Новости. ЮЖД: Время новых скоростей

Газета "Время", 13.07.2011.

Добраться из Харькова в любой из соседних городов-«миллионников» (Киев, Донецк, Днепропетровск) всего за три с половиной часа — такая перспектива для пассажиров Южной железной дороги уже не за горами.

Весной следующего года на дороге появятся новенькие скоростные поезда — корейские «Хюндаи» и двухэтажные чешские «Шкоды», без труда преодолевающие доселе недоступную для отечественных стальных магистралей скорость в 160 км в час. А чтобы передвигаться такими темпами по дороге было комфорт­но и безопасно, железнодорожники Южной взялись выполнить колоссальную по своим масштабам задачу — фактически переделать под скоростное движение «свой» участок пути длиной 176 км от Полтавы через Красноград до Лозовой со всей относящейся к нему инфраструктурой (станциями, переездами, стрелочными переводами, энергоснабжением и т.д.). С первыми итогами этой работы на днях ознакомились харьковские журналисты во время объезда будущей скоростной магистрали с руководством ЮЖД.

... Плюс электрификация всего пути!

В путь мы отправляемся в автомотрисе — специальном вагоне на дизельном ходу, позволяющем объезжать неэлектрифицированные участки дороги, каковым пока и является участок от Полтавы до Лозовой. Впрочем, уже к ноябрю весь он будет электрифицирован.

— За один год нам нужно электрифицировать 250 км «развернутой» длины участка, — рассказал начальник ЮЖД, Герой Украины Виктор Остапчук. — Для сравнения: в 2002 году, когда мы запускали ускоренные столичные экспрессы, максимум, что могли сделать — это силами всей «Укрзалізниці» электрифицировать 52 км от Сагайдака до Полтавы-Киевской. Сегодня предстоит сделать намного больше. Причем нужно обеспечить и внешнее энергоснабжение, построив 4 современных тяговых подстанции. За все 20 лет независимости страны на нашей дороге было построено только 2 подстанции.

Из 3 тысяч электро­опор вдоль участка Полтава — Красноград уже установлено две тысячи. Где-то на них уже натягивается контактная сеть, а где-то штабели железобетонных опор еще ожидают, когда будут выполнены все необходимые предварительные работы службой пути. А это, между прочим, внушительный перечень.

Модернизация под скоростное движение включает в себя полную замену 108 километров верхнего строения пути с устройством земляных площадок (в общей сложности нужно отсыпать 62 тыс. кубометров земляного полотна), заменой шпал, креплений, рельсов и т.д. Преимущественно эти работы уже выполнены, благодаря чему автомотриса разгоняется до максимально возможных 130 км в час, но этого практически не чувствуется, т.к. вагон идет очень плавно.

Если бы мы ехали в скоростном поезде, то уже сейчас он мог бы идти здесь на скорости 160 км в час, объясняют железнодорожники.

Поскольку участок железной дороги здесь однопутный, нужно построить несколько двухпутных «вставок», чтобы скоростные поезда не плелись в чьем-нибудь хвосте и могли разъезжаться со встречными составами. Плюс — уложить 62 стрелочных перевода, обустроить 12 круглосуточно охраняемых переездов, привести в порядок лесозащитные полосы и искусственные сооружения (дренажные системы, мосты и т.д.).

Еще одна сложность этого участка пути заключается в том, что он буквально петляет то в одну, то в другую сторону. Дорога строилась в конце XIX века в болотистой местности и вообще сложных условиях рельефа. При тогдашних скоростях строители могли позволить себе делать кривые повороты небольшого радиуса. Скоростная же электричка на таком повороте без снижения скорости просто не удержится, так что путейцам в десяти таких местах теперь приходится «спрямлять» путь, фактически прокладывая его заново — по кривым большего радиуса.

В общей сложности на участке Полтава — Красноград собственными силами ЮЖД большинство строительных работ уже выполнены. Вскоре основные усилия по строительству будут сосредоточены на участке Красноград — Лозовая, а здесь полным ходом развернут свои работы энергетики и связисты.

Движением будет управлять компьютер

Впервые в Украине именно на скоростном участке ЮЖД от Полтавы до Лозовой будет внедрена микропроцессорная система управления всеми сигналами и устройствами: стрелочными переводами, блокировкой на перегонах и т.д., что сводит к минимуму влияние «человеческого фактора» и повышает надежность работы этих устройств. «На микропроцессорах» будет и диспетчерская централизация. Иными словами, управление всей системой движения на скоростном участке будет осуществляться через главный компьютер, находящийся в Харькове. Подобные системы уже используются на отдельных станциях (например, Водяное, Коломак, Ковяги), но столь масштабный единый технологический микропроцессорный комплекс появится на отечественных железных дорогах впервые. Вся эта система должна быть готова в ноябре, после чего до марта 2012 года она будет работать в качестве опытной, и лишь после этого руководством «Укрзалізниці» будет решаться вопрос о ее введении в постоянную эксплуатацию.

В настоящее время на нескольких станциях вдоль дороги строятся специальные помещения — блочные модули — для размещения электрического и микропроцессорного оборудования. Обслуживать аппаратуру в таких блоках удобнее и проще, чем в тесноте старых приспособленных помещений. Сами блоки изготавливаются в Краснограде, их электронная «начинка» — тоже преимущественно отечественного производства. Один из 10 таких модулей — в уже готовом состоянии — журналисты смогли посмотреть на станции Малая Перещепинская. Освобождающиеся здания железнодорожники оборудуют для нужд сотрудников станций, а также для отдыха бригад путейцев, энергетиков и связистов.

Вместе с модернизацией путевого хозяйства на скоростном участке Южной дороги реконструируются и все станции, дабы их внешний вид соответствовал европейскому облику новых поездов, а все обустройство обеспечивало безопасность и комфорт пассажиров.

Старину сохраняем, но и о новых технологиях — не забываем

Недавно получила новый облик станция Карловка — с оборудованием современных служебных и санитарно-бытовых помещений, комнат отдыха для пассажиров-инвалидов. Есть здесь все возможности для оформления электронных документов клиентами, отправляющими грузы. Сейчас идет капитальный ремонт красноградского вокзала, построенного еще в 1898 году. По уже сложившейся на ЮЖД традиции, архитектура прекрасного старинного здания при этом будет максимально сохранена.

На остановке «18-й километр» уже построены специальные павильоны-«карманы», в которых пассажиры могут укрыться во время прохождения скоростного поезда. А предупреждать людей о приближении такого состава будет громкоговоритель, получающий информацию через систему GPS-навигации. На остановке уже все готово для размещения и электронного табло, и громкоговорителя, системы уже прошли испытание и будут установлены сразу же, как только к этому будет подготовлен весь участок скоростного движения.

По словам Виктора Остапчука, все работы по строительству и оснащению путей и станций на участке Полтава — Красноград — Лозовая должны быть завершены до конца года. На доделку «мелочей» еще останется время до апреля, когда на дороге начнется движение скоростных поездов. Сейчас на Южной дороге скрупулезно изучают движение пассажиропотоков из различных населенных пунктов Харьковщины и соседних регионов, чтобы использовать скоростные электрички с максимальной отдачей. Они будут доставлять пассажиров не только в столицу и ближайшие мегаполисы, но и летом ходить на юг, а также курсировать по Харьковской области, чтобы жители районов могли добираться в областной центр без пересадок.

Пассажирам — налево, грузам — направо

Кстати, грузовых поездов на скоростном участке пути не будет в принципе — все они от Полтавы пойдут в сторону Кременчуга. До сегодняшнего дня участок Полтава — Кременчуг был неэлектрифицирован. Теперь здесь оборудуется контактная электросеть. Кроме того, нужно уложить 28 километров вторых путей и, опять же, реконструировать все станции. Часть этой работы уже выполнена, завершить ее полностью железнодорожники планируют к ноябрю, когда от станции Малая Перещепинская до Кременчуга пойдут первые поезда на электротяге.

— Электрификация участка Полтава — Кременчуг делается в рамках разъединения грузового и пассажирского движения, — рассказывает Виктор Остапчук. — Путь и вся инфраструктура скоростного участка будут служить дольше и надежнее, если на нем будут ходить только пассажирские поезда. Кстати, электрификация участка Полтава — Кременчуг — классический пример того, как нужно правильно вкладывать деньги. По нашим расчетам, вложенные средства окупятся за пару лет. Ведь грузопотоки уже электрифицированного нами широтного хода (граница РФ — Купянск — Основа — Харьков — Полтава) получат выход к нашим черноморским портам, что повысит конкурентоспособность Украины на рынке транспортных услуг за счет снижения себестоимости перево­зок. Также будет сделан важнейший шаг в деле обеспечения экологической безопасности и энергетической независимости страны.

...Возможно, кто-то из скептиков скажет, мол, что такое скорость в 160 км, когда по Европе уже вовсю курсируют поезда со скоростью 300–400 км. Южная дорога к такому развитию событий готова.

— С чего-то надо начинать, — убежден Виктор Остапчук. — Сегодня на скоростном участке мы сможем ездить со скоростью 160 км в час, а завтра определим участки, где можно повысить скорость до 180 км. И постепенно этот участок будет превращаться в полигон скоростного движения. Скептикам я скажу, что это только начало. Через несколько лет мы будем ездить со скоростью 200 километров в час.

Татьяна Буряковская

URL оригинала: http://timeua.info/130711/43471.html
Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.