Новости. В Украине могут подешеветь пассажирские авиаперевозки

Информационное агентство "Status Quo", 15.02.2013.

В этом году рынок авиаперевозок страны будет определяться несколькими факторами, основные среди которых -  распределение рейсов "Аеросвіта" и активность лоукостов.

Свято место

29 декабря 2012 года Хозяйственный суд Киевской области начал банкротство "Аеросвіта" на основании заявления самой компании. По состоянию на конец прошлого года долги "Аеросвіта" составляли 4,27 млрд. грн. при общей стоимости активов менее чем 1,5 млрд. грн. В структуре авиаперевозок на долю "Аеросвіта" приходилось 38,7%, "Международных авиалиний Украины" (МАУ) – 21,8%, "Донбассаэро" - 11,1%, "Львовских авиалиний" - 3,7%. В 2012 году "Аеросвіт" выполнял рейсы по 80 направлениям, 6 из которых – внутренние, а к концу января 2013-го авиаперевозчик обслуживал всего 4 международных и 2 внутренних маршрута. Поскольку компания резко сократила количество авиарейсов, сейчас решается вопрос о том, кто займет освободившуюся нишу. Власти пообещали, что проблему утрясут уже к началу летней навигации.

По данным председателя Госавиаслужбы Анатолия Колесника, "Аеросвіт" сохраняет дальнемагистральные рейсы, в частности, в Бангкок, Нью-Йорк и Пекин. Он также отметил, что у второго крупнейшего перевозчика - МАУ - нет возможности забрать все рейсы "Аеросвіта" из-за отсутствия дальнемагистальных самолетов и недостаточного количества среднемагистральных.

Исполнительный вице-президент МАУ по коммерческой работе Сергей Фоменко  отмечает, что поскольку у МАУ были разрешения Госавиаслужбы на маршруты в Баку и Ереван, которые выполнял "Аеросвіт", компания начала работать на  этих маршрутах в качестве маркетингового перевозчика и продавала билеты на них. Когда "Аеросвіт" прекратил летать по этим маршрутам, была подана заявка авиационным властям Азербайджана и Армении на выполнение полетов собственным флотом в качестве оперирующего перевозчика.

Кроме МАУ, на рейсы банкрота претендуют "Utair", "Днеправиа" и лоукостер "Визз Эйр Украина". Последний подал заявку на замещение 18 маршрутов, рейсы по которым ранее выполнял "Аеросвіт".  В частности, "Визз Эйр" хочет получить рейсы в Прагу, Вильнюс, Москву, Санкт-Петербург, Софию, Минск, Кишинев, Баку, Ереван, Дубаи и Стамбул. "Мы в официальном порядке сделали запросы на выполнение рейсов. Пока терпеливо ожидаем ответа от авиавластей. Заявки рассматривает специальная комиссия. В последний раз она заседала в июле 2012 года", - отметил генеральный директор компании " Визз Эйр Украина" Акош Буш.

Сейчас у этого перевозчика - два самолета  "Airbus 320" на 180 мест, но он собирается купить еще два судна, если компания получит рейсы обанкротившегося "Аеросвіта".

Глава представительства "Turkish Airlines" в Киеве Мустафа Хакана Йилмаз считает, что банкротство "Аеросвіта" не создаст сложностей на рынке авиаперевозок. "В Украине работает большое количество перевозчиков, рынок свободен, поэтому предпосылок к тому, что появится монополия или ситуация начнет угрожать рынку, нет. С уходом "Аеросвіта" его долю возьмут на себя существующие перевозчики, которые вынуждены будут увеличить частоту рейсов. Рынок не должен пострадать", - отметил Йилмаз. Более того, он полагает, что если на рынке авиаперевозок появится монополист, то и в этом нет большой проблемы. В Турции, например, работает крупный национальный перевозчик.

По словам вице-премьер-министра Украины Александра Вилкула, предотвратить возникновение таких ситуаций, как с "Аеросвітом", поможет увеличение конкуренции на рынке авиаперевозок. "Я возглавляю рабочую группу по выработке государственной стратегии развития авиационной отрасли. Мы должны отрабатывать механизмы, чтобы повысить конкурентность и снизить цены на билеты", - отметил он.

Эксперт Первой рейтинговой системы Алексей Панченко отмечает, что обеспечение авиакомпании "Аеросвіт" было завязано на предприятиях, близких к группе "Приват". Ей принадлежит и сам "Аеросвіт", поэтому долги авиакомпании - искусственные. По мнению Панченко, освободившиеся рейсы передадут "Международным авиалиниям Украины". "Ее акционером является Игорь Коломойский, совладелец "Привата". Поэтому рейсы переложат из левого кармана в правый", - отметил Панченко.

Приземление цен

Украинцы сейчас не могут оценить преимуществ, которые предоставляют своим пассажирам многие лоукост-авиакомпании, - например, "Еasyjet",  "Airberlin" и "Ryanair". Последняя обслуживает рейсы между 140 городами в 27 европейских странах. Этот авиаперевозчик позволяет слетать, например, по маршруту Вроцлав-Париж-Вроцлав за 250 гривен. О планах "Ryanair" зайти на украинский рынок говорится уже давно, но они так и не осуществились.

Тем не менее, в Украине работают лоукост-перевозчики: это "Wizzair", "Pegasus airlines", "Onur Air", "Eurolot" и "FlyDubai". Лоукосты снижают стоимость перевозок за счет ряда мер, направленных на сокращение затрат. Цена билета в самолет в значительной мере зависит от стоимости топлива. "Визз Эйр Украина", например, использует самолеты "Airbus 320" на 180 мест, которые эксплуатирует в среднем около трех лет. Современные самолеты гораздо экономнее расходуют топливо, чем устаревшие модели, а стоимость горючего составляет 38-40% себестоимости перелета. Кроме того, лоукосты так составляют график полетов, что самолет находится в воздухе более 12 часов (этот показатель в два раза выше, чем у классических перевозчиков). Лоукост-авиакомпании экономят также на том, что использует второстепенные региональные аэропорты, где дешевле обслуживание и есть возможность организовать быстрый оборот судна. Все эти меры помогают удерживать цены на билеты на низком уровне.

Но в целом билеты на самолеты остаются слишком дорогими для потенциальных пассажиров, что сдерживает развитие авиаперевозок в стране. Например, традиционные перевозчики предлагают рейсы Киев-Стамбул туда и обратно по цене 4 - 8 тыс. грн., Киев - Тбилиси с пересадкой обойдется в сумму от 2,4 тыс. грн. до 2,7 тыс. грн., прямой рейс будет стоить в среднем около 4 тыс. грн. В то же время лоукост "Визз Эйр Украина" сообщила, что с 1 июля открывает рейс из Харькова в Кутаиси (Грузия) с минимальной стоимостью полета в одну сторону в 341 грн.

Как заявил генеральный директор компании Акош Буш, рейсами из Харькова в Кутаиси за первые 12 месяцев его работы планируют перевезти более  30 тыс. пассажиров. Полеты в Кутаиси будут также осуществляться из Донецка, выполняемый с осени 2012 г. рейс в Кутаиси из Киева (стоимость билета - 551 грн.) с 1 апреля станет ежедневным. Всего в 2013 году компания сможет перевезти около 1 млн. пассажиров (в 2012 г. было перевезено 630 тыс.). Если у "Визз Эйр Украина" получится забрать рейсы какие-то рейсы "Аеросвіта", то компания сможет еще больше увеличить объем перевозок. В этом случае конкуренция, о которой говорит Вилкул, станет ощутимой, что неизбежно приведет к удешевлению билетов.

Один из традиционных перевозчиков уже заявил о том, что не планирует как минимум повышать тарифы. "С тарифами в ближайшее время ничего не произойдет - цены не поднимутся. Наоборот, постоянно предлагаются акционные условия. Например, недавно можно было купить билет в Европу за 1 доллар без учета налогов и сборов. В формировании цен мы руководствуемся системой "Yield Management". За полгода до вылета можно купить часть мест по низкой цене, следующая квота будет стоить дороже, и последними продаются самые дорогие кресла", - отметил глава представительства "Turkish Airlines" в Киеве Хакана Йилмаз.

Основатель и управляющий компании "WizzAir" Джозеф Варади уверен, что, несмотря на коррупцию, бюрократию и чрезмерное влияние власти на местный бизнес, с которыми приходится сталкиваться, "WizzAir" будет закреплять свои позиции в Украине. Варади говорит: "Авиационная индустрия – это чрезвычайно сложный бизнес. В нем очень просто потерять деньги. У американцев даже есть такая шутка: "Вы спрашиваете, как стать миллионером? Я вам отвечу: инвестируйте в авиакомпанию, будучи миллиардером, и совсем скоро вы наверняка станете миллионером".

"Ryanair" – бюджетные авиалинии Ирландии, созданы в 1985 году. Это первая бюджетная авиакомпания Европы, основанная в ответ на монополию европейских традиционных авиалиний по американской бюджетной модели.

"Turkish Airlines" совершает рейсы из Киева, Львова, Донецка, Днепропетровска, Симферополя и Одессы. Количество рейсов между украинскими городами и Стамбулом - 49 в неделю. Рейсы из Стамбула выполняются  на все континенты, кроме Австралии, - всего 219 направлений (183 международных и 36 внутренних) в 98 стран мира. В 2013 году планируется открыть более 30 новых направлений.

Компания "Визз Эйр Украина" в 2012 г. перевезла 630 тыс. пассажиров. Базовый аэропорт компании - Киев (Жуляны). Во флоте "Визз Эйр Украина" - два самолета А320. Сеть маршрутов состоит из 19 направлений, в числе которых - Грузия, Германия, Венгрия, Италия, Польша, Испания, Турция, Великобритания, Украина. Объем перевозок компании в 2012 г. возрос на 12% в сравнении с 2011 г., средний уровень загрузки - 84%. Третий самолет компании будет работать с 31 марта 2013 г., 4-й - с 29 июня 2013 г.

Автор: Алексей Грищенко

URL оригинала: http://www.sq.com.ua/rus/news/ekonomika/15.02.2013/v_ukraine_mogut_podeshevet_passazhirskie_aviaperevozki/
Разделы по теме:
Рубрики:   Авиатранспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.