, — Харьковское областное управление по защите прав потребителей. Адрес управления: 61022, г. Харьков, ул. Сумская, 45, е-mail: zps@aviti.net. Как заверила «Время» начальник управления, во многих случаях (когда речь идет о некачественном предоставлении транспортной услуги) они действительно могут помочь.

Определенные полномочия, а значит и возможность изменить жизнь пассажиров к лучшему, имеют органы местного самоуправления. В ст. 28 Закона Украины «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления имеют право «готовить представления в орган, который выдал разрешение на проведение соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о временном приостановлении его действия или о досрочном аннулировании в случае систематического нарушения прав потребителей». Это положение распространяется и на недобросовестных перевозчиков.

Если же вы считаете, что перевозчик не просто нарушает правила, а подвергает вашу жизнь опасности — вам в ГАИ. Телефоны, по которым можно узнать, каким именно образом лучше поступить: 707-01-02, 707-01-04, 707-01-06. Не факт, что вы встретите полное понимание, но в ряде случаев альтернативы в поисках правды нет.

Увы, в целом все, что связано с борьбой за право ездить в Украине по-человечески, сопровождается бюрократическими проволочками. И Харьков в этом плане не исключение. Но сегодня других законных возможностей (кроме суда) отстоять свои права в этом деле нет. Воспользоваться ими или терпеть — это уже вопрос личного выбора.

Оксана Богдан

URL оригинала: http://timeua.info/280511/40858.html
Разделы по теме:
Рубрики:   Метро, Трамвай, Троллейбус, Автобус

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.