Новости. Харьковский трамвай: история, сегодняшний день… будущее?
Інформаційне агентство "Status Quo", 11.10.2013.
Трамвай - не просто один из видов городского транспорта. Трамвай - это история, философия, достопримечательность. Конечно, такие мысли не придут в голову при виде морально и физически устаревшего вагон, громыхающего по аварийным рельсам. Однако трамвай знаменит еще и тем, что у него, в отличие от других видов городского транспорта, нелинейная судьба: расцвет сменяется упадком, но потом может наступить новый период возвышения.
Начало
Трамвай - самый древний из существующих видов городского транспорта. Он появился в первой половине XIX века - первоначально на конной тяге. Электрический трамвай - продукт того же столетия: первый из них начал курсировать в 1881 году в Германии. Некоторое время трамваи на конной и электрической тяге остро конкурировали между собой.
Один из ярких примеров такой конкуренции - как раз Харьков. Конка появилась в городе в 1882 году, принадлежала она концессионерам-иностранцам и охватывала в основном центр города. А электрический трамвай возник в 1906 году и был, как и сейчас, муниципальным. Ездили электрические трамваи больше по окраинам. И хотя территории, по которым курсировали два вида трамваев, были разграничены, не обошлось без споров, обид, жалоб и даже силового противостояния. Оно случилось в 1909 году на месте пересечения новой линии электрического трамвая с конкой: бельгийцы наняли рабочих, которые должны были помешать устройству пересечения, и работы были выполнены только после вмешательства полиции.
Однако в итоге конка дожила лишь до 1920 года, а история трамвая тогда только началась.
Расцвет и упадок
Общепризнанным периодом расцвета трамвая считается время между мировыми войнами. Именно тогда он был основным видом городского транспорта и в Европе, и в Америке. Не стал исключением и Советский Союз, хотя для него, как и для Харькова, это, скорее, период становления трамвайного движения. Потому как в послевоенной Европе для трамвая наступило время упадка, а у нас - восстановления и роста.
Развитие харьковского трамвая легко проследить по количеству городских маршрутов. Так, по состоянию на 1930 год их было 14. Перед войной эта цифра возросла до 20-ти, а в период послевоенной разрухи сократилась до 5, после чего медленно, но упорно увеличивалась. 60-70-е годы - это эпоха расцвета трамвая в Харькове: в 1960-м было 23 маршрута, 1970-м - 26, а в 1975-м максимальное количество - 32. А дальше начался спад. Трамвай в 80-х уже считался чем-то устаревающим, громоздким и неповоротливым по сравнению с прогрессирующим троллейбусом. В 85-м маршрутов стало 28, динамика пошла по ниспадающей.
В Европе в это время уже господствовали совершенно другие тенденции.
Как трамвай вернулся в Париж
В странах Европы для трамвая наступил новый период расцвета. В 40-х годах главной причиной упадка трамваев стало то, что они мешали активно развивающемуся автомобильному транспорту. Но спустя несколько десятилетий в европейских мегаполисах стали буквально задыхаться, а потому начали искать альтернативы. И этой альтернативой стал списанный уже было на свалку истории трамвай - экологичный, достаточно тихий и надежный городской транспорт.
Яркий пример возрождения трамвая - Париж. Здесь первые трамваи появились еще в 1855 году, а в начале XX века он имел почти тысячу километров трамвайных линий. Однако уже в 1920-х годах началась постепенная деградация, и от трамвая решительно избавились еще до войны: последняя линия была закрыта в 1937 году.
Прошло 50 лет, и стало ясно, что только путем строительства новых дорог и новых линий метро транспортную проблему города не решить. Поэтому в Париже, как и во многих других городах Франции и европейских стран, началось возрождение трамвая. Первая линия нового парижского трамвая открылась в 1992 году. А в 2006-м, спустя 70 лет, трамвай вернулся в центр города.
Что мы имеем сейчас
Но, безусловно, новый европейский трамвай - это уже совсем не то, что было раньше, и он ничуть не похож на реликты, передвигающиеся сейчас по улицам Харькова. За годы независимости Украины и трамваев, и депо, и маршрутов, и улиц с рельсами в городе стало меньше: демонтирована трамвайная линия по Харьковской набережной и частично по ул. Шевченко (в 2005 году), по Пушкинской (2009-й), на Полевой и в начале Клочковской (2011-й). В этом году наконец разобрали давно заброшенную линию по Чеботарской. И это далеко не полный перечень.
Количество маршрутов сократилось до уровня 1930-го года. А единственным успехом в пополнении трамвайного парка, по сути, стала закупка устаревшей для Европы, но приемлемой для нас техники из Чехии. Троллейбусный парк к Евро-2012 обновился радикально, и реликты советских времен на троллейбусных маршрутах встречаются крайне редко. В то же время средний возраст харьковского трамвая - около 30 лет. Сразу становится очевидным, какой из видов электротранспорта – приоритетный для нашего города.
Тем не менее, среднее количество перевезенных трамваями и троллейбусами пассажиров в Харькове - приблизительно на одном уровне. Свою нишу трамвай занимает: важен он, например, для жителей Новоселовки, Новожаново, Залютино, Журавлевки, частично – Салтовки и Алексеевки. Да и вообще, у трамваев есть ряд преимуществ.
Почему трамвай?
Специалисты выделяют целый ряд преимуществ трамваев над другими видами общественного транспорта:
- высокая провозная способность. В трамвае (особенно современном) помещается больше пассажиров, чем в автобусе или троллейбусе, кроме того, существует возможность сцеплять вагоны (например, в Ганновере составы достигают 90 метров в длину);
- трамваи, как и другой электрический транспорт, не загрязняют воздух продуктами сгорания и не создают пыли от стирания шин;
- себестоимость перевозок на трамваях достаточно невысока из-за использования дешевой электрической тяги и долгого срока службы трамвайных вагонов по сравнению с автобусом и троллейбусом;
- возможность создания скоростного сообщения (условием является обособление трамвайного полотна от автодорог);
- высокая безопасность перевозок, которая обеспечивается за счет большой массы трамвайных вагонов: при ДТП трамвайные вагоны могут воспринимать большую ударную нагрузку по сравнению с безрельсовым транспортом;
- в отличие от троллейбусов, трамвай электробезопасен для пассажиров при посадке и высадке, так как его кузов всегда заземлен через колеса и рельсы.
Есть, конечно, и недостатки. Трамваи могут мешать другому транспорту, особенно - на перекрестках, могут надолго останавливать движение в случае поломок и аварий, вызывают сотрясения почвы, особенно при плохом состоянии рельсов и самих трамваев… Но главное - это финансовая составляющая.
Потянет ли Харьков трамвай?
Несмотря на упомянутую относительную дешевизну трамвайных перевозок, сам по себе трамвай - вещь дорогая. И построить современную трамвайную линию - удовольствие далеко не из дешевых. Например, стоимость строительства одной из четырех линий упомянутого выше парижского трамвая составила 311 миллионов евро (деньги выделял Париж, фирма-оператор общественного транспорта, регион Иль-де-Франс и государство). А в Харькове для того, чтобы пустить современные трамваи, на многих участках рельсы нужно поменять полностью. Пока что городская власть сосредоточилась на болевых точках трамвайных линий - трамвайно-автомобильных переездах. И обходятся эти относительно небольшие по длине участки очень даже недешево.
Второй момент - стоимость современных вагонов. В Украине эти монстры, состоящие из трех, четырех и большего количества сегментов и удивляющие нас за рубежом, кое-где появляются - например, в Киеве. Их у нас уже даже производят - львовяне предлагают чудо-вагон за 16 миллионов гривен, творение корпорации "Богдан" стоит еще больше. Аналоги западного производства обойдутся дороже раза в два.
То есть качественная модернизация трамвая за средства городского бюджета - проект явно утопичный. Остается один вариант - частно-государственное партнерство. Но для появления таких проектов государство должно создать условия - хотя бы решить проблему компенсации за проезд льготников. Потому как инвестировать в транспортное предприятие, половина клиентов которого ездит бесплатно, никто не будет. А реформировать эту сферу надо. Ведь потеряв трамвай, Харьков лишится частички себя.
Автор: Владислав Ксенз
URL оригинала: http://www.sq.com.ua/rus/news/obschestvo/11.10.2013/harkovskij_tramvaj_istoriya_segodnyashnij_den_/ | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Трамвай |
Комментарии
Число маршрутов это не только " цифры на столбе", а и возможность без пересадок или с минимальным их количеством добраться в любую точку города.
Например: с Алексеевки можно было доехать как до ЮЖД так и на Салтовку, включая все попутные районы двойки.
Поэтому чем больше "цифр на столбе", тем удобнее пассажирам. Это касается и линий метро и других видов транспорта.
Другой вопрос, что маршруты городского транспорта не должны дублировать друг друга.
Например: с Алексеевки можно было доехать как до ЮЖД так и на Салтовку,
И сейчас можно. Тм20 на Алексеевку, Тм6 на Салтовку.
Например: с Алексеевки можно было доехать как до ЮЖД так и на Салтовку, включая все попутные районы двойки.
Поэтому чем больше "цифр на столбе", тем удобнее пассажирам. Это касается и линий метро и других видов транспорта.
Другой вопрос, что маршруты городского транспорта не должны дублировать друг друга.
Главный вопрос, а есть ли трамвайный пассажиропоток с любой точки города в любую другую точку города? Тм2 конечно был очень хорош, но без линии через ЦР этот маршрут невозможен.
Просмотреть соответствующую тему на форуме.
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.