Новости. Своевременное финансирование «Победы» поможет избежать катастрофы

Газета "Вечірній Харків", 16.02.2013.

Горожане не теряют надежды, что юбилейная станция харьковской подземки «Победа» в скором времени все же распахнет двери перед пассажирами. Но ее строительство все еще заморожено. Что происходит за забором, где до сих пор открытым остается котлован будущей станции, решили посмотреть корреспонденты «Вечернего Харькова».

Строительство станции «Победа» началось еще в 1992 году, но несколько раз приостанавливалось из-за ограниченного финансирования. За это время был выполнен так называемый стартовый ствол, произведена закладка котлована, проложены два тоннеля – от «Алексеевской» до «Победы». Осталось построить станцию, но... Чуть больше года назад в связи с отсутствием финансирования работы на этом объекте уже не просто приостановились – впервые за 44 года строительства харьковского метрополитена они были полностью остановлены.

«Мы переживаем за свою безопасность...»

Жители Алексеевки устали лицезреть заборы, которые уже много лет украшают пересечение пр. Победы и пр. Людвига Свободы, где должна была открыться конечная станция Алексеевской линии метрополитена «Победа», и с нетерпением ждут возможности попасть в центр города без пересадок.

– Сколько раз назначались сроки открытия станции метро «Победа», а «воз и ныне там», – досадует местный житель Кирилл Степанович. – Очень жаль, что Первая столица Украины ныне в аутсайдерах.

– Когда я покупала квартиру в этом районе – решающую роль сыграло то, что в скором времени здесь должно появиться метро, – делится жительница Алексеевки Анна Павловна. – Но и по сей день, выйдя на балкон, я любуюсь котлованом. Как же мы обрадовались, когда осенью 2011 года стройка заметно ожила. Метростроевцы трудились в любую погоду в три смены. Мы даже не обращали внимания на грохот работающей техники – все с нетерпением ждали открытия «Победы». Но потом работы опять прекратились.

Заглянуть за забор решили и корреспонденты «Вечернего Харькова», чтобы собственными глазами увидеть, что происходит с громадным котлованом в самом центре Алексеевского жилмассива.

Если котлован рухнет – «Алексеевская» поплывет

Глазам предстал котлован длиной более 150 метров, где мокнут под дождем и снегом, покрываются ржавчиной и съедаются коррозией конструкции, спрятанные в бетон лишь наполовину. Нижняя часть свайного ограждения под воздействием влаги прогнила. А в торце котлована зияет огромная проплешина в укреплении – из-за оползня металлическая опора прогнулась и бревна крепи осыпались.

На территории замороженной стройки немноголюдно: два охранника да пара дежурных рабочих, которые поддерживают станцию в безаварийном состоянии – периодически выкачивают воду и следят за конструкциями.

– Из-за таяния снега начали подниматься грунтовые воды. К ним добавляются осадки и вода, которая течет с проспекта прямо в котлован, так что мы постоянно откачиваем ее насосами, – показывает дежурный электрослесарь Валерий Козубенко колодец на дне ямы, из которого тянется шланг. – За последние три дня один насос выкачивал по 16 кубов воды в час, второй – по 20. Получается, что ежедневно мы выбираем из котлована порядка 150 кубометров воды. Если этого не делать – котлован просто зальет и вся проделанная до этого работа пойдет «коту под хвост».

– Но самое страшное – нет уверенности, что это поможет, – поддерживает коллегу второй дежурный рабочий Михаил Михайлов. – Котлован находится рядом с проспектом Победы. Оживленное движение, особенно грузового транспорта, создает динамические нагрузки, провоцирует сдвиги подмокшего грунта: мы видим, как гнутся металлические опоры, трещат и осыпаются, как спички, подгнившие бревна. Мы стараемся подлатать эту крепь, но стопроцентной гарантии в надежности этого сооружения нет. Если же крепь разрушится, потеряется устойчивость железобетонных конструкций станции – они попросту сложатся, и вход в котлован и тоннельные сооружения засыплет!

По словам специалистов, в случае разрушения котлована на «Победе» не будет доступа и к шурфам, через которые идет откачка грунтовых вод, и мощные потоки автоматически хлынут по наклонной на железнодорожный перегон к ст. м. «Алексеевская».

– Это серьезная угроза, и она реально существует, – говорит Михаил Михайлов. – Поскольку тоннельный перегон от «Алексеевской» до «Победы» разделяет всего лишь перегородка. Она может защитить от проникновения посторонних людей, но напора воды с грязью и стройматериалами не выдержит – не герметична.

Жители Алексеевки могут остаться без света

Под угрозой окажутся и жизнеобеспечивающие коммуникации, которые пролегают в непосредственной близости к котловану, – транспортные, электроэнергии, водоснабжения, газа...

– Буквально в 15 метрах проходит водопровод, питающий всю Алексеевку. Построен он был еще при советской власти, в последние годы на нем часто случаются аварии. В 2011 году из-за порыва трубы подтопило станцию «Алексеевская» – мы тогда две недели с утра до ночи откачивали воду, – рассказывает Валерий Козубенко. – По проекту мы должны переложить водопровод, но денег на это не хватило, работы были выполнены частично. Так что очередного порыва водопровода и затопления котлована можно ожидать в любой момент.

А ведь непосредственно через «тело» станции проложены высоковольтные кабели, питающие электроэнергией микрорайоны Алексеевки, а также газопровод! Прямо над вестибюлем станции подвешены и сети телекоммуникаций.

– В случае разрушения котлована пострадают все коммуникации – дома будут обесточены, – говорит Валерий Козубенко.

Не выдержит и дорогостоящее оборудование тяговой подстанции. Как говорят рабочие: если завалит котлован, они не смогут обслуживать тяговую подстанцию и поддерживать на ней необходимый уровень влажности и температурный режим на тяговой подстанции – сердце метрополитена, как называют ее метростроевцы. А это – миллионные убытки.

Теряем высококлассных специалистов

Из-за вынужденного простоя «Тоннельстрой» уже потерял многих высококвалифицированных специалистов.

– Работы не ведутся год и два месяца, люди не могут просто так сидеть и ждать, когда они возобновятся, – у них семьи, дети, которых нужно кормить, – разводит руками Валерий Козубенко. – Специалисты уходят на другие стройки, работают в Москве, Киеве. Думаю, такими темпами через два месяца Харьков может остаться без гидростроителей. И уже никакие выделенные государством деньги не помогут завершить строительство «Победы» – некому будет. Летом 2011 года, когда первый раз приостановилось строительство, народ потом еле-еле собрали.

На предприятии рассказывают, что в 2011 году по распоряжению губернатора Михаила Добкина метростроевцы получили пять строительных объектов, которые позволили загрузить рабочих и получить хотя бы минимальные средства на поддержание «Победы» в безаварийном состоянии. У организации ведь очень узкая специализация – тоннельные сооружения, коллекторы глубокого заложения, метро. Сегодня у «Тоннельстроя» отсутствуют работы по своему профилю, а соответственно, нет источников финансовой подпитки.

Поэтому даже охранников, которые должны держать под строгим наблюдением стратегически важный объект, остались единицы. В итоге довольно большую территорию, где находится открытый котлован, в течение суток охраняют всего два человека.

– Охраняют от проникновения посторонних на объект, – объясняет охранник Виктор Кубинцев. – А попытки такие предпринимаются регулярно – пробираются на территорию охотники за металлоломом, цветными металлами. Недавно задержали двух любителей исследовать подземелье. Студенты из Киева с веревками, крюками и даже навигаторами пытались через «Победу» пробраться в действующий тоннель метрополитена, как они выразились, для ознакомления. Их задержали и передали в Дзержинский райотдел милиции.

«Сердце кровью обливается»

Метростроевцы, как, впрочем, и все харьковчане, очень надеются, что в ближайшее время финансирование строительства «Победы» все же возобновится. Пока же подрядная организация «Тоннельстрой» обслуживает станцию во время простоя за свой счет. По оценкам экспертов, ежемесячно для поддержания объекта необходимо 130–140 тыс. грн. А чтобы обеспечить стопроцентную гарантию устойчивости сооружения, нужно как минимум 2,5–5 млн грн. – необходимо укрепить котлован, несущие железобетонные конструкции тоннельных сооружений и аварийные участки.

– Если станцию не достроить в течение полугода – гарантировать устойчивость и сохранность сооружения нельзя, – признается Валерий Козубенко. – Мы очень надеемся, что городу и области удастся решить эту проблему. Ведь это проблема государственного масштаба: если все рухнет, придется потом искать деньги – уже для ликвидации последствий техногенной катастрофы.

Окончание строительства этой станции решит и проблемы жителей Алексеевки.

– Сердце кровью обливается, когда видишь, как все, над чем трудились люди, постепенно приходит в негодность – арматура покрывается ржавчиной, укрепления на стенах котлована рушатся, – волнуется жительница дома, расположенного рядом со стройкой, Анна Павловна. – А весной, если случится паводок, в котлован ведь может хлынуть вода. Мы очень переживаем и за безопасность проезжей части, проходящей всего в нескольких метрах от этой огромной ямы, и за безопасность нашей многоэтажки, которая находится буквально за оградой стройки.

– Приходится до «Алексеевской» пешком идти, – вздыхает ее соседка Наталья. – Поскорее бы уже открыли станцию «Победа».

Деньги на метро даст ЕБРР?

По словам заместителя городского головы по вопросам развития и обеспечения жизнедеятельности города Игоря Терехова, Харьков планирует получить кредит Европейского банка реконструкции и развития в размере более 3,15 млрд грн. на дальнейшее строительство новых станций Алексеевской линии, в частности «Державинской» и «Одесской», а также Алексеевского депо.

– Губернатор Михаил Добкин достиг договоренности с министром финансов Юрием Колобовым о получении необходимых государственных гарантий. Мы составили график оформления документов. После получения государственных гарантий мы вернемся к вопросам кредита, – подчеркнул Игорь Терехов.

При этом средства на окончание строительства станции метро «Победа» Харьков планирует получить из государственного бюджета, отметил вице-мэр.

Автор: Ирина Стрельник

URL оригинала: http://vecherniy.kharkov.ua/news/74468/
Разделы по теме:
Рубрики:   Метро
Линии метро:   Олексіївська лінія
Станции и объекты метро:   "Перемога"

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.