Новости. Каким быть Харькову через четверть века?
Газета "Время", 05.07.2003.
Об этом мы узнаем, когда генеральный план развития города, разрабатываемый киевским институтом «Гипроград», будет полностью завершен, снабжен выводами независимых экспертов и утвержден сессией горсовета.
А пока на общественных слушаниях вниманию всех заинтересованных горожан был представлен промежуточный результат — итоги существующего экономического положения и предложения основных направлений развития Харькова.
Итак, согласно демографическому прогнозу, население города будет сокращаться. Пессимисты считают, что к 2026 году в Харькове будет жить 1,3 млн. человек. Оптимисты полагают, что если благодаря инвестициям станут постоянно появляться новые рабочие места, число горожан может вырасти до 1,405 млн. человек. Но даже в этом случае среднестатистический харьковчанин постареет, а количество трудоспособного населения существенно сократится. Если в начале 2002 года трудящихся харьковчан было 989,5 тыс. человек (на 7 тыс. человек больше, чем в 1989 году), то в 2026 году работников станет всего 880,4 тыс. человек.
За эти годы постепенно изменится и структура занятости населения. Некоторые отрасли переживают расцвет, для других пришло время увядания. Приметой советской экономики было стабильное развитие промышленности, а сфера обслуживания была довольно куцей. Теперь ситуация изменится: если в 1989 году в промышленном секторе было занято 45,1 проц. работников, в 2002 их число сократилось до 30,9, а в 2026 еще снизится до 25 проц. В то же время сфера обслуживания постепенно будет набирать обороты. Такой промышленный спад выглядит пугающе, но специалисты утверждают, что это соотношение «модно» в развитых странах — Японии, Германии и США. Там в промышленности занято 18 — 20 проц. трудящихся, а в сфере обслуживания — до 40 проц. В стратегии развития Харькова специалисты старались ориентироваться на европейские модели. Поэтому при расчетах учитывались не только перспективные направления, разработанные Кабмином на 30 лет вперед, но и анализ развития десяти европейских городов, сопоставимых с Харьковом.
На основании прогноза развития хозяйственного комплекса можно рассчитать, какие территории понадобятся городу через четверть века. Сейчас с точки зрения градостроителей основная проблема Харькова — хаотичность застройки, некий винегрет из зон промышленных, складских, жилых и предназначенных для отдыха.
Уже известно, что город не станет развиваться вширь. Правильнее будет навести порядок на имеющихся землях. Раньше в каждом новом генплане резервировались территории для перспективных промышленных предприятий. Теперь решено, что промзоны надо немного сократить. А новые предприятия будут строиться за счет более эффективного использования существующего пространства. Разработчики генплана обнаружили вредные предприятия, которые неплохо было бы закрыть или перенести подальше от людей. Но таких рекомендаций городским властям не было дано: по опыту специалисты знают, что подобные советы ни в одном городе не выполняются. Единственный выход — системой штрафов подталкивать «вредителей» к использованию новых, безопасных технологий. Особое внимание исследователи уделили промышленным зонам ХТЗ, поселка Восточный. Неухоженные территории вокруг должны быть облагорожены скверами, а часть земель будет предоставлена представителям малого бизнеса.
Планируемый когда-то переезд аэропорта не состоится. Парк самолетов постепенно обновляется, они становятся менее шумными. А если значительно увеличится количество перевозок, часть рейсов можно будет принимать на пригородных аэродромах.
Жилые зоны Харькова «перетряхнут», поскольку живем мы слишком «кучеряво». Оказывается, плотность населения в европейских городах — 150 — 250 человек на гектар. В Харькове этот показатель гораздо ниже. В «правильной европейской тесноте» живут только обитатели Салтовки (180,9 чел. на гектар). Более-менее заселены Коминтерновский и Орджоникидзевский районы (80 — 90 чел.). А в Ленинском и Октябрьском районах на каждом гектаре роскошествует 40 — 47 человек. Такая неравномерность приводит к холостым пробегам транспорта, к неравномерному использованию инженерных сетей.
Особое неудовольствие разработчиков вызывают «села в городе». Это районы с ветхими домами, отсутствием коммуникаций и дорог, которые трудно как-то цивилизовать. На Лысой Горе, Ивановке, Холодной Горе, Новоселовке, Журавлевке, Тюринке и вдоль Клочковской изношенность домов составляет более 60 процентов, много аварийных зданий. В целом по городу реконструкции подвергнутся 2 млн. кв. м жилья. Журавлевка и Тюринка будут снесены — это позволит связать район станции метро «Академика Барабашова» с историческим центром. Запланирована также реконструкция Левады и частично Полтавского Шляха. Разрушить развалюхи в этих зонах предполагали еще в советское время. Но стоило только заикнуться о сносе — хитроумные харьковчане быстренько прописывали в каждый дом по нескольку семей. В итоге подсчет квартир, необходимых для отселения, показывал явную убыточность реконструкции этих районов. Теперь же землю предложат коммерческим структурам, которым переселение народа в новые квартиры может оказаться вполне по карману.
Новые многоквартирные жилые дома для харьковчан станут строить на Салтовке и Алексеевке. Земля в районе Южных Пятихаток и аэропорта запланирована под коттеджи. Коттеджи также построят в зоне между Восточной Салтовкой и ХТЗ. В целом по Харькову до 2026 года будет построено около 6 млн. кв. м жилья (по 250 тыс. кв. м в год). Из них три четверти составят квартиры, а остальное — усадьбы.
Разработчики генплана также попытались навести порядок на харьковских дорогах. Предполагается «пробить» общегородские магистрали непрерывного движения в обход центра. Для этого надо построить 18 км новых дорог и реконструировать 54 км существующих. По скоростным магистралям пойдут экспресс-автобусы (3 — 4 остановки на весь маршрут через город). Чтобы избавиться от пробок, придется «выселить» трамвай за пределы исторического центра. Специалисты утверждают, что по опыту других городов (в том числе и Киева с его скоростными трамваями) этот медлительный и неманевренный вид транспорта удобно использовать только для перемещения пассажиров к центру из отдаленных районов. А в центре гораздо мобильнее троллейбусы и маршрутки.
На Алексеевской линии метро появятся 6 новых станций, на ветке «Холодная Гора — Пролетарская» — еще 2. Неожиданностью для всех стала чья-то лихая идея продлить Салтовскую линию метро не в сторону ул. Дружбы народов (как это было ранее намечено), а развернуть под прямым углом и направить на Восточную Салтовку. Мало того, что неясно, зачем метро в районе коттеджной застройки, то есть в селе, но электропоезд еще и не сможет совершить такой крутой поворот. Поэтому проектанты предложили построить довольно крупную петлю, да еще и в таком неудобном для подземного зодчества районе, как гидропарк.
О том, как решить проблему подтопления, специалисты пока не договорились. Одни говорят, что надо объединить реки Харьков, Лопань, Немышлю и создать серию прудов. Другие утверждают, что пруды только ухудшат ситуацию, и спасение — в регулярной очистке русел и замене хронически текущих устаревших труб. Окончательный вердикт вынесет харьковский институт «Гидропроект». А «ПромстройНИИпроект» разработает схему охраны окружающей среды города.
В ходе обсуждения генплана возникла идея создать схему инвестиционной привлекательности Харькова, показать все возможности каждого участка земель. Разработчики пообещали учесть это и другие пожелания харьковчан.
Ольга РЕМИЗОВА.
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Город и область |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.