Новости. Льготные перевозки: Боливар двоих не вынесет…

Газета "Время", 03.06.2011.

Пригородные поезда — сегодня, пожалуй, самый доступный и быстрый вид транспорта, который к тому же обеспечивает массовую перевозку пассажиров на довольно большие расстояния.

Представьте себе, что привычные электрички вдруг разом исчезли бы из нашей жизни и все их пассажиры устремились бы к автостанциям! Это означало бы самый настоящий коллапс для жителей как Харькова, так и области. Не выехать на дачу, не добраться на работу… К тому же автомобильные перевозки в несколько раз дороже железнодорожных. А еще водители автобусов, прямо скажем, недолюбливают льготников. На обочинах дорог нередко можно увидеть картину: пожилой человек (наверняка, льготник), пытаясь «поймать» пролетающие мимо рейсовые автобусы, демонстративно держит в руке купюру в несколько гривен — мол, готов заплатить, только подберите.

В электричках подобного не встретишь. Если есть документ, дающий право на льготный проезд, — человек может спокойно ехать в нужном ему направлении. Сегодня железная дорога предоставляет льготный проезд 26 категориям граждан: ветеранам войны и труда, «чернобыльцам», пенсионерам, студентам и многим другим. Чтобы представить себе объемы льготных перевозок, достаточно привести всего несколько цифр. Так, за четыре месяца нынешнего года услугами пригородного сообщения Южной железной дороги в пределах Харьковской области воспользовались более 12 млн. человек, из которых около 65% — льготники. Это значит, что оплачивает свой проезд «живыми» деньгами всего лишь треть пассажиров. За остальных железной дороге должна выделять субвенцию через областной бюджет государственная казна. Увы, в результате железнодорожники обычно получают суммы во много раз меньшие, чем те, которые фактически затрачиваются на перевозку льготных пассажиров.

— За осуществленные в течение четырех месяцев льготные пассажирские перевозки в соответствии с действующим законодательством дорога должна была получить от Харьковской облгосадминистрации компенсацию в сумме 12,4 млн. грн., — говорит начальник службы пригородных перевозок ЮЖД Игорь Кухарчик. — Но было компенсировано лишь 3,3 млн. грн. — т. е. 27%. Нужно отметить, что Южная дорога заблаговременно информировала руководство области о необходимых объемах средств на компенсацию, которые следовало предусмотреть в областном бюджете на компенсацию в 2011 году, а именно — 41,3 млн. грн. Однако и эта сумма составила для железной дороги лишь 9,4 млн. грн., или 23% от потребности.

К сожалению, констатирует Игорь Кухарчик, из-за недостаточного уровня компенсации за перевозку пассажиров-льготников со стороны местных органов власти разрушается четкая система пассажирских железнодорожных перевозок и, прежде всего, пригородных. Вместе с тем на сегодняшний день более 65% подвижного состава работает с исчерпанным сроком эксплуатации, около 25% нуждается в капитальном ремонте. Словом, деньги, затраченные на перевозку «льготников», для железной дороги отнюдь не лишние. За них можно было бы значительно улучшить состояние вагонов и локомотивов, а значит, сделать перевозки надежнее и безопаснее. Не имея такой возможности, но не желая рисковать жизнями пассажиров, дорога будет вынуждена отменять пригородные поезда, остановочные пункты, сокращать маршруты следования, снимать с линии опасные поезда — чтобы все-таки сэкономить средства на ремонт подвижного состава. Иначе просто невозможно.

К слову, пригородные пассажирские тарифы Южной дороги и так вполне можно назвать социальными. Харьковчане, которым приходится часто ездить через российскую границу в соседнюю Белгородскую область, знают, что билет из Харькова до Белгорода, купленный на ЮЖД, стоит почти в пять раз дешевле, чем билет из Белгорода до Харькова, купленный на российской Юго-Восточной дороге. Сравнение явно в пользу нашей Южной. Сохранить эти преимущества можно лишь при полной компенсации убытков за перевозку пассажиров-льготников. Боливар двоих не вынесет…

Татьяна Буряковская

URL оригинала: http://timeua.info/030611/41234.html
Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Комментарии

ХотаБич
07.06.2011 11:14
Кроме льготников, есть вина и в организации перевозок, много платежеспособных пасажиров пересели на маршрутки хотя цена на них значительно выше.
Чтобы купить билет надо выйдя из метро подняться на верх пройти пол вокзала до кассы потом снова вернуться к тунелям, многим не по пути. Не знаю как другие направления, на мерефянском осталось лишь несколько мерефянок и то поезда рабочего дня( для многих суббота и воскресение уже давно рабочие),остальные идут к окраинам области, во многих по 8 вагонов все переполненые уже с Мерефы нет сидячих мест. Ещё до отправления в вагонах начинаетсья бойкая торговля мороженым, тошнотиками(пирожками), пивом и т.д.
Раньше часто(особенно зимой) одно купе в каком нибудь вагоне дремали бомжи. По поводу оплаты все уже привыкли отдавать по 3 гривни так называемым ревизорам хотя билеты никто из них не даёт, а если и дают то не из кассовых аппаратов ,а не понятно на каких бланках выписанных в ручную.

Просмотреть соответствующую тему на форуме.

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.