Новости. Насколько дороги дороги?

Газета "Время", 13.03.2013.

Прочитав во «Времени» от 12 февраля с. г. статью под названием Отечественный абсурд — цены ремонта наших дорог выше европейских», у меня, как у человека, имеющего 20-летний опыт преподавания по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы», возникло желание пояснить автору данной публикации и читателям уважаемой газеты, сколько же стоят дороги у нас и в остальном мире.

С завидной регулярностью ежегодно с февраля по март (год на год не приходится) в средствах массовой информации начинается кампания по критике дорожников Украины за отвратительное состояние отечественных дорог. Именно тогда, под конец зимнего периода, после прихода оттепелей на дорожных покрытиях вскрывается «ямочность».

Не буду оправдывать дорожников, однако не во всем их вина, не стоит обвинять их во всех грехах, а если грехи все-таки есть, то это уже компетенция правоохранительных органов (экономические правонарушения регулярно раскрываются не только в дорожной отрасли, но и в других отраслях и сферах государственной деятельности, что является обычной практикой любой страны). Никто не оспаривает, что нечистых на руку «ответст­венных товарищей» необходимо жестко наказывать. Но большинство дорожников честно выполняют свою нелегкую работу, обеспечивая движение транспорта в снег, дождь, жару, часто работая круглые сутки.

Опыт СССР и мира

Если вспомнить пред­выборные программы 95% депутатов всех уровней за 22 года независимости Украины, то в этих программах найдем намерения улучшить состояние автомобильных дорог страны, регионов, городов. Однако, как правило, обещания так и остаются обещаниями, но все-таки есть надежда, что большинство из тех, кто сейчас находится у власти, понимают: сеть автомобильных дорог — это богатство страны, которое необходимо беречь, приумножать и эффективно использовать.

Значение автомобильных дорог для социально-экономического развития страны правильно понимали наши отцы и деды. По­этому автомобильные дороги в Украине интенсивно начали строить в тяжелые послевоенные годы. Как следствие, экономические показатели развития страны уже через десять лет превысили довоенный уровень. В основном существующая дорожная сеть страны была построена в 1950–1970 годах.

Можно вспомнить и опыт США, Германии, других стран, которые сегодня процветают благодаря тому, что для преодоления тяжелого экономического кризиса 1930-х их руководство все ресурсы направило на строительство автомобильных дорог, что привело к оживлению дорожного машиностроения, индустрии строительных материалов, интенсификации перевозок. Было создано большое количество новых рабочих мест — до нескольких десятков тысяч на каждый миллиард долларов инвестиций. Возросли доходы занятых в этой отрасли работников, а значит, и их покупательная способность, что, в свою очередь, поддержало легкую промышленность, сельское хозяйство, сферу услуг.

«Автодор» виноват не везде

Хочу обратить внимание читателей на неточность, допускаемую теми же СМИ относительно источников финансирования и компетенции органов власти, которые ответственны за строительство и эксплуатацию автомобильных дорог. Часто в прессе вину за неудовлетворительное состояние дорог и улиц городов перекладывают на Государственное агентство автомобильных дорог Украины — «Укравтодор». Но автомобильные дороги и улицы городов относятся к коммунальной собственности населенных пунктов, при этом финансовые ресурсы на строительство и эксплуатацию выделяются из местных бюджетов данных населенных пунктов. В компетенции «Укравтодора» находятся так называемые автомобильные дороги общего пользования (соединяющие населенные пункты между собой), финансирование строительства, ремонта и содержания этих дорог осуществляется из государственного бюджета Украины.

Сегодня протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Украины почти 170 тыс. км, что в пересчете на плотность автомобильных дорог — 2,85 км на 10 км2 территории. Это не так уж много по сравнению с США — 6,72 км/10 км2, Великобританией — 15,03 км/10 км2, Швейцарией — 17,21 км/10 км2, Германией — 18,23 км/10 км2, Японией — 30,08 км/10 км2 и т. д. При этом, согласно заключениям специалистов, в настоящее время около 90% как сети дорог и улиц населенных пунктов, так и сети автомобильных дорог общего пользования не соответствует нормативным требованиям по несущей способности, ровности и сцепным качествам покрытия, 46% автомобильных мостов на дорогах общего пользования и 75% мостов, которые находятся в коммунальной собственности, не отвечают правилам эксплуатации. Данная ситуация складывалась на протяжении 25–30 лет, включая период перестройки со времен СССР и независимость Украины. За это время из-за недостаточного финансирования более половины автомобильных дорог пропустили 2–3 нормативных межремонтных срока службы дорожной одежды. Необходимо учитывать и тот факт, что за последние 10–15 лет значительно возросла интенсивность движения, особенно доля в транспортном потоке большегрузных автомобилей и автопоездов, что привело к существенному росту воздействия транспортных нагрузок, которые ускоренными темпами изнашивают и разрушают дорожную одежду, вследствие чего возникает повышенная потребность в ремонтно-восстановительных работах, увеличивается их объем. Эта тенденция на ближайшую перспективу будет неуклонно расти, чтобы обеспечить работоспособность и пропускную способность существующих автомобильных дорог.

Почувствуйте разницу

Так сколько стоят дороги европейского уровня?

На основании сравнительного анализа стоимость строительства одного километра автомобильной дороги I категории (две полосы движения автомобилей в каждом направлении с разделительной полосой) в Украине составляет 40–50 млн. грн. в зависимости от рельефа местности и уровня обустройства дороги. Подобная дорога в Европе будет стоить на 15–20% дороже в основном за счет увеличения затрат на заработную плату и транспортные расходы. Также, согласно официальным данным, усредненная себестоимость строительства 1 м2 дорожной одежды в Украине составляет около 107 евро, а в Европе — 130–140 евро. За последние годы из госбюджета на строительство и ремонт автомобильных дорог общего пользования было выделено: в 2010 г. — 4,65 млрд. грн., в 2011 г. — 15 млрд. грн., в 2012 г. — 11 млрд. грн., большая часть которых ушла на погашение кредитов. В 2011-м, когда были направлены финансовые средства на подготовку к проведению в Украине чемпионата Европы по футболу, было построено, реконструировано, капита­ль­но отремонтировано 2007 км автомобильных дорог общего пользования, что составляет всего около 1,2% от общей протяженности сети дорог — капля в море.

Сегодня в Украине затраты на дорожную отрасль в несколько раз, а то и на порядок меньше, чем в развитых странах. Например, в США и Великобритании на один километр дорог затрачивается в 8 раз больше средств, чем в Украине, в Германии — более чем в 15 раз, в Швейцарии — более чем в 23 раза, в Японии — более чем в 28 раз. Ближайшие наши соседи, Беларусь и Россия, выделяют соответственно в 2 и в 3 раза больше средств, чем мы. Кроме того, в развитых странах на строительство новых и реконструкцию существующих дорог выделяется от 50 до 85% денежных средств. В Украине из-за недостаточного финансирования дорожного хозяйства более 80% средств используется на поддержание существующей сети дорог и искусственных сооружений, сохраняя их от разрушения.

Будем оптимистами

Хочется закончить все-таки на оптимистической ноте. Надеюсь, что чиновники, банкиры, бизнесмены наконец-то начнут вкладывать финансовые средства не в политические проекты, а в строительство и ремонт дорог, в реконструкцию коммунальных объектов, в развитие других объектов инфраструктуры и т. д. Современные дорожные машины, качественные материалы, высококвалифицированные специалисты, опыт строительства дорог и дорожных сооружений по новым технологиям в Украине есть. Приведу примеры: автомобильная дорога Киев — Борисполь после реконструкции (2003 г.) проработала без разрушений полных 9 лет, пропустив два нормативных срока ремонта покрытия (каждые 4 года); на улице Сум­ской в Харькове дорожное по­крытие после капитального ремонта (2004 г.) прослужило 8 лет без явных разрушений, и т. д. Практически все по­строенные или отремонтированные за последние 2–3 года автомобильные дороги, при условии соблюдения строительно-ремонт­ных технологий и норм, должны проработать без ремонтных вмешательств не менее 5–6 лет, что соответствует не только отечественным, но и европейским нормам.

Недавно в Туркменистане президенты Украины и Туркменистана открыли движение по новому современному автомобильному мосту через реку Амударья протяженностью 1,5 км, выдерживающему землетрясение силой свыше 7 баллов. Этот мост по­строила наша украинская компания «Альтком», в которой работает много выпускников старейшего в Украине профильного вуза — Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. Надеюсь, в ближайшее время не только за границей, но и в Украине наши специалисты-дорожники будут применять свои знания, умения и опыт при выполнении масштабных ремонтно-строительных работ.

Игорь Кияшко, профессор кафедры строительства и эксплуатации автомобильных дорог ХНАДУ, действительный член Академии строительства Украины.

URL оригинала: http://timeua.info/130313/72553.html
Разделы по теме:
Рубрики:   Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.