Новости. ДТП с маршруткой: кто оплатит лечение пострадавшим
Газета "Вечірній Харків", 14.05.2013.
Почти год прошел после страшной аварии на ул. Деревянко, когда маршрутка столкнулась с припаркованной на обочине автовышкой. В ДТП погибли две пассажирки автобуса, одна из них – беременная.
Около десяти человек получили травмы. Но пострадавшие до сих пор не получили компенсации от страховых фирм, равно как и пассажиры автобуса, попавшего в ДТП на чугуевской трассе 14 сентября, в котором травмировалось более двух десятков человек. Юристы, защищающие права пассажиров, отмечают, что такие случаи далеко не редкость.
28 мая Екатерина Островерх с мужем Михаилом и сыном Никитой, которому тогда было 2 года и 11 месяцев, ехали в областную детскую клиническую больницу № 1 на консультацию. Дома с бабушкой осталась их месячная дочурка Вероника. Около полудня семья села в автобус № 263 на остановке Ул. Гвардейцев-широнинцев. Катя с сыном заняла первое место по правому ряду около дверей, но вскоре освободось два места слева, сразу за водителем, и отец сел туда, забрав мальчика (что, возможно, и сохранило ребенку жизнь).
Доехав до ул. Деревянко, маршрутка попала в ДТП, причины и подробности которой теперь выясняет суд: автобус столкнулся с припаркованной автовышкой «ГАЗ-53», полностью срезав правый борт.
– Наш автобус двигался почти по обочине. Не зная маршрута, я думала, что скоро будет остановка, – вспоминает Катя. – Когда поняла, что столкновение с грузовиком неизбежно, водитель автобуса уже выворачивал руль влево. Пришла в себя сидя на ступеньках маршрутки. Автобус выглядел так, будто его взорвали, везде окровавленные люди, на тротуаре неподвижно лежала женщина.
В аварии погибла беременная женщина, которая сидела сразу за Катей. Пострадало больше десяти пассажиров автобуса, включая водителя – с закрытой черепно-мозговой травмой и ушибом грудной клетки его вместе с другими доставили в неотложку. Катю и еще одну пассажирку отправили сразу в реанимацию. От полученных травм вторая пострадавшая умерла в больнице.
Водитель автовышки не пострадал, хотя от удара машина перевернулась.
Кате разорвало кожу лица от века до подбородка, а также едва не оторвало ногу: врачи диагностировали открытый переломом бедренной кости.
– Хирурги зафиксировали бедро специальной пластиной, – рассказывает пострадавшая. – Через месяц – вторая операция, так как стала отмирать ткань на ноге, пришлось пересаживать кожу. Сейчас там сплошной рубец.
Кроме того, у Кати были перелом правой кисти и рваные раны на руке. К счастью, муж Кати и сын не пострадали. В больнице девушка провела два месяца.
– Врачи говорят, что кость еще не срослась и боли могут мучить еще два года, – говорит мама пострадавшей Светлана Кузнецова. – Кате предстоит еще не одна операция. Когда срастется бедренная кость, нужно будет убрать фиксирующую пластину, затем ликвидировать рубцы. На все это нужны немалые деньги.
Украинское законодательство таково, что пострадавшим в ДТП пассажирам общественного транспорта добиться компенсации очень непросто. Страховые компании предпочитают дожидаться решения суда, а ведь средства на лечение нужны сейчас. При этом пассажиры трамваев и троллейбусов, оказывается, и вовсе не застрахованы.
По словам Светланы Кузнецовой, АТП, где работал водитель автобуса, компенсировало затраты на лечение Екатерины в размере 21 тыс. грн. Все расходы, которые понесла семья на лечение, подтверждены чеками, заверяет она. Некоторую сумму в качестве помощи выделил горсовет.
– При этом страховщики ничего нам не оплатили, заявив, что ждут решения суда, – удивляется женщина.
Тем временем суд никак не вынесет решение: 28 декабря 2012 года дело вернули на дорасследование.
– Прошло три судебных заседания, последнее – в декабре прошлого года, – рассказывает адвокат потерпевшей Евгений Надоля. – Следствие признало мою подзащитную потерпевшей. Но в ходе слушания дела появился дополнительный свидетель со стороны защиты. Он настаивает на том, что автобус обогнала иномарка зеленого цвета, чем создала ему помеху. На основании его показаний суд удовлетворил ходатайство защитника подсудимого и отправил материал на дорасследование с проведением экспертизы в погодных условиях, приближенных к тем, что были на момент ДТП. Так что к делу смогут вернуться не раньше чем в конце мая.
Если ДТП случилось на пригородном маршруте
В ДТП, которое произошло 14 сентября 2012 года в 18.15 на 524 км автотрассы Киев–Харьков–Довжанский, столкнулись легковой автомобиль Suzuki и пассажирский автобус. «Богдан» двигался по маршруту Харьков–Чугуев, в салоне находилось около 30 человек. В результате ДТП оба водителя, 23 пассажира автобуса и одна пассажирка Suzuki получили травмы.
Пострадавшая в той аварии жительница Чугуева 21-летняя Алена работает на «Электротяжмаше» и заочно учится в вузе. 14 сентября она возвращалась с учебы домой: в автобусе сидела напротив задней двери и в окно увидела, как прямо на «Богдан» несется джип. Автобус вильнул вправо... Когда девушка пришла в себя, обнаружила, что лежит на ступеньках, прижатая чьим то телом.
– Мне защемило ногу, очень болела спина, – вспоминает Алена. – Несмотря на боль, постаралась поскорее выбраться из автобуса – боялась, что вспыхнет топливо, ведь автобус въехал в автозаправку.
В Харькове Алене поставили диагноз: перелом трех отростков позвоночника, переломо-вывих копчика, открытая черепно-мозговая травма и сотрясение мозга. На лечение ушла не одна тысяча гривен. Сейчас постоянно мучают боли в спине.
Чтобы продолжить лечение и компенсировать уже затраченные средства, Алена вместе с еще одной пассажиркой автобуса обратилась к представителям страховой компании, заключившей договор с этим перевозчиком (ПрАТ «СК «Провiдна»), и к страховщикам Suzuki (ООО «СК «Провiта»). По словам защитника потерпевших в ДТП пассажиров, председателя Чугуевской правозащитной группы Романа Лихачева, страховые кампании не ответили на их письменное обращение.
А вот Леониду Ачкасову в «СК «Провiдна» ответили: «ДТП, случившееся 14.09.12 г., в котором был нанесен ущерб вашему здоровью, произошло по вине водителя т/с Susuki Гранда Витара, гражданско-правовая ответственность которого не застрахована в ЧАО «СК «Провідна». Учитывая изложенное, решение относительно выплат вам страховой компенсации может быть принято нашей компанией лишь при условии наличия документов, подтверждающих вину водителя «Богдана».
Как рассчитываются страховые выплаты
Согласно положению «Об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте», размер страховой суммы для каждого застрахованного лица составляет 6000 необлагаемых минимумов доходов граждан.
При этом:
1) в случае гибели или смерти застрахованного лица вследствие несчастного случая на транспорте выплачивается 100% страховой суммы – семье погибшего или его наследнику;
2) в случае получения застрахованным лицом травмы вследствие несчастного случая на транспорте выплачивается при установлении ему инвалидности:
I группы – 90% страховой суммы;
II группы – 75% страховой суммы;
III группы – 50% страховой суммы;
3) в случае временной потери застрахованным лицом трудоспособности за каждые сутки выплачивается 0,2% страховой суммы (но не больше 50%).
Регулирование рынка страховых услуг и надзор за страховой деятельностью совершается Национальной комиссией по государственному регулированию в сфере рынков финансовых услуг, отмечают в Департаменте транспорта горсовета.
Кто все-таки обязан платить?
По словам аварийного комиссара Вячеслава Манукяна, украинское страховое право настолько неоднозначно, что юристам непросто его трактовать.
Так, согласно п. 35.1. ст. 35 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств», для получения страхового возмещения пострадавший или иное лицо, имеющее право на получение возмещения, на протяжении 30 дней со дня предоставления сообщения о ДТП подает страховщику заявление о страховом возмещении.
Что касается сроков ее выплаты, то в старой редакции закона (№ 2902-15 от 22.09.2005) п. 37.1 ст. 37 прямо гласил: «Выплата страхового возмещения осуществляется в течение месяца со дня получения страховщиком определенных ст. 35 этого Закона документов либо в сроки и объемах, предусмотренных решением суда». А п. 37.2 даже предусматривал пеню за каждый день просрочки такой выплаты.
Новая редакция закона в п. 36.1 ст. 36 сообщает, что «Страховщик, руководствуясь нормами настоящего Закона, принимает мотивированное решение о совершении страхового возмещения или об отказе». Решение о выплате принимается «в связи с признанием имущественных требований заявителя или согласно решению суда». А п. 36.2 ст. 36 определяет сроки страховой выплаты: «Страховщик (Моторное /транспортное/ страховое бюро Украины /МТСБУ/) на протяжении 15 дней со дня согласования им размера страхового возмещения с лицом, которое имеет право на получение возмещения... но не позднее чем через 90 дней со дня получения заявления о страховом возмещении обязан в случае признания им требований заявителя обоснованными принять решение о совершении страхового возмещения и выплатить его».
Но, по словам Вячеслава Манукяна, страховщики в случае ДТП, как правило, дожидаются решения суда. Это подтвердили корреспонденту «ВХ» и в страховой компании, которая, судя по информации, размещенной в городском автобусе, заключила договор с одним из харьковских автоперевозчиков.
– В случае ДТП денежная выплата пострадавшим производится виновной стороной, – уточнили в компании. – Поэтому для определения виновного необходимо решение суда.
При этом, как считает главный редактор газеты «Дорожная карта» Виктор Козориз, в отличие от пассажиров междугородних маршрутов, горожане, пользующиеся услугами автоперевозчиков, могут считать себя не застрахованными вовсе. Дело в том, что страховой платеж по обязательному личному страхованию от несчастных случаев на транспорте удерживается с пассажира перевозчиком (который действует от имени страховщика) в размере от 1,5 до 3% стоимости проезда (п. 3 «Положения об обязательном страховании от несчастных случаев на транспорте» №959, утвержденного постановлением КМУ 14 августа 1996 г.). Документом, подтверждающим страхование пассажиров регулярных рейсов автотранспорта, является билет.
– Но отрывной талон, который выдают в маршрутках (а чаще не выдают вообще), трудно назвать полноценным проездным документом, – говорит эксперт. – В случае ДТП он лишь является доказательством того, что гражданин был пассажиром автобуса, попавшего в аварию.
– Поскольку городские перевозчики не пользуются билетом единого образца, в котором были бы указаны в том числе данные о страховщике, пассажир обречен на бумажную волокиту в попытках доказать свои права на компенсацию, – уверен аварийный комиссар Вячеслав Манукян.
Специалист говорит, что сегодня пострадавшие остаются один на один с проблемой: законы таковы, что ответчики запросто могут уйти от ответственности. На памяти правозащитника множество случаев, когда представители крупных страховых компаний даже возбуждали уголовные дела против своих клиентов, которые претендовали на страховые выплаты. Также недобросовестная страховая компания может откреститься от перевозчика под предлогом того, что автопредприятие не уплачивало взносы, а значит, страховка недействительна.
Эксперт вспомнил лишь один случай за последнее время, когда небольшая страховая фирма добровольно, не по решению суда, выплатила страховую компенсацию женщине, которая выпала из дверей маршрутного автобуса прямо под колеса и получила травмы средней тяжести. Пострадавшая собрала необходимые документы, подтверждающие затраты на лечение, и получила от страховщиков 13 тыс. грн. компенсации.
Пассажир трамвая вообще не застрахован
Пассажиры междугородних, межобластных и международных маршрутов, согласно п. 2 «Положения об обязательном страховании от несчастных случаев на транспорте» № 959, утвержденного постановлением КМУ 14 августа 1996 г., считаются застрахованными «с момента объявления посадки в морское или речное судно, поезд, автобус или другое транспортное средство до момента завершения поездки».
Однако, как сообщили в Департаменте транспорта горсовета, Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» не распространяется на троллейбусы и трамваи, поэтому обязательное страхование гражданско-правовой ответственности собственников такого наземного транспорта не осуществляется. Законодатель не предусмотрел и страхования пассажиров метрополитена. Поэтому в случае получения увечий, травм или смерти пассажира компенсация ущерба проводится в порядке гражданского судопроизводства.
Что должен знать пассажир
Первое, на что обращает внимание Вячеслав Манукян, – наличие проездного документа, то есть билета. Юристы отмечают, что без проездного документа доказать страховщикам и перевозчикам, что пострадавший был пассажиром именно этого автобуса, крайне тяжело.
Второе – грамотное оформление ДТП правоохранителями. Понятно, что человеку, получившему травмы, в этот момент не до того. Но при возможности следует узнать, кто следователь (его должность, имя, фамилию и контактные телефоны), и попросить зафиксировать вас как потерпевшего в данном ДТП.
В случае если травмированного отвозят с места ДТП в больницу, пострадавший или его родственник в течение десяти дней должен взять у врачей справку о том, что гражданин получил травмы в таком-то ДТП такого-то числа (в этом случае медработники будут обязаны сообщить в милицию о пациенте, и правоохранители автоматически вносят его в оперативные сводки).
Третье – оформление медицинских документов: заключения, выписки. Пациенту и его родным следует сохранить все кассовые чеки на приобретенные медпрепараты для предъявления страховщику.
Когда пакет документов собран, потерпевший обращается к страховщикам за страховой выплатой. В случае если страховщик тянет время в ожидании решения суда, Вячеслав Манукян советует не сидеть сложа руки, а подавать гражданский иск на страховую компанию с указанием как материального, так и морального ущерба.
– Как только у адвоката на руках оказывается постановление о начале уголовного производства, в исковом заявлении защитник должен включить в ответчики виновного в ДТП водителя, если он известен, – подсказывает Вячеслав Манукян. – Его соответчики – автопредприятие и страховая компания, заключившая договор с перевозчиком.
Дело – за решением суда
Между тем по ДТП, случившемуся 14 сентября 2012 г. на трассе Киев–Харьков–Довжанский, уголовное дело передано в суд. Первое судебное слушание было назначено на 13 мая, но, как говорит защитник пассажиров Роман Лихачев, потерпевших до этого момента не ознакомили с материалами уголовного дела.
Материалы по ДТП на ул. Деревянко сейчас находятся в областной прокуратуре, и, пока проводятся следственные действия, указанные в постановлении суда (на них потребуется полтора-два месяца), судебных заседаний не будет, говорит защитник Кати Островерх Евгений Надоля. И в этом случае страховая компания автоперевозчика, которая привлечена в качестве соответчика, по словам адвоката, не торопится с выплатами пострадавшим в ожидании решения суда.
Кто такой аварийный коммисар
В соответствии со статьей 25 Закона Украины «О страховании», аварийные комиссары – лица, которые занимаются определением причин наступления страхового события и размера убытков.
Они вправе:
– проводить осмотр места ДТП (допускается использование современных технических средств: фотосъемка, аудио-, видеозапись и др.); устанавливать характер повреждений транспортных средств; давать заключение о том, относится ли данное событие к страховому случаю; предварительно определять размер ущерба; собирать необходимые документы.
Результатом работы аварийного комиссара является аварийный сертификат, который служит доказательством в суде, а также одним из оснований для страховых выплат страховыми компаниями.
Автор: Сергей Платонов
URL оригинала: http://vecherniy.kharkov.ua/news/77672/ | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Метро, Трамвай, Троллейбус, Автобус, Происшествия |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.