Новости. Социальная справедливость или право на «халяву»?

Газета "Время", 02.08.2012.

В свое время каждая уважающая себя харьковская домохозяйка знала по имени-отчеству всех продавщиц из ближайшего молочного отдела и рубщика из «Мясного» местного гастронома. А уж богини из обувного или рыбно-деликатесного для части граждан были просто членами семьи!

Покупка пыжиковой шапки считалась делом статусным, эпохальным, чуть ли не подводящим итог всей жизни. Да и статусность определялась, в общем-то, просто. Помните знаменитый монолог М. Жванецкого «Дефицит» в исполнении А. Райкина: «Ты купил, я купил, мы его не любим — он тоже купил. Все купили. Все ходим скучные, бледные, зеваем. Завсклад идет — мы его не замечаем. Директор магазина — мы на него плюем! Товаровед обувного отдела — как простой инженер! Это хорошо? Это противно!»?

Веселый был период, но, увы, времена столь простых, даже в чем-то рутинных торговых отношений канули в Лету. Сегодня у нас совсем другой вид национального спорта: погоня за «халявой». Конечно, стремление сэкономить и страсть к «шаре» родились вместе с человеком современным (в теории — разумным). Но именно мы, люди постсоветские, смогли поднять его на уровень искусства. В последние годы в народе даже появилось своеобразное «течение» так называемых охотников за ценами. Если вы знаете календарь распродаж основных торговых точек округи, в курсе, почем мясо на Конном рынке, картошка на Центральном или «хозяйское» молоко на «Пролете», и готовы ехать через весь город, чтобы сохранить для себя любимого лишнюю десяточку, — вы из их числа. Наиболее продвинутые граждане отовариваются через eBay и свысока поглядывают на тех, кто по старинке топчет дорожку в соседскую лавочку, вдвое-втрое переплачивая за вожделенные штаны. Но настоящие виртуозы своего дела те, кто умудряется практически на ровном месте вырвать себе право на всевозможные льготы.

А что удивляться, привычку гнаться за особым статусом у нас долгие годы вскармливали на государственном уровне. Правда, одни при этом пользовались спецраспределителями, другие получали подачку в виде льготы.

Кому супчик жидковат, кому жемчуг мелковат

Перечень тех, кто имеет право на льготы в нашем государстве, — это увлекательнейшее чтиво. Так, льготу на бесплатный проезд в метро законодательно имеют 15 категорий граждан, причем в каждой категории есть свои «подкатегории». Примерно столько же граждан (чуть больше) могут бесплатно кататься и на наземном общественном транспорте. Казалось бы, благое дело. Старики, чьи пенсии ничего, кроме горького вздоха, вызвать не могут, получают хоть какую-то помощь от родной державы. Но если вдуматься, на самом деле оплачивает эти «бесплатные» поездки не некое мифическое государство, а вполне реальные налогоплательщики. Дети и внуки тех же пенсионеров.

К тому же налицо явная дискриминация по месту проживания. Пенсионеры, живущие в областном или районных центрах, этой льготой могут воспользоваться в полной мере. А вот сельские старики, у которых и так пожизненное содержание меньше, чем у их городских коллег, в конечном итоге остаются в абсолютном проигрыше. Ни нормальной пенсии, ни возможности покататься в метро или троллейбусе «на шару». Ведь до этого города еще нужно доехать, заплатив за «межгород» кругленькую сумму (иначе водитель попросту в салон не пустит).

71-летняя жительница Дергачей Ольга Ускова рассказывает:

— В Харьков я выбираюсь крайне редко. А в самих Дергачах все в пределах пешего хода. Так что льготы на проезд для меня — что есть, что их нет. Конечно, хорошо, когда в электричке можно проехать бесплатно. Но сколько раз я в той электричке езжу? Раз в год.

В то же время среди пенсионеров немало и таких, кто, проживая в мегаполисе и пользуясь льготой, добывают себе масло к пенсионному хлебу. Вот харьковчанка Ирина Витальевна. Она работает курьером. Как признается пенсионерка, взяли ее на работу именно потому, что она может кататься по городу бесплатно. Более того, не редки случаи, когда работодатели специально ищут «льготников» на подобные должности, получая тем самым определенную выгоду от их «эксплуатации». Можно ли назвать такую ситуацию социальной справедливостью?

Очевидный и наиболее логичный путь — прекратить плодить в стране всевозможные льготы. А существующие, по возможности, монетизировать — именно так видят ситуацию многие специалисты. Кстати, путь, который предлагают украинские эксперты (замена льготы ежемесячной денежной компенсацией) более мягок, чем тот, по которому пошли наши бывшие соседи по СССР.

Альтернатива глазами очевидца

В Российской Федерации многие льготы монетизировали еще несколько лет тому назад. Как рассказывает Владимир Шевченко, житель г. Екатеринбурга, сегодня все пенсионеры Урала вместо бесплатного проезда в общественном транспорте используют специальную проездную карточку.

Это обычная пластиковая карточка, наподобие банковской. Ежемесячно ее нужно пополнять в почтовом отделении своего района. Карточка дает право на 20 поездок в месяц. Это немного, поэтому работать, например, курьером, по ней не получится. Кроме того, в Екатеринбурге (специально или нет, не знаю) стоимость проезда во всех видах общественного транспорта одинаковая — 4,50 грн. в пересчете на украинскую денежную единицу.

Пользоваться карточкой просто. У всех кондукторов в общественном транспорте есть специальный приборчик, который снимает нужную сумму. Карточка именная, на нее нанесена фотография владельца (пенсионера).

Не пенсионеры также могут воспользоваться единой транспортной карточкой (как у нас в метро). Причем для них действует система поощрения: если вы пополняете карточку на сумму 1000 рублей (около 250 грн.), то вместо 18 руб. за поездку платите 14 руб.

Как вспоминает Владимир Шевченко, введение карточек вместо бесплатного проезда в России сопровождалось бурными протестами пенсионеров. И даже сегодня многие очень и очень недовольны нововведением. Тем не менее, система действует, и подавляющее большинство знакомых Владимира оценивают ее положительно.

Мое личное мнение: Украине тоже следует как можно быстрее монетизировать свою льготную систему. Да, недовольные будут, но как человек, который полжизни проработал в общественном транспорте, могу сказать — нынешний путь тупиковый. Ничего, кроме стагнации и проблем, он не принесет. Тем более то, что предлагают специалисты в Украине (денежная компенсация, а не право на ограниченное количество поездок, как в России) гораздо лучше и выгоднее для обычных граждан и уравнивает в правах городских и сельских пенсионеров.

«Мне кажется, только эгоизм украинских политиков и их нежелание брать на себя ответственность за непопулярные решения тормозит все дело», — высказывает свою точку зрения Владимир.

Ну а пока суд да дело, в Харьковской области пенсионеры продолжат вести бои за свое право на кусочек государственной «халявы».

Оксана Богдан

URL оригинала: http://timeua.info/020812/62879.html
Разделы по теме:
Рубрики:   Метро, Трамвай, Троллейбус, Автобус, ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.