Новости. Выпутываясь из транспортных сетей
Газета "Время", 21.09.2012.
Как известно, Харьков — второй по величине город в Украине. По данным, предоставленным пресс-службой Харьковского горсовета, на 1 июля 2011 г. его население насчитывало 1 миллион 445 тысяч 507 человек.
Линейные размеры города относительно невелики: 24 километра с севера на юг и 25 с запада на восток. Вот на такую территорию приходится 223,7 тыс. легковых автомобилей и еще 9 тыс. единиц грузовой техники. И это не считая огромного количества автомашин из пригорода, ежедневно пересекающих границы «первой столицы».
Поэтому проблема оптимизации транспортных потоков стоит в Харькове остро, ведь многие дороги просто не рассчитывались на такое количество машин.
Мировые тенденции
— Харьков однозначно должен развиваться так же, как и остальные европейские города, — уверен профессор кафедры урбанистики Харьковского национального университета строительства и архитектуры Валерий Гук. — Во-первых, поможет наземное метро. Метрополитену не сильно нравятся подобные идеи, и его руководителей можно понять, ведь срок эксплуатации подземного тоннеля составляет триста лет, в то время как наземная линия прослужит меньше ста. Но выгоды от этого решения колоссальны. Например, максимальную скорость поезда можно повысить в три раза по отношению к той, которую поезд может развивать в тоннеле. К тому же наземная линия метрополитена обойдется в восемь раз дешевле ее подземного аналога, а это немаловажно. Что же касается исторической части города — сейчас весь мир, и даже помешанная на автомобилях Америка, делает ставку на велотранспорт. А перекрытие въезда для частного транспорта в центр города — мировая тенденция. Дело в том, что когда на тесных улицах автомобилей становится слишком много, скорость их передвижения неизбежно падает — вплоть до 4–7 км/час. Для сравнения: дореволюционная «конка» двигалась со средней скоростью 8 км/час. Велосипед же свободно двигается со скоростью 20 км/час.
— Но так просто перекрыть въезд в центр города нельзя, это будет неправильно, — уточняет профессор. — Для этого шага должна быть подготовлена инфраструктура. Во-первых, разветвленная сеть велодорог, по которым люди могли бы добираться в нужное место. Во-вторых, желательны пункты проката (не важно, велосипедов или электромобилей). В-третьих, потребуются огромные территории, отведенные под автостоянки, находящиеся непосредственно перед транспортным периметром, где бы можно было оставить автомобиль. И, в-четвертых, — скоростные магистрали, огибающие перекрытый центр. Только в таком сочетании закрытие центра разрешит транспортные проблемы Харькова и даст положительный результат.
Кстати, именно такой план реализуется сейчас в Париже.
Да настанет этот день!
Хотя общественное движение «День без автомобиля» зародилось на Западе еще в 1970-е, тогда особой поддержки идея не нашла. К ней вернулись лишь в 1990-е годы, и со второй попытки она таки прижилась. А уже в 1997-м «День без автомобиля» впервые поддержало государство — это произошло в Великобритании. В 2000 году Европейская комиссия распространила кампанию на всю территорию ЕС и удлинила проведение акции аж до целой недели, которую с тех пор стали называть European Mobility Week (Европейская неделя мобильности).
Традиционно главным днем «Зеленой недели» считается 22 сентября, когда жителям крупных городов предлагается отказаться от поездок на личном авто и пересесть на что-то более экологичное: общественный транспорт, велосипед, ролики или, наконец, ходить пешком. В этот день органы местного самоуправления европейских городов предоставляют жителям, оставившим своих «железных коней» дома, бонусы в виде сниженной стоимости за проезд в общественном транспорте, льготную аренду велосипедов и даже угощения.
Мобильность по-харьковски
Харьков Европейскую неделю мобильности встретил неофициально, но с размахом.
17 сентября состоялась организованная любителями «Вело-авто-гортранспортная» гонка, в которой по одному велосипедисту, автомобилисту и пешеходу, пользующемуся общественным транспортом, одновременно стартовав в час пик с разных концов города (с Алексеевки, Баварии, Салтовки и Павлова Поля), должны были добраться до Молодежного парка. По результатам этого полушуточного соревнования в трех случаях победили велосипедисты, в одном — автомобиль. Все четыре раза пассажир общественного транспорта приходил последним. По заверениям организаторов, все участники гонки двигались в повседневном темпе. Справедливости ради стоит учесть и тот факт, что в час пик на автомобиле сложно «рысачить», вагон метро тоже подгонять сложновато, ну а что касается честности велосипедистов, в этом отношении возникают некоторые сомнения. Но как бы то ни было — факт остается фактом.
20 сентября состоялся «Велопоезд» основной задачей которого стала попытка привить харьковчанам навыки безопасной езды на велосипеде по городским дорогам. Возможно поэтому старт состоялся вечером, в 17.45, а маршрут пролег по одному из самых загруженных участков города — Московскому проспекту, что само по себе довольно небезопасно.
Вчера в 17.00 возле театра оперы и балета прошло самое красивое и милое мероприятие недели мобильности — «Парад велодевчонок», смысл которого понятен уже из названия.
— Цель акции, — рассказала участница действа и одна из его организаторов Ольга Лакиза, — показать, что езда на велосипеде может быть женственной и не обязательно сопряжена со спортом, а также пропагандировать велосипед в качестве городского вида транспорта.
Суббота ознаменуется самым массовым мероприятием, посвященным Дню без автомобиля, — велопарадом, в котором смогут поучаствовать все, кто хочет. Маршрут колонны пройдет от площади Конституции через улицы Пушкинская и Иванова к площади Свободы и оттуда обратно на площадь Конституции. Начало велопарада в 11.00.
И сегодня же начнется самое тяжелое в физическом смысле соревнование, больше похожее на испытание. Все желающие (коих, между прочим, нашлось не так уж и много) в 11.00 утра стартуют с площади Независимости в Киеве, чтобы на велотранспорте ровно за одни сутки (!) преодолеть 507 километров и завтра утром прибыть на площадь Свободы в Харькове. Как сообщают организаторы, для того чтобы успеть, средняя скорость колонны должна быть 23–30 км/час. Но чего не сделаешь ради праздника!
Артем Богдан
URL оригинала: http://timeua.info/220912/65132.html | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Город и область |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.