Новости. Пешеход или водитель: кто матери-истории более ценен?

Газета "Время", 16.02.2012.

Можно по разным признакам группировать население любого города, в том числе и нашего: молодые ? пожилые, с высшим ? средним образованием, служащие ? рабочие и так до бесконечности.

Мне же представляется сейчас, в преддверии главного международного события в истории города – Евро-2012, целесообразным разделить нас на пешеходов и, как у нас любят их называть, автолюбителей. Правда, назвать любителями владельцев крутых иномарок язык не поворачивается. Это, конечно, профессионалы в какой-то неизвестной обществу отрасли деятельности.

Если делить по этому признаку, то пешеходов, несомненно, гораздо больше: ведь все мы произошли от пешеходов и ими продолжаем в какой-то мере оставаться всю жизнь. Автоходов пока еще гораздо меньше – не в США живем. Но, вероятно, они весомее, потому что финансовые затраты на пешеходов, наверное, в сотни, а то и в тысячи раз меньше, чем на автолюбителей.

Специалисты могут легко прикинуть, сколько из тех 198 млн. грн., что потратил город на дорожное строительство в этом году, пошло на магистральные дороги, а сколько на тротуары вдоль магистралей, внутриквартальные дороги и аллеи, пешеходные дорожки и тротуары. Это легко сделать, взяв объемы отгрузок асфальтобетонной смеси (далее, по-народному, ? асфальт) на объекты.

Я пешеход, коренной харьковчанин с 1938 года без перерыва на оккупацию в 1941?1943 гг. и заведующий кафедрой дорожных материалов — ведущей в бывшем СССР и сейчас в СНГ (если такое еще существует), испытываю глубокое неудовлетворение от того, с чем мне приходится сталкиваться каждый день. Со ступенек своего подъезда я попадаю в яму, прохожу 200 м, попадаю в лужу, потом в грязь около какой-то, наверное, «теневой», но всем мозолящей глаза неблагоустроенной автостоянки и попадаю на улицу с гордым названием ? Академика И. П. Павлова. Я, доктор наук по асфальту, иду по улице академика. Известно, что Иван Петрович любил ходить, но тут бы он не разогнался. Сразу же наступаешь на «родимые пятна» социализма, торчащие на поверхности, потом опять глубокая лужа, которая образуется еще тогда, когда большого дождя нет. И, наконец, станция метро «Академика Павлова». Перед ней широкая площадка с видом на супермаркет «Таргет», вся в глубоких опинах и камнях. Видно, у хозяев «Таргета» не хватает ума и совести, чтобы понять: отсюда начинается формирование престижа их предприятия, каркасом которого является так и не состоявшаяся итальянская обувная фабрика.

Может, мне не повезло с местом жительства. Но иду по таким уютным тихим улицам Ольминского, Красноармейской, Гуданова, по оживленным, но таким симпатичным улицам Петровского, Артема, Каразина и всюду одно и то же. Это нормально, потому что существует четыре основных вида разрушений асфальтовых тротуаров: выкрашивание, когда камешки от него отрываются; шелушение, когда камешки торчат, а мелкая часть унесена водой и метлой; выбоины – это просто ямы любого происхождения и трещины. И вот девчонки своими тонкими шпильками ищут, куда эти шпильки вставить и как на подошву не надавить – больно. Пожилые спотыкаются и практически все вспоминают власти «незлим, тихим словом». Есть еще одно неприятное последствие ходьбы по таким тротуарам. Это ? сбитые носки и каблуки, промокание до щиколоток, преждевременный ремонт и гибель обуви. Если подсчитать, сколько пешеходы тратят денег на обувь, то их оказалось бы во много раз больше, чем всех средств, затраченных городом на ремонт и строительство тротуаров.

Не знаю, сколько болельщиков из Европы приедет в Харьков на автомобилях, но точно знаю, что все они захотят погулять по городу и не только по рекомендуемым маршрутам, многим захочется заглянуть в переулки. А журналисты без границ знают, где обнаружить потемкинские деревни.

Могу с уверенностью сказать, что с такими тротуарными делами наши надежды, что Харьков будет причислен к лику европейских городов, тщетны. Я бродил по многим городам Европы, но нигде такого тротуарного «свинороя» не встречал. Тротуар – это паркет города. Власти нашего города, надеюсь, различают, где паркет, а где доливка.

Мне вдвойне, втройне стыдно перед харьковчанами, хотя я и кафедра, которой руковожу, сделали все, чтобы избежать такого безобразия: разработали государственный стандарт на асфальтобетон, записали в него требования о том, что тротуарный асфальтобетон должен быть сделан не из крупного щебня, а из песчаных зернышек размером не более 5 мм. На таком асфальте даже самая привередливая принцесса на горошине не почувствует неудобства. Мы разработали и использовали для устройства тротуаров, аллей, площадок цветной тротуарный асфальтобетон. Он уложен вокруг Воина-освободителя, оперного театра, вокруг памятника М. Горькому, которого уже нет, в парке и многих других местах.

Что же и как делать? Очень просто: поставить один асфальтобетонный смеситель на площадке одного из имеющихся в городе заводов, установить грохот (сито), отсеять из высевок (отходы дробления горных пород) зерна крупнее 5 мм, обеспечить стабильность поставок этих высевок, минерального порошка и битума. И начать выпускать для всего города: для элитного парк-хауса и спального района, для особняков и скромных домиков один хороший тротуарный асфальтобетон.

Городские власти говорят, что не могут заставить частные предприятия делать так, как надо. Каждый хозяин лепит тротуар по своему вкусу и недоумию. Надо детально проанализировать, стоит ли городу или предпринимателю переделывать каждые 2?3 года плиточные тротуары, а также решить, нужны ли Харькову лоскутные тротуары. Пусть будет на одной улице плитка, на другой асфальт — черный или цветной, на третьей — природный камень. Но должен быть стиль. Наблюдая решительные действия наших городских властей в более сложных стратегических и финансовых ситуациях, трудно поверить, что они не могут справиться с владельцами торговых точек, лавочек, лавок, магазинов и заведений общепита на наших улицах.

В свою очередь кафедра технологии дорожно-строительных материалов ХНАДУ обязуется бесплатно подобрать составы, разработать технологию и осуществить научное сопровождение строительства тротуаров из максимально долговечных и минимально стоящих асфальтобетонных смесей.

Если не сделать это сейчас, то после Евро нам, пешеходам, не на что и надеяться. Начнется разбор игр.

В. А. Золотарев, зав. кафедрой технологии дорожно-стро­итель­ных материалов Харьковского национального автомобиль­но-до­рожного университета, заслуженный деятель науки и техники УССР, доктор технических наук, профессор

URL оригинала: http://timeua.info/160212/55364.html
Разделы по теме:
Рубрики:   Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.