Новости. ЗиС-8: По следам старой фотографии
Газета "Время", 31.08.2012.
Уникальный автобус, перевозивший пассажиров по улицам Харькова еще в довоенные годы, нашли и отреставрировали умельцы Харьковского технического клуба «СамоходЪ».
Как все коллекционеры, «самоходовцы» постоянно мечтают о пополнении уже довольно внушительного собрания своего клуба очередными раритетами. Автобус «ЗиС-8» — из числа таких авто-редкостей. На просторах бывшего Советского Союза сохранилось всего несколько экземпляров автобусов этой марки, и найти еще хотя бы один, неизвестный коллекционерам, казалось почти невозможным. Помог случай. Просматривая свои старые фотографии, руководитель клуба заметил на одной из них именно такой автобус и вспомнил, что еще в 1983 году ездил на нем по сельской местности, будучи участником студенческого стройотряда. Так появилась маленькая надежда отыскать вожделенный экземпляр.
Посетив сельхозорганизацию, появившуюся после развала СССР на месте колхоза, где работал стройотряд, «самоходовцы» обнаружили то, что искали. Правда, от машины остались в основном ржавые куски, но зато удача улыбнулась автоследопытам еще раз: найденный автобус оказался единственным сохранившимся экземпляром «ЗиС-8», собранным не в Москве, а в Харькове.
— Аналогичного автобуса нет нигде в мире, — с гордостью говорят члены клуба «СамоходЪ». — Он был выпущен в 1936 году и уникален тем, что был собран на Харьковском автосборочном заводе. Дело в том, что в те годы в стране остро не хватало автобусов. И сам завод «АМО» (он же «ЗиС», а позже — «ЗиЛ») не справлялся с их изготовлением. Для ускорения производства было принято решение проводить окончательную сборку в городах, где планируется эксплуатация этих автобусов — в том числе и в Харькове. В довоенный период этот автобус был основной транспортной единицей в нашем городе. Кстати, на харьковский завод приходили не заготовки автобусов, а грузовики «АМО-5» (позже — «ЗиС-5»), а уже сверху, по чертежам завода «Аремкуз», монтировали автобусные кузова. В результате получались такие интересные автобусы. На сегодняшний день это — единственный отреставрированный автобус из данной серии. В Москве есть два аналогичных авто, но совсем другой сборки.
Потрудиться над восстановлением старинного автобуса пришлось основательно. Реставраторов ждала непривычная работа по изготовлению деревянных частей. Сейчас, наверное, только старожилы помнят, что в те далекие годы автомобили частично делались из дерева, которое потом оббивалось металлом и брезентом. В данном автобусе деревянными были и кузов, и настил, и двери. За помощью в выполнении этой работы клуб обратился в... Диканевскую исправительно-трудовую колонию №12. Мастера по дереву из числа заключенных загорелись идеей участия в реставрации и по предоставленным чертежам сделали необходимые детали. А активисты клуба «СамоходЪ» восстановили шасси автобуса и другие его части. Потом последовала обкатка машины.
А «на публике» автобус впервые показался 23 августа — в День освобождения Харькова от фашистов.
Татьяна Буряковская
URL оригинала: http://timeua.info/310812/64131.html | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Автобус |
Единицы ПС: | ЗиС-8 #э0391ХА |
Комментарии
Просмотреть соответствующую тему на форуме.
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.