Новости. В Лозовую к Ефиму Березовскому приезжали учиться железнодорожники всей страны

Газета "Вечірній Харків", 14.02.2013.

8 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза, почетного железнодорожника Ефима Матвеевича Березовского.

Два десятилетия жизни этого человека были тесно связаны с Харьковщиной: бывший фронтовик с 1951 по 1971 годы работал начальником Лозовской дистанции сигнализации и связи ЮЖД. На прошлой неделе на здании предприятия в Лозовой, которое было построено при непосредственном участии Ефима Березовского, в честь бывшего руководителя торжественно открыли мемориальную доску.

От беспризорника до Героя Советского Союза

Собравшиеся в Лозовой на митинге по случаю открытия мемориальной доски услышали живой голос Ефима Березовского — записанное пять лет назад на пленку обращение к лозовчанам, которых за 20 лет совместной работы он считал уже родной семьей.
Это был человек непростой и удивительной судьбы. Родился он в селе (ныне поселок) Саврань (Одесская обл.) в еврейской крестьянской семье. В шесть лет мальчик остался без родителей — они погибли в Гражданскую войну. С 9 лет беспризорничал и так и не окончил ни одного класса школы. На станции Константиновка нынешней Донецкой области его задержали и передали организации «Друг детей», которая определила его на местный бутылочный завод. С этого предприятия паренька направили на курсы ФЗУ, а в 1925 году Ефим стал шлифовщиком на военном заводе, где делали прожекторы для армии. В 20 лет парня призвали в армию, и в Артемовское артиллерийское училище, куда направили Ефима, приезжали вербовщики с железной дороги — звали учиться на электромеханика. Демобилизовавшись, Ефим Березовский пришел на станцию Ясиноватая Донецкой железной дороги монтером, одновременно поступив в Московский железнодорожный техникум.

В июне 41-го Березовский сдавал экзамены, когда узнал, что началась война. Тут же махнул на вокзал, чтобы вернуться в Донбасс. Добился снятия брони и отправки на фронт. Так, в августе 41-го он оказался в 692-м артиллерийском полку, который базировался в Купянске. Боевой путь начинал под Москвой на Брянском фронте, дойдя до Мценска, получил медаль «За отвагу». А потом были Сталинградская битва и Курская дуга, где Ефим Матвеевич был уже командиром батареи. Батарея Березовского под Прохоровкой за первые пять дней подбила 12 фашистских «тигров» и уничтожила 500 солдат и офицеров противника, но цена оказалась слишком высокой: из 67 человек в живых осталось только 20. Ефим Матвеевич получил тогда орден Боевого Красного Знамени.

А потом была битва за Киев. Выйдя к Днепру, батарея Березовского в ночь на 24 сентября 1943 года форсировала реку и заняла небольшой плацдарм на правом берегу. За первый день наши воины отбили 11 атак врага, подбив 9 танков и уничтожив 300 фашистов. За этот подвиг четырем бойцам, включая Ефима Матвеевича, было присвоено звание Героя Советского Союза, двоим из них — посмертно... На фронте Ефим Матвеевич получил пять ранений, несколько контузий и семь боевых наград.

«Он очень много строил»

Окончил войну Ефим Березовский капитаном в Праге. Его часть перевели в Вену, откуда Березовского вызвали в Москву — готовиться к параду Победы. В 1946-м Ефим Матвеевич демобилизовался и вернулся на железную дорогу, которой посвятил всю оставшуюся жизнь.

Сначала восстанавливал Ясиноватую, а после окончания в 1949 году Ленинградского института инженеров ж/д транспорта получил назначение на ЮЖД — начальником Белгородской дистанции сигнализации и связи, затем — Лозовской.

– Мне довелось работать с Ефимом Матвеевичем – он-то и принимал меня на работу, – вспоминает председатель ветеранской организации Лозовской дистанции сигнализации и связи Николай Хрисанфов. – Это был настоящий боевой командир в мирное время и генератор идей. Если появляется что-то новое, неординарное – он тут же: «Давайте будем внедрять!» Десять раз в течение дня зайдет, спросит, чем помочь. Он очень много строил, потому что дистанцию принял в довольно сложном состоянии, и управление размещалось в вагончиках. У нас были только лошадь Машка, сани и телега, а также один-единственный прибор — тестер ТТ1, который с большой осторожностью передавали с участка на участок. С его приходом построили Дом связи, гаражи, мастерские, бытовой корпус, здание радиоцеха...

А еще по инициативе Ефима Матвеевича в 1950–1960-х годах по ссудам Госбанка осуществляли электрическую централизацию на участке Лозовая–Мерефа: тогда это был очень смелый шаг.

– Воспитали кадры таких монтажников, таких регулировщиков и наладчиков, что до сих пор установленные им традиции востребованы на всех пусковых объектах Южной железной дороги, – уверен Николай Хрисанфов.

За 20-летний период, когда Лозовской дистанцией сигнализации и связи руководил Березовский, она постоянно получала Красные знамена союзного МПС как победитель соцсоревнований. В Лозовую в школы и на семинары приезжали учиться железнодорожники с разных концов бывшего Союза — с Урала, из Сибири, Беларуси, Прибалтики, Молдавии. А сам Ефим Матвеевич именно в период работы в Лозовой был удостоен в 1962 году звания «Почетный железнодорожник».

В 1971 году Ефиму Березовскому предложили переехать в Москву во Всесоюзный трест электротехнических заводов на должность первого заместителя. Работая там, Ефим Матвеевич принимал участие в реконструкции всей отрасли, тогда было построено девять новых заводов в разных городах страны. На пенсию вышел почти в 80 лет и продолжал работать в ветеранских организациях. Но, живя в Москве, ветеран не забывал лозовчан: делегации из Лозовой приезжали на каждый его юбилей, в последний раз — в 2008-м, на 95-летие. Приглашал Ефим Матвеевич земляков и на 100-летний юбилей. Увы, до этой почтенной даты он не дожил чуть больше года — умер 16 декабря 2011-го.

Автор: Олег Столбецов

URL оригинала: http://vecherniy.kharkov.ua/news/74366/
Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.