Новости. Транспорт для будущего
Газета "Время", 16.03.2013.
Мемориальная доска, посвященная Евгению Омельченко — харьковскому ученому, внесшему большой вклад в развитие отечественного электрического транспорта, — открыта на днях в Харьковской национальной академии городского хозяйства.
В этом году исполняется 95 лет со дня рождения Е. М. Омельченко — именно к этой юбилейной дате и было приурочено открытие памятной доски возле одной из учебных аудиторий академии.
В 1937 году Евгений Омельченко, тогда еще 19-летний юноша, поступил на работу в службу электрохозяйства Харьковского трамвайного треста. Четверть столетия Евгений Моисеевич отдал трамвайному сообщению Харькова, поднявшись от должности техника-электрика до начальника производственно-технического отдела ХТТУ. В 1962-м он, как авторитетный специалист-практик, получил приглашение на педагогическую работу в Харьковский институт инженеров коммунального строительства (сейчас — ХНАГХ). Научная работа буквально поглощает этого энергичного человека, он становится доцентом кафедры городского электротранспорта, потом — возглавляет эту кафедру.
Евгений Омельченко — автор множества научных публикаций и изобретений. На рубеже 1950–1960-х он проектировал первую в Украине и бывшем СССР междугородную троллейбусную линию «Симферополь — Алушта — Ялта», где пришлось находить непростые инженерные решения в связи с «крутым» рельефом и нравом Крымских гор. Его детище работает и поныне, перевозя множество пассажиров.
До 1998 года изобретатель работал в своем вузе, под его руководством создавались лаборатории, осваивались новые научные направления, разрабатывались технические решения для электротранспорта различных населенных пунктов бывшего СССР, в том числе и для Харькова.
— В те годы, когда Евгений Моисеевич занимался проектированием системы электроснабжения крымского троллейбуса, мы были единственной кафедрой и единственным вузом, который готовил специалистов городского электрического транспорта в Украине, — вспоминает заведующий кафедрой электротранспорта ХНАГХ, доктор технических наук Василий Далека. — Впервые пришлось выполнять проект, в котором имелись и большие подъемы, и спуски, закладывалась огромная протяженность трассы, устанавливалось абсолютно новое электрооборудование. Внедрялись полупроводниковые преобразователи, новые элементы контактной сети. До сих пор это — единственная междугородная и единственная горная троллейбусная линия в нашей стране.
Также по инициативе Е. М. Омельченко трамвайные вагоны стали переводиться на эксплуатацию по так называемой системе многих единиц — т. е. из нескольких моторных вагонов стали формироваться составы. Сейчас это привычная для нас картина, а раньше трамвайные вагоны ездили поодиночке, каждый управлялся своим водителем. Соединение двух или трех вагонов только кажется простым. Поскольку в каждом из них есть свой комплект электрооборудования, свои системы управления, их надо синхронизировать так, чтобы все вагоны ехали с одинаковой скоростью. В противном случае будут лишние потери энергии, снизится уровень безопасности движения и т. д.
— Недавно киевские градостроители предложили в Генплане Харькова убрать трамвай из центра города, заменив его троллейбусом. Ваше мнение об этом?
— Из городских видов электротранспорта наиболее высокую провозную способность имеет метрополитен. Затем — трамвай. Там, где трамвай имеет обособленное полотно, он может везти пассажиров с максимально возможной скоростью. Идея изъятия трамвая из центра города требует тщательного исследования и обоснования, поскольку исчезновение некоторых трамвайных маршрутов (особенно с улицы Пушкинской) не решило проблемы транспортных пробок, зато создало проблемы для передвижения пассажиров.
— Участвует ли сегодня ваша кафедра в разработке проектов развития электротранспорта?
— Кафедра постоянно принимает участие в разработке новых проектов. В частности, концепция развития электротранспорта и области, и Харькова разрабатывалась нашей академией. В настоящее время дорабатываем нормативные материалы, которые нужны для эксплуатации нового подвижного состава — тех же троллейбусов, которые прибывают в Харьков, трамвайных вагонов. Планируем продолжать работу в совершенствовании конструкции подвижного состава, систем электроснабжения.
— А есть ли идеи проектирования новых трамвайных или троллейбусных линий, которые бы связывали Харьков с другими населенными пунктами?
— Раньше были планы проложить троллейбусные линии в Чугуев, Лозовую, но со временем они отпали, поскольку было доказано, что экономически целесообразнее в качестве электротранспорта на междугородных линиях пускать не троллейбусы, а электромобили или транспорт на основе электрической тяги. То есть вопрос необходимости экологически чистого вида транспорта остается актуальным и сегодня, но пути его решения уже становятся другими.
Ныне мы предлагаем соответствующие решения для создания линии скоростного трамвая из центра Харькова в аэропорт, другие районы города. Для того чтобы организовать скоростное движение внутри города, можно использовать уже существующее путевое хозяйство трамваев, железных дорог. Хотелось бы, чтобы эти проекты были востребованы по-настоящему. Ведь Харьков сегодня далеко не в полной мере использует те возможности, которые дает электротранспорт. Во всем мире экологически чистые виды транспорта становятся все более востребованными. К примеру, в Италии, Испании вдоль морского побережья организовано трамвайное и троллейбусное сообщение, которым пассажиров доставляют в курортные зоны. В качестве примера из ближнего зарубежья могу привести город Старый Оскол в Белгородской области, где уже более 30 лет существует скоростной трамвай, который соединяет город с промышленными районами в его окрестностях.
Татьяна Буряковская
URL оригинала: http://timeua.info/150313/72687.html | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Трамвай, Троллейбус |
Комментарии
"... Идея изъятия трамвая из центра города требует тщательного исследования и обоснования, поскольку исчезновение некоторых трамвайных маршрутов (особенно с улицы Пушкинской) не решило проблемы транспортных пробок, зато создало проблемы для передвижения пассажиров."
А почему они не пустят троллейбус по улице Пушкинской? Например, тб.40 продлить до Зiрки, или на Конный рынок, до тб.13.
"... Идея изъятия трамвая из центра города требует тщательного исследования и обоснования, поскольку исчезновение некоторых трамвайных маршрутов (особенно с улицы Пушкинской) не решило проблемы транспортных пробок, зато создало проблемы для передвижения пассажиров."
А почему они не пустят троллейбус по улице Пушкинской? Например, тб.40 продлить до Зiрки, или на Конный рынок, до тб.13.
Потому что это всё лапша на уши, убрав трамвай с Пушкинской заменять его на троллейбус реально никто не собирался. От того что на Пушкинской не стало трамвая машин не уменшилось.
Для какого? тб.40?
Кстати, я как-то слышал по новостям, что после того, как убрали трамвай с Пушкинской, там воздух чище стал.
А кто сказал, что собирались? Знаки повесили != собирались.
Разве был реальный проект строительства тб-линии по Х_набережной и Шевченко?
А что, Тб 40 имеет какое-то отношение к улице Шевченко? Если там маршрут и прокладывать, то что-то наподобие Аб 241.
Это "как-то" не первого апреля было???
Пропускна здатність вулиці, тобко кількість пасажирів, які можуть проїхати вулицею за годину (осн показник для містобудівників), після знищення трамваю зменшилась. Тому закономірно, що затори на Пушкінській посилилсь.
Просмотреть соответствующую тему на форуме.
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.