Новости. Ветеран харьковского метростроя набирался опыта на секретном объекте

Газета "Вечірній Харків", 24.08.2013.

24 августа почетный гражданин Харькова, заслуженный строитель Украины Григорий Братчун празднует 85-летний юбилей.

30 лет он возглавлял управление строительством харьковского метрополитена. Под его руководством было проложено 30 километров подземной магистрали и построено 26 станций.

Родился Григорий Александрович 24 августа 1928 года в селе Радоловка Полтавской области. С детства мечтал стать железнодорожником и после окончания школы отправился поступать в Харьковский железнодорожный институт. Даже успел сдать первый вступительный экзамен. Но этот экзамен оказался и последним.

– Шел 1947 год – тяжелое послевоенное время. И агитаторы уговорили меня поступить в горный институт (сейчас ХИРЭ) – там стипендия была выше, – вспоминает Григорий Братчун. – Вуз был весь в развалинах, корпуса еще не восстановлены, ни о каком общежитии и речи не было. Спали мы в учебном корпусе – на четвертом этаже в 422-й комнате. Со временем был построен «Гигант», туда мы впоследствии и переселились.

Место работы – тайна за семью печатями

После окончания вуза Григорию предложили остаться в аспирантуре, но прибывшая из Москвы комиссия по распределению кардинально изменила планы выпускника.

– Выписали мне назначение в так называемый «почтовый ящик» – засекреченное предприятие. Где находится организация и чем занимается, до последнего момента держалось в строгой тайне – мол, приедешь в Москву, а оттуда тебя доставят куда надо. Только когда от меня потребовали предоставить медицинскую справку о возможности работы в условиях Восточной Сибири, я понял, в каком направлении предстоит отправиться. Отбор на объект был очень строгий – проверялась вся родословная вплоть до прабабушки. И вот я уже в Москве, нас поселили в вагончиках в Марьиной роще. Через две недели, когда закончились всевозможные проверки, выдали аванс 500 рублей (тогда это были большие деньги), загрузили в вагоны – и в путь. Мы по-прежнему не знали, куда едем, все дорогу нас сопровождал конвой из «органов». За Красноярском на станции Базиха нас выгрузили, ночь провели на деревянных лавках и столах. А утром – по машинам, вдоль Енисея, в тайгу... Наконец-то добрались: строящийся поселок, несколько деревянных домиков – это был так называемый Красноярск-26. Нам предстояло строить подземные ядерные реакторы.

20 лет под грифом «совершенно секретно»

В советское время информация о существовании закрытого города Красноярск-26 находилась под грифом «совершенно секретно», только в с 1994 года он стал «видимым» на географических картах страны и получил официальное название Железногорск1.

– Появление Красноярска-26 связано со строительством на берегах Енисея крупного атомного предприятия – горно-химического комбината, который занимался наработкой оружейного плутония, необходимого компонента для производства ядерного оружия, – продолжает Григорий Братчун. – Уникальной особенностью предприятия было то, что оно размещалось под землей, в скальных породах.

Начиная с 1952 года Григорий Братчун 20 лет проработал на строительстве объекта, прошел путь от начальника смены до начальника управления строительством. В 1971 году стройка в Красноярске-26 уже подходила к концу. А тем временем разворачивалось сооружение метрополитена в Ташкенте и Харькове. Григория Александровича вызвали в Москву и предложили возглавить строительство подземки в Первой столице Украины.

За пять лет – восемь станций!

Без малого 30 лет Григорий Братчун возглавлял управление строительства харьковского метрополитена. Под его руководством (1971–2000 гг.) было сдано в эксплуатацию 26 станций метро, проложено 30 километров подземных магистралей.

23 августа 1975 года был пущен первый участок первой линии подземной магистрали – пассажиров приняли первые восемь станций подземки, построенные всего за пять лет. А 11 августа 1978 года сдана в эксплуатацию первая очередь харьковского метро.

– Работать начинали в очень сложной обстановке, практически с нуля. Нужно было создать управление, подобрать кадры, построить производственную базу – завод железобетонных конструкций, завод по ремонту оборудования, – рассказывает Григорий Александрович.

В сжатые сроки вели изыскания на трассе, выносили из зоны строительства подземные коммуникации, освобождали территорию под строительство, возводили временные здания и сооружения. И затем уже приступили непосредственно к строительству метро.

– Тогда очень активно помогала вся страна, – отмечает Григорий Братчун. – На помощь приехали специалисты из всех уголков Советского Союза: из Днепропетровска и Ленинграда Харьков получал чугунные тюбинги, из Москвы, Баку, Киева – различные механизмы, инструменты, железобетонные конструкции, заводы Урала поставляли трубы и прокат, Узбекистан – гранит и мрамор. Метростроевцам помогали и харьковские предприятия – поставляли оборудование, аппаратуру, кабельно-проводниковую продукцию, механизмы, а рабочие выходили на воскресники по уборке территории.

Новациям – «зеленая улица»

Григорий Братчун вспоминает, что условия строительства первой линии метро были очень сложными. Первые шесть станций строились в плывунах и обводненных грунтах, тоннели прокладывались под двумя реками, густонаселенными городскими кварталами, магистралями с интенсивным движением.

– При сооружении тоннелей применялись различные способы подземного строительства – кессон, замораживание, водопонижение, химическое закрепление грунтов, – делится секретами строительства Григорий Братчун. – Трудно перечислить все то новое, что применялось харьковскими метростроевцами.

Наибольший объем работ по искусственному замораживанию грунтов был на станции «Южный вокзал».

– Здесь была практически создана фабрика по производству холода со сложнейшими коммуникациями, – рассказывает Григорий Братчун. – Вестибюль станции сооружался открытым способом на большой глубине. Бурились скважины и по ним компрессорами под давлением подавался холод. Проверка качества замораживания грунтов осуществлялась с помощью ультразвука.

Использовались и различные средства водопонижения. Например, на станции метро «Проспект Гагарина» применения зумпфов (отстойников для сбора грунтовых вод) оказалось недостаточно – здесь впервые была применена установка забойного водопонижения. Впервые в СССР на станции «Спортивная» была успешно внедрена еще одна техническая новинка – вакуумконцентрические фильтры, которые позволяют отбирать воду с нескольких горизонтов. При сооружении перегонных тоннелей между станциями «Советская» и «Проспект Гагарина» на обводненных участках было проведено химическое закрепление грунтов , что позволило практически полностью ликвидировать течь на обработанных участках, исключить вынос грунта сквозь щели между тюбингами, укрепить основания тоннелей.

– Кроме того, в Харькове впервые был применен поточный метод строительства, – продолжает Григорий Александрович. – На первом объекте роют котлован и приступают к возведению фундамента. В этот момент на втором объекте начинают рыть котлован. Затем на первом объекте приступают к возведению здания, на втором строят фундамент, на третьем делают котлован и так далее. Таким образом обеспечивалась непрерывность работ и постоянная загрузка строительной техники.

Григорий Братчун руководил строительством харьковской подземки до 2000 года, а потом еще четыре года был консультантом по строительству. В 2004-м вышел на пенсию.

Под самым очагом аварии

Есть еще одна страница в биографии Григория Братчуна, забыть которую невозможно, – ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС. Он организовал отряд от Метростроя, который полгода работал под самым очагом взрыва.

– 2 мая 1986 года меня вызвали в обком партии, сообщили, что произошла авария, – вспоминает Григорий Александрович. – И в тот же день нас с Валерием Альбертовичем Петросовым на самолете отправили в Чернобыль. У меня уже был опыт работы с ядерными установками, и нужно было найти способ справиться с катастрофой.

В отличие от большинства оказавшихся в Чернобыле, Григорий Александрович прекрасно понимал, что такое радиация. Однако его пугало не опасное излучение. Страшно было другое – никто толком не знал, что делать, многие спасательные действия проводились наугад.

– Было принято решение пробить 150-метровый тоннель под землей – от третьего энергоблока к взорвавшемуся четвертому. А потом под четвертым блоком вырыть камеру, установить там специальные холодильники, чтобы остудить вещества, образовавшиеся в результате взрыва, и таким образом приостановить радиоактивное излучение, – рассказывает заслуженный строитель. – Уже 3 мая на ЧАЭС приехала первая группа горняков из Донбасса и Москвы. Сначала даже счетчиков Гейнера у нас не было – только потом, по моему требованию, выдали. Никакой защитной одежды – просто роба. Тоннель пробили даже раньше срока.

Награды
Григорий Александрович Братчун награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Трудового красного знамени, орденом «Знак почета», знаком отличия Президента, несколькими медалями, а также отмечен наградами города и области. Заслуженный строитель Украины, почетный железнодорожник, почетный транспортный строитель, лауреат премии Совета министров СССР.

Автор: Ирина Стрельник

URL оригинала: http://vecherniy.kharkov.ua/news/81624/
Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Комментарии

Анатолий
26.08.2013 09:57
Цитата: "...первые восемь станций подземки, построенные всего за пять лет."
Строительство метро началось 15 июля 1968 года. На улице Славянской, неподалеку от Южного вокзала, в торжественной обстановке был заложен первый ствол. 23 августа, в день 25-летия освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков, начаты горные работы на станции метро "Советская". 10 апреля 1970 года была осуществлена первая сбойка по левому перегонному тоннелю - между станцией "Советская" и стволом №6 по ул. Гамарника.
Поэтому не за 5, а за 7.

Просмотреть соответствующую тему на форуме.

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.