Новости. Мерить дороги будут по-харьковски
Газета "Время", 02.02.2012.
В Харькове разработали отечественную систему измерения и нормативную базу оценки состояния дорожного покрытия, по которой будут работать дорожные службы всей Украины.
Толчкомер
Проблема измерения качества дорожного покрытия, хоть на первый взгляд и не представляет больших трудностей, тем не менее доставляет множество неприятностей дорожно-ремонтным службам. Разработанные в советские годы методики безнадежно устарели. А покупка аппаратуры зарубежного производства «удовольствие» крайне дорогое — порядка 300–400 тысяч евро. Так что разработка Харьковского национального автомобильно-дорожного университета пришлась как нельзя кстати.
— В настоящее время в Украине основной прибор оценки ровности как на практике, так и согласно нормативным документам — толчкомер. Между прочим, создал этот прибор основатель нашей кафедры Александр Бирюля еще в 1950-х годах, — рассказывает Игорь Кияшко, кандидат технических наук, профессор кафедры строительства и эксплуатации автомобильных дорог им. профессора А. К. Бирюли ХНАДУ.
Работает это так. Один конец устройства крепится к заднему мосту автомобиля, сам же прибор расположен в салоне, над задним мостом. Когда автомобиль двигается по дороге, кузов колеблется относительно заднего моста. Эти-то колебания и регистрирует механизм прибора. В данной технологии есть множество недостатков. Да и вообще, количество информации, получаемой таким образом, далеко от понятия «удовлетворительное».
В других странах тоже применяли похожие приборы. Но с 1980-х там стали использовать уже новую методику измерения качества дорог. Суть ее заключалась в следующем. Под передним бампером машины устанавливается металлическая балка, так называемый профилометр, с расположенными на ней датчиками, которые измеряют расстояние до дорожного полотна. Показания датчиков снимаются электронно-вычислительной машиной, обрабатываются и сохраняются. Харьковчане тоже пошли по этому же пути.
— В нашем первом, опытном образце был только один датчик, — говорит Игорь Кияшко. — И мы получали лишь продольный профиль дороги. Если требовался поперечный профиль, автомобиль приходилось останавливать, датчик при помощи электромотора проезжал по всей длине профилометра и таким образом получал данные.
Модернизация
— Во второй модификации, которая и находится в данный момент на кафедре, — «ЛВС-2-ХНАДУ» — мы разместили уже восемнадцать датчиков с шагом 18 сантиметров, что позволило получать куда больше данных — продолжает Игорь Владимирович. — То есть при проезде автомобиля мы получаем 18 профилей, при этом оценивается как продольная, так и поперечная ровность с высокой точностью, а также угол наклона дороги. Согласно нормативным документам, измеряют показатели качества дорог весной (когда сойдет снег, дорожная насыпь напитана водой и прочностные свойства дороги падают) и перед зимней эксплуатацией, то есть осенью.
Наша дорожно-диагностическая лаборатория оборудована еще одной интересной разработкой собственного производства — системой «ОКО». Суть ее заключается в том, что программное обеспечение фиксирует разрушения дороги и формирует ведомость об общей площади каждого из видов разрушений дорожного покрытия. Система работает в полуавтоматическом режиме, ей необходим оператор, помогающий обрабатывать данные.
— Мы планировали создать полностью автоматическое программное обеспечение, но, пообщавшись с коллегами из России, реализовавшими и автоматический, и полуавтоматический режим в своих разработках, отказались от этой идеи. На сегодня уровень развития программного обеспечения не позволяет обеспечить желаемый уровень точности вычислений.
Евро-2012 как двигатель науки
— «ЛВС-2-ХНАДУ» не просто вузовская разработка, на которой учатся студенты. Она нашла реальное применение на дорогах, — подытоживает Игорь Владимирович. — Еще в 2008 году разработкой заинтересовались, и государственное предприятие «Доркачество» заказало у нас одну лабораторию. И совсем недавно, в начале осени, специально для проверки качества дорог, готовящихся к Евро-2012, нашему вузу поступил заказ на производство еще двух машин. На них установлены более качественные дальномеры, а также несколько оптимизированное программное обеспечение. Плюс автомобили укомплектованы системой «ОКО-2», претерпевшей по отношению к предыдущей версии некоторые изменения.
Помимо этого на кафедре придумали систему оценки состояния дорожных знаков, ограждений и разметки. Она состоит из компьютера и герметично закрытой видеокамеры, установленной на крыше автомобиля. Система распознает дорожные знаки, ограждения и разметку и оценивает их состояние, формируя абрис дороги, в котором отмечает каждый элемент, его расположение и состояние.
А еще кафедра разработала нормативную документацию по оценке и регистрации качества автомобильных дорог и технических средств автомобильных дорог автоматическими системами видеорегистрации. Сейчас она проходит проверку. Так что если в будущем в Украине появятся и другие системы, подобные разработанным в ХНАДУ, то работать они будут согласно «харьковским» стандартам.
Артем Богдан
URL оригинала: http://timeua.info/020212/54726.html | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Разное |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.