Новости. Пассажир для автобуса или автобус для пассажира?

Газета "Время", 09.11.2012.

Харьковчанин Валентин Партола в своем письме пожаловался на то, как он неудачно попытался воспользоваться услугами автобусного транспорта.

Суть дела: 20 октября этого года Валентин Николаевич приобрел в предварительной кассе автовокзала №2 (на Благовещенском рынке) билет на автобус меж­областного сообщения, который должен был отправиться в 7.15 утра 23 октября. Поездке предшествовало трагическое обстоятельство — внезапная кончина родственника, хорошего человека, участника ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

«Я купил венок, продукты и к назначенному времени уже был на автовокзале, — пишет Валентин Николаевич. — Но до начала отправления автобуса на платформе не было. Пассажиры с купленными билетами начали беспокоиться, почему нет посадки. Позже диспетчер объявил о том, что рейс отменен».

Причина отмены, как следует из письма, четко и внятно пояснена не была. Диспетчер предложила пассажирам сдать билеты в кассу. К сожалению, по словам читателя, и начальник автостанции, и его заместитель в это время отсутствовали, поэтому разрешить конфликтную ситуацию на месте не удалось. Пришлось пожилому человеку, инвалиду 2-й группы, возвращаться домой — на похороны он, понятное дело, не попал.

Подобная ситуация не единична. Отмены рейсов по той или иной причине случаются регулярно. И, как правило, в проигрыше остаются именно пассажиры. Попытаемся разобраться, можно ли изменить ситуацию, какие права в данном случае имеет пассажир и на что он может рассчитывать.

В Харькове существует несколько организаций, чья прямая обязанность — следить за соблюдением законодательства и правил перевозки пассажиров на местах. Это: департамент транспорта и связи Харьковского горсовета, Главная государственная инспекция на автомобильном транспорте (территориальное управление в Харьковской области), ОАО «Харьковское предприятие автобусных станций» — в компетенции последнего деятельность автостанций региона. Каждая из этих структур обязана реагировать на запросы граждан, выяснить причину той или иной конфликтной ситуации и дать письменный ответ.

При этом и эти инстанции, и перевозчики, и пассажиры должны руководствоваться документом, который, в принципе, дает исчерпывающие ответы на многие вопросы. Это «Правила предоставления услуг пассажирским автомобильным транспортом», утвержденные постановлением Кабинета министров в соответствии со ст. 22 Закона Украины «О защите прав потребителей».

Например, п. 18 «Правил» гласит, что «согласно договору о перевозках перевозчик берет на себя обязательство безопасно перевезти пассажира до пункта назначения, а в случае сдачи им багажа — доставить в пункт назначения багаж и передать его в руки пассажира или уполномоченного им лица». А пассажир берет на себя обязанность оплатить названные услуги. Далее, согласно п. 27, пассажир имеет право на безопасную и качественную услугу, а также на предъявление претензий к перевозчику относительно исполнения последним условий договора, а также право на компенсацию в случае нанесения ему ущерба. То есть, Валентин Николаевич имел все основания требовать от администрации автовокзала четкого пояснения — в связи с чем отменен рейс, в том числе в письменном виде. А затем подать в суд на перевозчика с требованием компенсировать нанесенный ему ущерб. К сожалению, таким правом наш читатель не воспользовался. Впрочем, как и многие другие граждане, волею обстоятельств оказавшиеся в подобной ситуации. Тем не менее, «Время» обратилось к администрации автовокзала №2 с просьбой провести соответствующее разбирательство по указанной ситуации. Надеемся, о результатах разбирательства мы вскоре узнаем.

Но, раз мы уже говорим об автобусных перевозках, приведу еще несколько положений из «Правил», которые, думается, будут интересны и полезны читателям.

Итак, согласно «Правилам», плохое техническое состояние транспортного средства — это проблема не пассажиров, а перевозчиков и заказчиков услуги. Ибо в соответствии с нормами, «перевозчик обязан содержать транспортные средства в соответствующем техническом и санитарном состоянии, обеспечивать их свое­временное прибытие для посадки и отправления». Так что, если на том или ином направлении курсирует раздолбанный грязный автобус, который то и дело выходит из строя, — это не потому, что законы нашей страны позволяют подобное. Это недоработка соответствующих контролирующих инстанций (перечень см. выше). И пассивность самих пассажиров, которые не требуют от водителей, перевозчиков и органов самоуправления (которые как раз и выступают заказчиками на маршруте) исполнять нормы закона.

Вот еще один важный пункт: если вы отстали от автобуса, водитель должен обеспечить сохранность вашего багажа и доставку его в пункт назначения.

Впрочем, пассажирские перевозки — это не игра в одни ворота. В свою очередь, перевозчик имеет право «отменять рейсы своих автомобильных транспортных средств в случаях, которые он не мог предвидеть и которые не мог предотвратить, возвратив пассажирам средства, уплаченные за проезд». К таким случаям, видимо, стоит относиться с пониманием, даже если отмена рейса причинила существенные не­удобства. Также водитель имеет право не допустить в салон автотранспортного пассажирского средства человека, который нарушает правила пользования автотранспортным средством или не оплатил проезд. А также отказать в посадке, если количество пассажиров в салоне превышает установленное заводом-изготовителем.

Оксана Богдан

URL оригинала: http://timeua.info/091112/67267.html
Разделы по теме:
Рубрики:   Автобус

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.