Новости. Южная — железная, но теплая
Газета "Комсомольская правда в Украине", 04.10.2011.
Отправляясь в путешествие по железной дороге, любой из нас, согласитесь, ждет тепла, уюта и комфорта. Но когда "за бортом" большой "минус" — разогреть вагон, наверное, не так-то просто, тем более, что часть пассажирских поездов отапливается не электричеством, а каменным углём. Вот его-то и запасает Южная железная дорога ещё с лета, руководствуясь известной пословицей про сани и телегу.
Вот его-то и запасает Южная железная дорога ещё с лета, руководствуясь известной пословицей про сани и телегу.
На отопительный сезон — 15-16 тысяч тонн угля
Казалось бы, печурки в вагонах мелковаты, "съедать" много не должны. Но, как говорится, "курочка по зернышку" — "на круг" за год выходит около девяти тысяч тонн угля, необходимого для поддержания комфортной для пассажиров температуры. Плюс потребности угольных котельных, обогревающих производственные помещения. Конечно, их на Южной дороге немного, меньше 20% от общего количества, но все равно около четырёх тысяч тонн угля для котельных запасти надо. Кроме того, в коллективном договоре ЮЖД предусмотрено централизованное выделение "льготного" топлива работникам и пенсионерам… В общем, на всё про всё ЮЖД на отопительный сезон надо 15-16 тысяч тонн "чёрного золота".
Плохое топливо возвращают поставщику
Естественно, "пробу" этого "золота" железнодорожники тщательно проверяют. Недавно в этом убедились и харьковские журналисты, которых заместитель начальника Южной железной дороги по подвижному составу и материально-техническому обеспечению Сергей Павлов пригласил на станцию Основа. Сюда как раз пришли несколько вагонов с углём для дорожных предприятий, и нам предоставили возможность увидеть всю технологическую цепочку по проверке его качества.
Пока на наших глазах работники дороги брали образцы угля из вагонов, мы спросили Сергея Анатольевича, откуда "растут ноги" у слухов, что на железной дороге с "чёрным золотом" не все в порядке.
— Словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам, — мгновенно отреагировал Сергей Анатольевич словами Высоцкого. — А если серьёзно, то надо верить не словам, а фактам. Да, есть у нас на одном предприятии пара-тройка "штатных" демагогов, специализирующихся на придумывании "страшилок" и, так сказать, сопровождению каравана. Однако на самом деле на нашей дороге уже лет десять как поставлен заслон перед некачественным углём, и со временем требования к нему лишь ужесточаются.
Даже если поставщик вдруг подведет, попадание некачественного угля в топки исключено — его просто туда не пропустят. Для этого у нас выстроена многоуровневая система контроля. Сначала все вагоны с углём, которые приходят на дорогу, поступают на станцию Основа. Здесь, как видите, из каждого вагона берутся пробы, которые затем проходят необходимые лабораторные испытания в Дорожном экспертно-техническом центре. Если эксперты "дают добро" — уголь отправляется дальше, если нет — его возвращают поставщику. В прошлом случаи возврата были, но в этом году такой необходимости нет — уголь приходит очень хороший.
Партии угля, прошедшие контроль на Основе, затем распределяются по подразделениям всей Южной дороги — от Кременчуга и Гребенки до Купянска. А там, на местах, их встречают специальные комиссии по входному контролю, которые вновь проверяют ископаемое топливо. Члены комиссий кровно заинтересованы в чёткой работе их "линии защиты" — чтобы потом смотреть спокойно в глаза своим коллегам.
С каждого вагона берут четыре пробы
Поставщики угля тоже заинтересованы в высоком качестве топлива, но больше, правда, по экономическим причинам.
— Нам просто невыгодно поставлять плохой уголь, ведь, если его вернут, все расходы (а это огромные суммы!) потом ложатся на нас. Плюс, конечно, репутационные потери. Поэтому мы обязательно перед отправкой тщательно проверяем каждый вагон, — рассказывает Геннадий Шинкаренко, директор предприятия "Укрпостач", которое поставляет железнодорожникам топливо. — При этом мы стараемся обеспечить дорогу углем до начала отопительного сезона не меньше, чем на 70% …
А тем временем пробы угля были отобраны, и мы перемещаемся в Дорожный экспертно-технический центр.
Эксперты ЮЖД, которые проверяют уголь, делятся своими профессиональными секретами. С каждого вагона берется по четыре пробы. Главные параметры, которые приходится проверять, — зольность и влажность. Зола — это те примеси, которые мешают гореть ископаемому топливу. Влага же "ворует" часть тепла при горении топки из-за своего испарения. Начальник отдела разрушающего контроля Дорожного экспертно-технического центра Владимир Батраков показывает свое хозяйство: здесь и печи для сжигания угля, и шаровые мельницы, и специальные сушки. К примеру, для одного из обязательных анализов поступивший уголь дробят, сушат в течение суток, а потом — выдерживают два часа в муфельной печи при температуре +850°С… То есть проверка качества — дело не одного дня. Впрочем, как признается Батраков, благодаря многолетнему опыту он уже по одному звуку при дроблении на мельнице может определить — качественный ли уголь пришел на этот раз. Но порядок есть порядок: нормативы выполняются "от и до".
— Показатели исследований говорят о том, что зольность (т.е. количество негорючих примесей, превращающихся в золу) угля, поступающего сегодня на нашу дорогу, составляет не более 10%, а чаще всего 6—7%. Показателей, ниже этих, в природе не существует, — объясняет Владимир Батраков. — Так что я, как эксперт, доволен углем, который нам поставляют.
Специалисты Южной и их партнеры заверяют: в этом году поставка топлива идет точно по графику, так что наступление холодов железнодорожников врасплох не застанет. А значит, тепло и комфорт пассажирам будут обеспечены при любой погоде.
СПРАВКА "КП"
Южная железная дорога — лидер среди украинских магистралей по экологичности отопительных технологий. В частности, ещё в 2006 году на станции Залютино впервые в Украине был внедрен геотермальный источник теплоснабжения с использованием теплового насоса с комбинированным горизонтальным и вертикальным грунтовым коллектором.
А в 2011 году Южная дорога полностью уйдёт от использования в качестве топлива дорогого и экологически грязного мазута. Сейчас в Купянском вагонном депо заканчиваются работы по модернизации последней котельной, работавшей на мазуте, и с нынешнего отопительного сезона этот вид котельного топлива останется в прошлом.
В ТЕМУ
Зоя КАДУК, начальник поезда Харьковского вагонного участка
— Около десяти лет я работаю начальником поезда, и практически всё это время езжу на составах с комбинированным отоплением вагонов — на Мариуполь, на Симферополь… Каждую загрузку угля в свои вагоны контролирую лично. Что касается качества угля, то оно всегда было абсолютно нормальным. Вопрос лишь в том, что каждый начальник поезда, каждый проводник должен быть на своем месте, тогда и пассажиры будут довольны. У меня за все время работы, в том числе в самые морозные зимы, от людей не было ни одной жалобы, сплошные благодарности.
Автор: Лилия ПАВЛЕНКО
URL оригинала: http://kharkov.kp.ua/daily/041011/304566/ | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | ЖД транспорт |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.