Новости. Виктор ОСТАПЧУК: "Булгарии" на рельсах мы не допустим"

Газета "Комсомольская правда в Украине", 04.08.2011.

Планы Южной железной дороги по отмене некоторых пригородных поездов в Харьковской, Полтавской и Сумской областях вызвали немалый общественный резонанс. Разъяснить ситуацию "Комсомолка" попросила начальника Южной железной дороги Героя Украины Виктора Остапчука.

- Виктор Николаевич, наши читатели ценят железнодорожный транспорт как самый доступный и надежный. Поэтому сообщения об отмене ряда электричек вызвали некоторые опасения и у жителей пригородных поселков, и у горожан-дачников: пересаживаться на маршрутки для многих из них не по карману.

- Опасения наших пассажиров совершенно напрасны, потому что мы пока собираемся отменять только несколько "малонаселенных" пригородных поездов. Согласитесь, возить воздух - дорогое удовольствие, тем более, что пригородные перевозки и так приносят дороге огромные убытки. К примеру, за первое полугодие нынешнего года - 306,5 миллиона гривен.

Хотя прежде всего я хотел бы сказать не о наших многомиллионных убытках, не о льготах на проезд, которыми пользуются семь из десяти пассажиров пригородных маршрутов, и даже не о мизерной компенсации за эти льготы, которую железная дорога чуть ли не выпрашивает, хотя должна получать автоматически.

Мы, железнодорожники, отвечаем за жизнь и здоровье людей. Эта ответственность входит в нашу плоть и кровь, и тяжесть ее груза, поверьте, не сравнима ни с чем.

Поэтому мы больше не можем молчать о ситуации, которая сложилась с обновлением парка пригородных поездов. Как отметил на недавнем совещании генеральный директор "Укрзалізниці" Владимир Васильевич Козак, на украинских железных дорогах используется подвижной состав, который создавали наши деды и отцы, и этот "отцовский ресурс" уже исчерпан. Мы не имеем ни профессионального, ни морального, ни человеческого права возить людей в вагонах, нормативный срок службы которых истек. Кстати, недавно всех потрясла страшная трагедия с теплоходом "Булгария", затонувшим на Волге. Словаки, которые построили это судно в 1955 году, очень удивились, что оно еще вовсю эксплуатировалось… Устаревшая техника советской эпохи, как бы мы за ней ни ухаживали, как бы ни ремонтировали, отжила свое. И у нас нет другого выхода, как отставлять неисправные вагоны. Пускать их в рейс и рисковать жизнями людей мы не будем. И "Булгарии" на рельсах не допустим.

- Почему же государство, которому железные дороги платят громадные налоги, не находит денег на обновление подвижного состава?

- Налоги действительно колоссальные. К примеру, Южная дорога — самый крупный налогоплательщик в Харьковской области. А в целом в нынешнем году в государственный бюджет и целевые фонды мы заплатим 1,8 миллиарда гривен.

Что же касается обновления подвижного состава, то, согласно поставленному президентом Украины Виктором Федоровичем Януковичем заданию по реформированию отрасли в течение 5 - 7 лет, в "Укрзалізниці" разработан проект кардинального обновления парка локомотивов и вагонов.

Чтобы вы поняли, насколько остро стоит вопрос по парку пригородных поездов, приведу только несколько цифр. За все 20 лет независимости Украины Южная железная дорога получила три новых электропоезда - в общей сложности 26 вагонов. Представляете, что такое 26 вагонов за 20 лет, если только в одном 1986 году мы получили их сразу 88! Тогда, в советское время, практически каждый год на дорогу приходили новые электропоезда. К примеру, за пять лет, с 1962-го по 1966-й, мы получили 208 новых вагонов электропоездов. Если осознать, сколько тогда прошло времени после Великой Отечественной войны, и сравнить с сегодняшними реалиями... Как говорится, без комментариев.

Новых дизель-поездов за двадцать прошедших лет мы не получали вообще. Правда, в 2006 - 2008 годах мы сумели приобрести восемь рельсовых автобусов польского производства, очень комфортных и экономных. Сегодня они курсируют на пригородных маршрутах Сумской и Полтавской областей, пользуются огромной популярностью у населения. Кстати, до этого на большинстве изданных участков железнодорожного пассажирского движения не было вообще, с момента постройки линии.

Без сомнения, мы прекрасно понимаем социальную значимость пригородных пассажирских перевозок, учитываем невысокий уровень доходов большей части населения нашей страны. Достаточно сказать, что в Украине тарифы на пригородные железнодорожные перевозки в шесть-восемь раз ниже себестоимости! Кстати, наши российские коллеги с Юго-Восточной дороги, где пригородные тарифы в пять раз выше, на традиционных наших встречах жалуются, что их пассажиры, которые едут из Белгорода в Харьков, берут билеты только до Казачьей Лопани. А дальше платят "по-украински"...

Но, кроме низких тарифов, у нас ведь еще 26 категорий льготников! В первом полугодии мы перевезли их порядка семи миллионов. Часть убытков от перевозок людей, которые имеют право на льготный проезд, должна компенсироваться областными государственными администрациями. Но, к сожалению, в среднем нашей дороге компенсировано всего 28 процентов.

- И что же намерена предпринять дорога? Смириться, уговаривать облгосадминистрации заплатить компенсацию, отменить еще больше электричек?

- Мы намерены выполнять задание генерального директора "Укрзалізниці" Владимира Васильевича Козака. Он поручил по каждой области просчитать прогнозируемые затраты на пригородный подвижной состав, на его ремонт в 2012 году. Затем озвучить эти цифры губернаторам и совместно с ними решать вопрос, на какое направление и сколько получится пустить электричек, сколько область будет готова компенсировать дорогам за льготные перевозки. Это должен быть своего рода госзаказ на убыточные пригородные перевозки.

Но в любом случае, повторюсь, неисправные электрички на линию мы не выпустим.

- А сколько средств выделено дорогой на ремонт электричек в этом году?

- За первое полугодие на ремонт пригородных поездов наша дорога потратила более 25 миллионов гривен. Это без учета еще 6 миллионов на текущее содержание, куда среди прочего включены затраты на работы по замене поврежденных пассажирами дверей, разбитых окон, раскуроченных сидений, порванного линолеума и так далее. К сожалению, далеко не все наши пассажиры обладают хотя бы элементарной культурой...

Надо сказать, что с каждым годом затраты на ремонт пригородных поездов возрастают. И не только потому, что повышается стоимость зап частей, металлопроката и т.д. Если, к примеру, вашем у автомобилю тридцать лет, а автомобилю соседа - три, то кто больше тратит на ремонт?

А у нас по состоянию на сегодняшний день исчерпали срок службы 25 составов электропоездов постоянного тока серии ЭР-2 (94 % от приписного парка), 7 составов электропоездов переменного тока серии ЭР-9П,М и 17 составов дизель-поездов серии ДР-1А, что составляет 100 процентов от их приписного парка.

Правда, согласно указанию "Укрзалізниці", при условии проведения соответствующей полной модернизации (к слову, очень дорогостоящей) срок службы электропоездов был продлен с 28 до 50 лет, а дизель-поездов - с 20 до 45 лет. Таким образом, более полувека эксплуатировать электрички мы не можем: ни один институт не берется за проекты последующего продления срока их службы. Как подчеркнул Владимир Васильевич Козак, такая техника потенциально опасна. Поэтому уже в следующем, 2012 году мы должны исключить из инвентаря (другими словами, порезать на металлолом) 84 вагона электропоездов, в 2013-м - 56 вагонов. И так далее — я ведь говорил уже, сколько мы получали электропоездов в 60-е годы...

В общем, как видите, проблема гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. И откладывать ее решение невозможно.

А КАК У НИХ?

В федеральном бюджете России 2011 года предусматриваются средства на компенсацию убытков от пригородных перевозок в размере 25 миллиардов рублей, а сумма ожидаемых убытков - 40 миллиардов. Так что проблем там тоже хватает, и для их решения активно привлекаются местные власти. Для обслуживания пассажиров на паритетных началах с регионами созданы пригородные пассажирские компании. К концу 2011 года их общее количество достигнет двадцати семи. Согласно структурной реформе железнодорожного транспорта, пригородные перевозки будут осуществляться исключительно пригородными пассажирскими компаниями. Харьковчане ценят электрички за их доступность и надежность.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Ориентировочная стоимость нового моторвагонного подвижного состава производства ХК "Лугансктепловоз":

- электропоезд переменного тока ЭПЛ9Т (8-вагонный) - 75, 4 млн грн;
- электропоезд постоянного тока ЭПЛ2Т (8-вагонный) - 69 млн грн;
- межрегиональный электропоезд переменного тока - ЭПЛ9ТМ ( 8 - вагонный) - 93,3 млн грн;
- межрегиональный электропоезд постоянного тока ЭПЛ2ТМ (8-вагонный) - 78 млн грн;
- дизель-поезд ДЕЛ-02 (3-вагонный) - 41,8 млн грн.

Компенсация железной дороге убытков от перевозок граждан льготных категорий за январь - июнь 2011 года:
- Харьковская обл. - 21,9 %;
- Сумская обл. - 36,6 %;
- Полтавская обл.- 41,1 %;
- Черниговская обл. - 72,1 %;
- Кировоградская обл. - 41,6 %;
- Донецкая обл. - 18,3 %;
- Луганская обл. - 11,2 %.

В ТЕМУ

Людмила Авраменко, мойщица-уборщица вагонов:

- В пункте технического обслуживания за день мы убираем в среднем десять харьковских электропоездов. Конечно, раз на раз не приходится, но очень часто электрички приходят из рейса в таком состоянии, что нам за пассажиров стыдно. Шелухи от семечек - по щиколотки, полный вагон пустых пластиковых бутылок, каких-то коробок, яблочные огрызки мало того, что на полу валяются, так еще и за сиденье или батарею засунуты - попробуй оттуда выковырять! А жвачки - это же ужас! Зимой еще ничего, скребком отдираем сравнительно быстро, а летом тяжело, они тянутся, и отлепить от пола почти невозможно. А посмотрите на сиденья ! Этот электропоезд капитально отремонтировали всего четыре года назад, поставили сиденья с гобеленовой обивкой. Так разве наш народ это ценит? Сколько вместо порезанных уже других, дерматиновых? Впрочем, дерматин тоже кромсают.

Мойщицей-уборщицей я работаю 18 лет, до этого была сварщицей на одном из харьковских заводов. По полгода не платили зарплату, пришлось уйти на железную дорогу... Я считаю, что любой труд должен уважаться. Но когда на твою работу в буквальном смысле плюют, - конечно, очень обидно. Дома ведь никто мусор на пол не бросает, почему же в поездах можно?

А В ЭТО ВРЕМЯ

Первый скоростной поезд "Хюндай" приедет в Украину на месяц раньше

На днях стало известно, что первый из десяти скоростных поездов "Хюндай", которые по заказу украинских железнодорожников изготавливают в Южной Корее, прибудет в нашу страну на месяц раньше намеченного срока. Эта новость еще больше подстегнула и без того невероятный темп работ на участках Южной железной дороги, входящих в национальный скоростной транспортный коридор.

Тысячи людей при помощи сотен машин под палящим солнцем и короткими летними ливнями ремонтируют путь, устанавливают новые опоры и монтируют контактную сеть, реконструируют вокзалы и строят новые производственные здания, отсыпают земляное полотно и возводят пассажирские платформы.… И все это для того, чтобы уже следующей весной по участку Гребенка - Полтава - Красноград - Лозовая -Харьков могли курсировать "Хюндаи" и двухэтажные чешские "Шкоды", поезда, развивающие скорость 160 км/час.

Среди целого ряда применяемых новшеств выделяются два. Для специалистов - это, без сомнения, строительство первого в Украине технологического микропроцессорного комплекса на участке Полтава - Лозовая - Красноград, включающего централизацию стрелок и сигналов на станциях, автоблокировку с тональными рельсовыми цепями на перегонах и диспетчерскую централизацию. Внедрение микропроцессорных систем, которые по своей эффективности превосходят релейные в десятки раз, по праву можно назвать "вертикальным взлетом" к ранее недостигаемым техническим орбитам.

А для пассажиров будут внове "умные" платформы вдоль участка скоростного движения. При помощи современных компьютерных технологий и системы спутниковой навигации GPS информационное табло и громкоговорители заблаговременно оповестят людей о приближении скоростного поезда. Переждать его проход можно в павильоне специальной конструкции, который служит надежной защитой от сильных потоков воздуха, создаваемых проносящимся экспрессом.

Параллельно с подготовкой к пуску скоростных поездов Южная железная дорога реализует другой проект, плоды которого будут измеряться миллионами гривен, долларов, швейцарских франков... Речь идет об электрификации направления Полтава - Кременчуг, затраты на которую должны окупиться за пару лет.

Кроме собственно электрификации, на участке от Малой Перещепинской до Кременчуга ЮЖД сейчас реконструирует станции, строит вторые пути, новые мосты, современные системы сигнализации и связи - в общем, обновляет всю инфраструктуру.

Первый поезд на электротяге по участку Полтава - Кременчуг проследует в ноябре нынешнего года.

СПРАВКА КП

- Поезд "Хюндай" состоит из девяти вагонов, рассчитанных в общей сложности на 587 мест, из них 162 - первого класса. Согласно подписанному контракту, шесть поездов поступят в Украину до начала Евро-2012, остальные - к концу следующего года.

- Новыми скоростными поездами из Харькова в Киев, Донецк и Днепропетровск можно будет доехать за 3,5 часа.

- В 2011 году для подготовки к пуску скоростных поездов Южная дорога электрифицирует 270 километров пути (самый большой годовой объем за последние 30 лет). В 2002 году при подготовке к пуску первого ускоренного "Столичного экспресса" было электрифицировано 48 км.

- Всего за год ЮЖД построит четыре тяговых подстанции. За все 20 предыдущих лет было построено две такие подстанции.

Автор: Лилия ПАВЛЕНКО

URL оригинала: http://kharkov.kp.ua/daily/040811/294156/
Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.