Новости. Светофор: три цветных глаза — три приказа
Газета "Время", 06.10.2011.
Первый на территории Украины светофор появился 75 лет назад у нас в Харькове. Это был механический прообраз светофора для остановки трамвая. С того времени и началось регулирование дорожного движения с помощью технических средств.
Но первый электрический светофор был установлен в Харькове лишь в 1970 году. А уже в 1978-м в нашем областном центре впервые в Украине заработала автоматизированная система управления светофорами.
С тех пор много воды утекло. О том, что сегодня представляет собой светофорное хозяйство «первой столицы», рассказал «Времени» директор департамента транспорта и связи Харьковского горсовета Сергей Дульфан.
КРАСНОГО света предложениям нет
— Сергей Борисович, редко кто задумывается, переходя дорогу по сигналу светофора, что этот «трехглазый друг» требует определенного ухода…
— Обслуживанием светофорных объектов по договору с нашим департаментом осуществляет КП «Харьков-Сигнал». Любой светофорный объект состоит из стоек, собственно светофоров (или фонарей), контроллера (условно — мини-компьютера, который управляет светофорным объектом) и кабельного хозяйства. Исходя из этого, обслуживание таких объектов предполагает очистку и покраску светофорных стоек, помывку линз, корпусных деталей светофора, в случае необходимости замену ламп или светодиодных матриц (в зависимости от типа светофора), проверку контактов на всех соединениях электрических частей, обслуживание котроллера и прочее. Звучит, казалось бы, очень просто. Но, учитывая, что все фонари подвешены на определенной высоте, для ухода за ними используются подъемники. Такая работа считается высотной и она достаточно сложная. А доступ к контроллерам имеют лишь инженеры-электронщики. Помимо инженеров, обслуживанием занимаются две выездные бригады по четыре человека, которые ежедневно, независимо от погоды, прослеживают по плану состояние тех или иных светофоров. Мы не ждем, пока светофор сломается. Любой механизм лучше вовремя обслужить, чем потом ремонтировать.
— Как быстро устраняется поломка светофора? КП «Харьков-Сигнал» сам каким-то образом определяет, что тот или иной светофор сломан, или предприятие узнает об этом от водителей, пешеходов, работников ГАИ?
— Поломка устраняется так быстро, насколько к светофору успевают доехать специалисты и устранить неисправность. Стараемся чаще всего в рабочее время за пару часов отремонтировать светофор. Но не всегда получается. Бывает, на устранение серьезной поломки нужно 2—3 дня. О поломке узнаем по тем светофорным объектам, которые подключены к автоматизированной системе (там есть индикатор поломки). А так люди звонят в ГАИ, в КП «Харьков-Сигнал»...
— Назовите участки, где необходима установка светофоров и где недавно они появились. Могут пассажиры или водители предложить установить светофор?
— Светофоры — это техническое решение для того, чтобы организовать движение. Если просто ставить светофорные объекты, не выдерживая нормативное расстояние между ними, тогда они становятся вредными. Поэтому дополнительная установка светофоров, особенно вызывного пешеходного, не всегда обоснованна. Люди порой ленивые. Есть один перекресток, есть второй. Между ними условно 300—400 метров. Нам пишут: «Давайте посередине поставим пешеходный светофор». Давайте — и остановим магистраль. Везде должен быть здравый смысл.
В последнее время светофорные объекты были построены два года назад: на улице Жилярди, на Алексеевке, возле супермаркетов «Рост» и «Метро». Любой житель Харькова имеет право предложить городским властям установку светофора в определенном месте. Тогда специалисты выезжают на место, смотрят, рассчитывают, какой эффект будет от установки светофора, насколько это соответствует требованиям законности, безопасности. Поставить светофорный объект — серьезно. Это значит изменить условия движения по всей улице, на которой он устанавливается. В этом плане мы сотрудничаем с ГАИ — собираемся вместе, советуемся.
— Где за последнее время в Харькове были демонтированы светофоры? В каких случаях это происходит?
— Светофоры демонтируются в единственном случае: изменилась дорожная обстановка. Был демонтирован светофор на пересечении проспекта Правды и улицы Тринклера. Он долго стоял выключенным, и мы его в конце концов убрали.
ЖЕЛТЫЙ сигнал — «в законе»
— Если светофор установлен по инициативе балансодержателя, например супермаркета, как осуществляется его обслуживание? Этим занимается КП «Харьков-Сигнал» или балансодержатель?
— По инициативе балансодержателя светофорные объекты в Харькове не появляются. При строительстве объекта любой застройщик получает так называемое техническое задание. При наличии выезда на магистрали застройщик получает техническое задание от департамента транспорта и связи. Если организация дорожного движения требует необходимости светофорного объекта, то в рамках проекта по строительству он устанавливается. Коммерческие структуры могут самостоятельно обслуживать светофорный объект, а могут заключить договора на обслуживание. Большинство таких структур не умеют обслуживать светофоры, поэтому пишут заявление и передают их на баланс Харькова. Кстати, светофоров, находящихся на балансе коммерческих структур, у нас практически не осталось. Мы наводили с этим порядок.
— Каковы стандарты по установке и режиму работы светофоров? Кто и как определяет продолжительность светофорных сигналов?
— Это достаточно сложные расчеты. Режим работы светофора называется циклограммой. Как рассчитывается сечение трубы в зависимости от того, сколько воды нужно получить, точно так же рассчитываются и фазы работы светофора. Циклограмма отображает целый комплекс показателей для работы конкретного светофорного объекта. Это ширина проезжей части, наличие пешеходных переходов, интенсивность транспортного потока. Математическими расчетами занимаются соответствующие проектные организации. На серьезных светофорных объектах, где нагрузка переменная, существует несколько циклограмм. Там есть циклограмма для рабочего и для выходного дня, утренняя, дневная, вечерняя.
Очень характерен такой пример. На участке от пересечения Мерефянского шоссе и проспекта Гагарина до мясокомбината утром дорога по направлению в центр переполнена в течение 2—2,5 часов. Такая же ситуация вечером, только в обратном направлении. Поэтому утром, чтобы разгрузить проезжую часть, нужно дать приоритет по движению в центр и на все правые повороты. Для этого мы должны максимально создать условия, чтобы освободить дорогу от «левого поворота», — немножко удлиняется фаза светофора для левого поворота. Другой пример. Продолжительность горения желтого сигнала светофора определяется величиной перекрестка. Чем длиннее перекресток, тем дольше горит желтый. Желтый дается для того, чтобы те машины, для кого был зеленый сигнал, во время включения желтого могли уехать с перекрестка.
—— Сергей Борисович, как вы относитесь к экспериментам, проведенным в некоторых областях Украины, по отмене желтого сигнала светофора? Видите ли вы в этом смысл?
- Очень негативно отношусь к любому нарушению законодательства. Есть Закон Украины «О дорожном движении», который предусматривает наличие желтого сигнала светофора. Поэтому он должен быть. Если взять для примера Клочковскую и спуск Пассионарии, то работа светофорного объекта без желтого сигнала привела бы к заторам на этом участке. Поэтому проводить такие эксперименты, на мой взгляд, глупо.
— В чем важность работы светофора в режиме желтого мигающего сигнала?
— Часть светофорных объектов действительно переводится в режим желтого мигающего. Это делается для того, чтобы участники дорожного движения лишний раз не останавливались, если нет машин, которые препятствовали бы им в пересечении перекрестка. Обычно светофоры в таком режиме работают в Харькове с 22.00—23.00 и до 7.00. Тогда, согласно Закону Украины «О дорожном движении», водители должны руководствоваться дорожными знаками. Но в Харькове есть много светофорных объектов, работающих в циклограмме и ночью, несмотря на то, что напряженного движения в ночное время у нас нигде нет. Но здесь речь идет о безопасности людей. Если, допустим, на участке пересечения Московского проспекта и Маршала Жукова, где закрытые повороты, в случае режима желтого мигающего оказались бы два недисциплинированных водителя, это закончилось бы бедой. Поэтому там лучше оставить работать светофоры в обычном режиме.
«ЗЕЛЕНАЯ волна» для Харькова
— Насколько автоматизирована работа светофоров на сегодняшнем этапе?
— Никто сейчас на кнопки не нажимает, все делает контроллер. В него «вгоняется» циклограмма и в соответствии с этим светофоры работают самостоятельно. Другой вопрос, насколько они скоординированы. Автоматизированная система управления светофорами, введенная в Харькове в 1978-м, охватывала не все светофорные объекты, а только часть — в центре «первой столицы». Сейчас это система преклонного возраста и на 50% не работает. Уже три года мы пытаемся создать единый центр автоматизированного управления, но, к сожалению, на это пока денег нет. Однако потихонечку мы этим все же занимаемся. На сегодня процентов на 60 подготовили коммуникации для подключения к единому центру. А дальше нужно покупать сам центр, большие компьютеры, специальные программы и тогда сможем весь Харьков ввести в единую систему управления, которая будет мгновенно пересчитывать циклограммы и подбирать такой режим работы светофорного объекта, чтобы обеспечить магистральное движение по городу.
— Ламповые светофоры тоже отжили свое?
— Это прошлый век. Ламповые светофоры более энергоемкие, для их работы нужна тяжелая дорогая стеклянная линза. Поэтому мы их постепенно убираем. На смену ламповым пришли матричные светодиодные светофоры — с минимальным потреблением электроэнергии, легкие, не отсвечивающие на солнце. В Харькове где-то на 80% светофоры уже оборудованы светодиодными фонарями. Нормативный срок эксплуатации для матрицы — 3—5 лет. Для ламповых — 10 лет. Но некоторые ламповые светофоры не менялись еще с 1970-х годов.
— В чем специфика работы и обслуживания светофоров для людей с ограниченными возможностями по зрению?
— Это тот же светофорный объект. Ставится дополнительный звуковой модуль, который включается при работающей зеленой пешеходной фазе. Никаких других отличий нет. «Перехід заборонено/дозволено» — это проблема Украины. Во всем мире принят и утвержден определенный звуковой сигнал. А наша страна продолжает экспериментировать со звоночками, голосовой информацией. На мой взгляд, это неправильно. Есть международный звуковой сигнал, чтобы человек из любой страны мог понимать этот сигнал.
— Назовите участки, где именно установлены светофоры для людей с ограниченными возможностями по зрению.
— Мы достаточно тесно сотрудничаем с УТОС. Места, где необходимо было оборудовать светофоры звуковыми сигналами, определены совместно: в районах локального проживания членов УТОСа либо там, где они работают. Наиболее известные — Сосновая горка на Клочковской, Харьковские дивизии — Танкопия, Сумская, Алексеевка («Тополек»).
— В чем заключается принцип «зеленой волны»? Как он реализуется в Харькове?
— Это принцип безостановочного движения по магистрали. Попытки организовать «зеленую волну» в Харькове предпринимались в разное время на разных магистралях. В связи с тем, что сейчас отсутствует глобальная координация работы светофорных объектов через единый центр управления и так как с подачи ГАИ, к сожалению, не всегда обоснованно вносились изменения в организацию дорожного движения (появлялся дополнительный выезд, дополнительный пешеходный переход), на сегодня в Харькове «зеленая волна» нигде не работает. Мы сейчас делаем попытку возобновить «зеленую волну» на проспекте Гагарина. В соответствии с правилами дорожного движения, максимальная скорость движения в Харькове 60 км/час. Учитывая загрузку проезжей части и другие факторы, средняя технологическая скорость на магистралях Харькова порядка 46—48 км/час. Если вы будете двигаться с такой постоянной скоростью по проспекту Гагарина, сможете его проехать без остановок. Но не сейчас. Пока что там вообще выключены светофорные объекты из-за реконструкции. Но «зеленая волна» — это локальное решение для одной магистрали, а нужно чтобы весь город так работал. Я был в нескольких центрах управления дорожным движением за границей, у них это работает. К этому надо стремиться.
Цифры и факты
На балансе КП «Харьков-Сигнал» находится 298 светофорных объектов (светофорный объект — это перекресток или часть улицы, обслуживаемые светофорами), к которым относятся 3322 светофора. Бюджетные затраты на обслуживание одного транспортного светофора составляют ориентировочно 81,6 грн. в год, пешеходного — 33,6 грн. в год. Стоимость светодиодного транспортного светофора составляет около 5 тыс. грн., пешеходного светодиодного — около 3,5 тыс. грн. Ламповые светофоры для Харькова уже не приобретаются. Для людей с ограниченными возможностями по зрению на светофорных объектах установлено 9 говорящих устройств, 10 устройств со звуковой сигнализацией и 2 светофорных объекта оборудовано и звуковой сигнализацией, и говорящим устройством.
Галина Найда
URL оригинала: http://timeua.info/061011/48417.html | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Город и область |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.