Новости. Вчера, сегодня и завтра Харьковского автовокзала
Газета "Время", 23.04.2013.
История Харьковской автостанции №1, или Центрального автовокзала, как обычно ее называют жители «первой столицы», началась в 1954 году.
Именно тогда Харьковский горисполком принял решение о выделении участка в центре города на ул. Змиевской (после первого полета человека в космос она стала называться проспектом Юрия Гагарина), для строительства первого в Советской Украине автовокзала.
Строительство трехэтажного здания продолжалось 4 года, а сам автовокзал был открыт накануне 1 мая 1958 г. То есть в этом году ему исполняется 55 лет.
Здание автостанции было построено с использованием классических архитектурных форм. Фасад — вогнутый, дугообразный — разделен пилястрами на три пролета. Оконные проемы между пилястрами выполнены в виде арок. Архитектором здания был А. Г. Крыкин.
Проектная мощность нового автовокзала составляла 80 отправлений в сутки и 100 пассажиров одновременного пребывания.
На автовокзале работали 12 касс текущей продажи билетов, 3 кассы предварительной продажи, гостиница, буфет, комната матери и ребенка, парикмахерская, аптека, медпункт и даже почта. Суточная смена на автовокзале состояла из 30 человек, а штат — 90 человек.
Следует отметить, что изначально билеты выписывались вручную, позже — выдавались с помощью кассового аппарата «ОКА», но и в этом случае кассиры вносили стоимость проезда до населенного пункта сами в момент продажи. Информацию о тарифах и сборах кассиры брали из справочников. После выдачи билеты еще и заносились в кассовую ведомость вручную. Соответственно продажа билета была трудоемким процессом. В связи с этим на выдачу одного билета требовалось значительное время — приблизительно полторы минуты.
Для оптимизации работы кассира и сокращения времени на поиск необходимых тарифов, учитывая технологию продажи билета, кассы автостанции работали по направлениям, существовали отдельные кассы для обслуживания пассажиров с детьми и инвалидов, так как для них действовали отдельные льготные тарифы. Такая система была очень несовершенна: в одну кассу стояла очередь, а кассир другой никого из этой очереди не мог обслужить, так как это не ее направление.
Особо была востребована пассажирами услуга по предварительной продаже билетов. Изначально предварительная продажа начиналась за 15 суток до отправления, позже — за 30. Кассир Харьковской АС-1 Т. В. Благая, которая работала в кассе предварительной продажи билетов на 2-м этаже автостанции, вспоминает: «Порой был такой наплыв желающих купить билет, что очередь заканчивалась на 1-м этаже». С ростом количества отправлений и пассажиропотока (в некоторые дни только в дневное время с автовокзала отправлялось около 270 автобусов) в 1970-х кассы автовокзала перестали справляться с повышенным объемом спроса на предварительную продажу билетов. В связи с этим в 1983 г. был открыт салон предварительной продажи билетов на пл. Розы Люксембург. В салоне работало 10 касс продажи билетов, которые продавали билеты на отправления с автостанций Харькова и области. До проходных больших заводов в 1980-х курсировал автобус (передвижной кассовый пункт), в котором продавали билеты. Для оказания пассажирам этой услуги и услуги предварительной продажи требовались значительные затраты труда: билет выписывался вручную (реже печатался), заносился в реестр, а после окончания смены ответственный работник приезжал на автостанцию и заносил каждый билет в соответствующую ведомость. К затратам автовокзала прибавлялись и транспортные расходы на развозку кассиров по городу.
Со временем кассовые аппараты усовершенствовались, труд кассира облегчался, а в конце 1990-х автостанция была компьютеризирована. Билеты в ведомость тоже стали заноситься автоматически. Это позволило повысить производительность труда кассиров, сократить количество касс без ущерба для качества обслуживания пассажиров — теперь в одной кассе можно было приобрести билеты в любом направлении, в т. ч. предварительно. Благодаря развитию компьютерных технологий необходимость в таком большом количестве касс просто отпала: количество продаж билетов одним кассиром в час выросло в несколько раз.
Первым начальником автостанции №1 был Иван Егорович Яковлев, который руководил ею до 1973 года. С 1973-го руководство Центрального автовокзала часто менялось, а в 1979 г. на должность начальника АС был назначен Иван Петрович Кошманов, который занимал эту должность 23 года — до 2002 г. С 2002 года и по сегодняшний день начальником Харьковской АС-1 является Александр Иванович Головчанский.
Сейчас коллектив автостанции состоит из 33 человек.
Харьковская АС-1 — одна из самых крупных автостанций области. Ежедневно с автостанции отправляется в среднем 120 автобусов не только в города Харьковской области и Украины, но и в Российскую Федерацию, Молдову, Латвию, Германию.
Постоянно ведутся работы по расширению спектра услуг. Пассажиры могут забронировать билет по телефону, приобрести билеты на отправление из других городов Украины и даже приобрести железнодорожные билеты. В 2009—2012 гг. харьковская компьютерная система «АСУ Автовокзал» объединена с аналогичными системами Днепропетровской, Киевской областей и АР Крым. Организована также возможность продажи автобусных билетов на отправление с автостанций Сумской, Черниговской, Луганской, Херсонской, Кировоградской областей. С начала 2013 г. справку по телефону 732-65-02 можно получить круглосуточно и без перерывов, в планах — начало продаж билетов через интернет.
Георгий Гузненков, директор ПАО «Харьковское предприятие автобусных станций».
URL оригинала: http://timeua.info/230413/74265.html | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Автобус |
Автостанции/остановки: | Автостанція №1 "Автовокзал" |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.