Новости. Футбол дорогам не поможет?
Газета "Время", 21.04.2012.
Год назад Украина присоединилась к инициативе Генеральной Ассамблеи ООН «Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения».
Благими намерениями...
На днях в Харькове прошел «круглый стол» под названием «Безопасность дорожного движения накануне Евро-2012. Точка зрения общественных экспертов и специалистов». С инициативой его проведения выступила общественная организация «Товариство учасників руху». Ведь происходящее сегодня на украинских трассах не может не вызывать тревоги: по количеству погибших пешеходов Украина в 2011 году заняла первое место в Европе, а по общему количеству погибших в ДТП — пятое.
Общественники проанализировали, как в Украине выполняется «Стратегия по повышению безопасности дорожного движения», принятая год назад Кабмином. Как выяснилось, план мероприятий по реализации этой «Стратегии...» правительство утвердило только в марте этого года, в то время как изначально на разработку документа отводилось три месяца. Теперь ряд министерств и ведомств в течение первого полугодия 2012-го должны разработать и подать в Кабмин проекты Государственной целевой программы развития автомобильных дорог общего пользования на 2012—2016 гг. В этот же срок должны быть приняты и региональные программы повышения безопасности на дорогах.
К сожалению, опыт показывает, что на протяжении многих лет государственные программы по безопасности движения остаются, в основном, лишь добрыми намерениями, не подкрепленными реальными действиями. К примеру, внедрение систем автоматического контроля за дорожным движением, планируемое разными правительствами Украины с 2003 года, так и не было осуществлено, поскольку денег на это не выделялось. Вот и на этот раз в «Плане мероприятий по реализации стратегии» нет даже приблизительных расчетов, сколько денег на обеспечение безопасности на дорогах понадобится потратить. Поэтому распоряжение Кабмина о том, чтобы министерства и ведомства «своевременно выполняли и финансировали» этот план, выглядит более чем странным.
— Если посмотреть на предыдущие программы, которые были приняты в Харьковском регионе, то ни одна не была выполнена в полном объеме, — говорит директор БФ «Безпека дорожнього руху» Александр Заливан. — В 2011 году по неясным для общества причинам региональная программа вообще была приостановлена, а ответственные органы не дали обществу никакого отчета по этому поводу. Поэтому мы считаем недопустимой ситуацию, когда более 90% средств тратится на материально-техническое обеспечение мероприятий в первый год существования программы, а потом на протяжении 4—5 лет денег вообще не выделяется. Такие программы обществу не нужны.
И все-таки участники «круглого стола» надеяются, что к их мнению власти прислушаются и средства на то, дабы на дорогах проливалось меньше крови, выделят. Причем эксперты предложили и источники финансирования для части программ. Например, поступления штрафов, взысканных за нарушение Правил дорожного движения. По официальным данным, за 2010 год таким образом госбюджетом было получено 495,2 млн. грн., за 2011-й — 480 млн. Члены «Товариства учасників руху» предлагают направлять эти средства не в «общий котел» госбюджета, а на специальный государственный фонд, из которого и будут финансироваться мероприятия по обеспечению безопасности на дорогах. Эту идею поддерживают и представители ГАИ. Кстати, это — не украинское «ноу-хау», подобные фонды организованы в ряде европейских стран, например, в Бельгии.
Сам себе контролер
Еще одна мера, которой нет в национальной стратегии, но которую, по мнению экспертов, следует как можно быстрее внедрить — разделение полномочий различных органов власти. Сегодня функции и управления, и исполнения, и контроля на дорогах возложены практически исключительно на МВД Украины. По данным ГАИ, три четверти погибших на дорогах лишились жизни по вине водителей. Вместе с тем, та же ГАИ ответственна за допуск водителей к управлению транспортными средствами, эта же организация контролирует их во время движения, она же расследует причины ДТП. Понятно, что сами себя милиционеры не накажут, например, за получение водительских прав людьми, не способными управлять автомобилем. Еще в 2008 году при принятии «Концепции государственной программы повышения уровня безопасности дорожного движения» предлагалось создать государственное агентство по управлению системой безопасности дорожного движения, разделить функции обеспечения безопасности, надзора и контроля, реформировать ГАИ в орган дорожного надзора и регулирования движения. Увы, сегодня ничего подобного держава даже не планирует.
Порочной назвали присутствующие и практику подготовки автомобилистов. Получить удостоверение водителя в Украине может каждый, кто не имеет жестких медицинских противопоказаний и может заплатить определенную сумму денег за экзамен. По данным ГАИ, только за прошлый год в Украине водителями со стажем до двух лет было совершено 6694 ДТП, т. е. 26% от их общего количества. А автомобилисты со стажем от трех до пяти лет совершили 3320 аварий (13%). По статистике, в «группе риска» — водители в возрасте от 26 до 30 лет.
Увы, решение этой проблемы правительством не запланировано. В документах указаны лишь незначительные меры, например, создание учебных фильмов, доукомплектование учебных площадок по подготовке водителей и т. д. Хотя уже давно эксперты направили правительству свои предложения на этот счет. Например, создать систему независимой квалификационной аттестации водителей, законодательно ограничить скорость для начинающих автомобилистов до приобретения ими водительского опыта, ввести специальную маркировку машин, которыми управляют шоферы со стажем меньше двух лет.
Но не только в государственных концепциях видят путь решения проблем на дорогах специалисты. Порой речь идет об элементарной безалаберности на местах. К примеру, практически все дороги в Харькове не имеют сегодня качественной разметки. Народный аудит состояния дорог выявил множество ошибок при установке дорожных знаков, оформлении остановок общественного транспорта и т. д. К сожалению, к этим подсказкам со стороны водителей и пешеходов власти прислушиваются далеко не всегда, хотя есть уже и примеры успешного взаимодействия. Участники «круглого стола» высказали надежду, что в будущем это сотрудничество усилится.
Татьяна Буряковская
URL оригинала: http://timeua.info/210412/58241.html | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Город и область |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.