Новости. Михаил Пилипчук: "Выпуск и ремонт метровагонов отныне будет осуществляться в Харькове"

Информационное агентство "Status Quo", 18.07.2003.

Собственное предприятие по выпуску и ремонту метровагонов, в создании которого участвуют российские и украинские предприятия, открывается в Харькове. Об этом и других способах решения острых проблем Харьковского метрополитена рассказал его начальник Михаил Пилипчук.

- Михаил Дмитриевич, на каких условиях открывается харьковское предприятие по выпуску и ремонту метровагонов?

- Создано совместное украинско-российское предприятие "Харьковметровагон". Подписаны учредительные документы. По сути это предприятие создано на условиях сотрудничества ЗАО "Мытищинский Метровагонмаш" (Московская область) и Харьковского метрополитена. Мытищинский завод, как известно, наш традиционный поставщик метровагонов. Можно сказать, что теперь мы налаживаем выпуск вагонов у себя. Вагоны, которые мы получали до 1995 г., делались специально для Харьковского метрополитена. Наш метрополитен на протяжении многих лет являлся в бывшем СССР как бы испытательном полигоном. Сюда направлялись вагоны с телемеханикой, использованием новейших технологий. Они проходили здесь испытания, а затем эта технологическая цепочка работала уже на Московском, Киевском и других метрополитенах. Для создания нового совместного предприятия "Метровагонмаш" предоставил техническую документацию и комплектующие для вагонов, Харьковский метрополитен - производственные площади, оборудование, материалы. У нас неплохая собственная ремонтно-производственная база. В производственном цикле планируется задействовать также завод им. Шевченко и другие предприятия Харькова и Украины, в том числе заводы по выпуску аккумуляторных батарей, электрооборудования, кабельно-проводниковой продукции. Ведь только на один вагон идет почти 20 тыс. километров мелкого кабеля!.

- Выходит, что 25 вагонов, которые планировалось закупить для Алексеевской линии метро, будут теперь собственного производства?

- Пока не совсем так. Согласно заключенному в начале июля контракту с мытищинским заводом, поставку этих 25 вагонов и комплектующих к ним будут осуществлять москвичи. "Харьковметровагон" получил доверенность на выполнение окончательных сборочных, монтажных, пуско-наладочных работ и обкатку вагонов. Уже с октября у харьковчан появится фронт работ. До марта следующего года планируется собирать, оснащать комплектующими, красить кузова и двери, проводить испытания и сдавать в эксплуатацию 5 вагонов в месяц. Но контракт контрактом, а самое главное, что подписаны документы, дающие нашему предприятию право на ведение авторского надзора за соблюдением технологического процесса при сборке, наладке и сдаче вагонов в эксплуатацию, за соответствием вагонов техническим условиям. Этот договор, подписанный генеральным директором мытищинского завода Юрием Гулько и директором "Харьковметровагона Николаем Матвиенко при моем согласовании, дает нам возможность с первого узла, с первой детали контролировать соблюдение технологии. Это очень важно, потому что нередко, получая новые вагоны, мы потом долго их дорабатываем, приспосабливаем к нашим условиям. А теперь мы договорились, что самостоятельно, здесь, в Харькове, будем выполнять окраску кузовов и дверей, установку радиостанций, громкоговорящей связи "пассажир-машинист", элементов аккумуляторных батарей, штатив с аппаратурой АГС, системы радиооповещения, измерители скорости. Все это уже изготавливается на нашем предприятии.

- Новые вагоны будут чем-то отличаться от нынешних?

- Поскольку пуск линии приурочен к 350-летию Харькова, в оформлении этих вагонов будет широко использоваться местная символика. Они будут отличаться от существующих вагонов не только наличием новейших технологических элементов, прежде всего направленных на усиление безопасности движения, но и внешним видом, который будет соответствовать Алексеевской линии, и главное - юбилею нашего города. Обшивка вагонов будет украшена поздравлениями и гербами. Мы хотим разработать специальный дизайнерский проект. Необычными будут и окна, и внутренние интерьеры, и расположение кресел. Вот если бы и сами кресла сделать более современными и удобными!.. Обсуждалась возможность заказа кресел на предприятии "ИнтерАми", но, к сожалению, их продукция нам не по карману. Хотя в перспективе над этим надо работать.

- Открытие предприятия приурочено только к выпуску заказа и к 350-летию Харькова или оно имеет более широкие перспективы? - Речь идет не только о выполнении этого заказа, но, самое главное, о решении перспективных вопросов. В перспективе мы планируем ежегодно собирать на нашем предприятии по 5-6 вагонов. Это даст возможность обновлять и пополнять парк подвижного состава, и тем самым сокращать интервалы движения в метро. "Харьковметровагон" будет также осуществлять капитальный ремонт и восстановление, как мы планируем, до 20 вагонов каждый год. Это значит, что нам в самые короткие сроки удастся решить очень существенную проблему. В Харьковском метрополитене всего насчитывается 307 вагонов, из них 60 - на грани выживания. Если за 3-4 года мы приведем их в порядок и дальше сможем поддерживать в нормальном состоянии, то это позволит обеспечивать надежность метрополитена и избегать аварийных ситуаций. Таких, как были в южнокорейском метрополитене, когда погибли 160 человек, в московском метрополитене, когда треснула тележка, в минском метро, где тоже погибли люди. Для избежания подобных ситуаций требуется пристальное внимание и ежеминутный контроль состояния наших основных фондов, их обновление и ремонт. Ведь Харьковскому метрополитену в этом году исполняется уже 28 лет. За это время амортизация подвижного состава достигла 60%. Для обеспечения надежности у нас ежесуточно трудятся более тысячи работников, которые в основном в ночные смены осуществляют профилактический осмотр, выполняют ремонтные работы. Всего этого не видят пассажиры. Они просто заходят в метро и пользуются его услугами. Наша задача, чтобы так и было, чтобы пассажиры не задумывались о проблемах безопасности движения и о нехватке средств.

- Будет ли "Харьковметровагон" выполнять заказы на поставку метровагонов и другой продукции?

- Да. В перспективе предприятие сможет реализовывать вагоны и для Днепропетровского метрополитена, и кое-что поставлять киевскому метро. Мы и сейчас изготавливаем в нашей ремонтно-механической службе отдельные запчасти и механизмы для Днепропетровского метро. Работаем и с киевским метрополитеном - обмениваемся определенными узлами. Кроме того, мы имеем ряд наработок по сотрудничеству с Крюковским Вагоностроительным заводом (г.Кременчуг, Полтавская обл.). Они изготавливают для нас механизмы открывания дверей и запчасти для эскалаторов. Мы уже подключили к нашему производству целый ряд украинских предприятий. "Харьковметровагон" уже на первом этапе своего существования выходит на выпуск комплектующих. Пока в общем счете соотношение будет примерно таким: 10% украинских комплектующих, 90% - российских. Мытищинский завод целый ряд комплектующих берет у московского завода "Динамо" и других заводов России. В дальнейшем мы собираемся постепенно увеличивать долю комплектующих украинского производства. Мы подробно изучали этот вопрос и просчитали, что уже за ближайшие 10 лет можно как минимум выйти на соотношение 50% на 50%. Это в наших силах. Подписав этот контракт, наше предприятие фактически получило право на сборку и производство метровагонов от имени мытищинского завода здесь в Харькове. Также на базе "Харьковметровагона" планируется налаживание выпуска других видов продукции, не только связанных с выпуском вагонов для метро. Это в перспективе позволит нам зарабатывать дополнительные средства.

- Дополнительные заработки в перспективе. А за чей счет производятся 25 вагонов для Алексеевской линии?

- Выпуск 25 вагонов, согласно решению министра транспорта, финансируется за счет отчислений из прибыли 6 управлений железной дороги, в том числе и ЮЖД. Но в дальнейшем при выполнении заказов мы должны будем сами зарабатывать средства на выпуск вагонов. Огромные потери несет метрополитен от перевозок льготного контингента пассажиров. Если бы нам шла компенсация из государственного бюджета хотя бы на уровне 20-25 млн. грн., это значительно облегчило бы финансовое положение Харьковского метро. За прошлый год мы перевезли 77 млн. пассажиров бесплатно, а это 40 млн. грн. В этом году уже из 130 млн. пассажиров 40 млн. перевезено бесплатно - потеряно 20 млн. грн. А государство, которое дало гражданам права на бесплатный проезд, не торопится компенсировать нам затраты. Это те деньги, которые пошли бы на эксплуатацию подвижного состава. Метрополитен сейчас является исправным налогоплательщиком. Мы платим больше, чем крупнейшие харьковские производственные предприятия. Ежемесячно в бюджеты всех уровней мы отдаем 2,3 млн. грн. За год это выходит 20-21 млн. грн. Плюс 20 млн. грн. платим за электроэнергию. Это даже с учетом того, что мы внедряем энергосберегающие технологии, вводим системы контроля за использованием электроэнергии на станциях метро, при функционировании торговых точек в переходах. Вся эта информация систематизируется и ситуация с потреблением электроэнергии управляется при помощи компьютерных программ.

- В последнее время в метро появилось много рекламы, в том чисел и новых видов. Это решает в какой-то степени финансовые проблемы?

- Мы ищем дополнительные заработки, и не только за счет рекламы, но и передавая торговые площади в аренду предпринимателям, выполняем некоторые другие виды работ. За первое полугодие таким образом дополнительно заработали 4 млн. грн. Что касается рекламы, то мы действительно ищем новые пути привлечения рекламодателей. Расширяем рекламные площади. Наши специалисты изучали опыт коллег в метрополитенах Москвы и Санкт-Петербурга. Мы уже сами изготавливаем рамки под рекламные плоскости. Сдаем их в аренду. Мы вышли на совершенно новый, европейский уровень рекламного бизнеса в метро, прежде всего в оформлении рекламных продуктов. Эту работу мы будем совершенствовать. Эти средства нужны нам для вложений в производственный процесс метрополитена.

- Открытие новой Алексеевской ветки дало дополнительные доходы? Она более прибыльна, чем Холодногорская и Салтовская?

- Пока, к сожалению, нет. Если станцией метро "Холодная гора" ежемесячно пользуется 1 млн. 200 тыс. пассажиров, то всеми 5 станциями Алексеевской линии - только 900 тыс. Здесь во многом негативную роль играет наземный пассажирский автотранспорт, который дублирует линию метро. За счет этого метрополитен ежедневно теряет не меньше 80 тыс. пассажиров, а это потенциальные ежедневные потери в 40 тыс. грн. На мой взгляд, городские власти должны подумать, как избежать подобного дублирования.

Справка "SQ". Харьковский метрополитен открыт 23 августа 1975 года. Второй в Украине, шестой в СССР. Протяженность подземных магистралей 33,04 км. Три самостоятельных линии, 26 станций. В минувшем году Харьковский метрополитен перевез 246,8 млн. пассажиров - на 11 млн. больше, чем в предыдущем. Удельный вес пассажиров льготных категорий - 33%. Сейчас в Харьковском метрополитене все готово для стыковки действующего пути со строящимся. Второй пусковой участок Алексеевской линии с двумя станциями "Ботанический сад" и "23 Августа" планируется ввести в строй в августе 2004г. к 350-летию Харькова. Обе станции колонного типа, мелкого заложения. "Ботанический сад" выполняется в зеленоватой тональности с художественными вставками из эмали. "23 Августа" оденется в плитки из металлической эмали в виде звезд розового цвета. По техническим условиям работа 3-й линии невозможна без депо. Сейчас по заказу метрополитена в институте "Харьковметропроект" начато проектирование Алексеевского депо.

ГП "Харьковский метрополитен". Начальник Пилипчук Михаил Дмитриевич. Тел. 23-21-41.

Наталья Васильева

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро
Линии метро:   Алексеевская линия
Модели ПС:   81-718

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.