Новости. Рынок такси: что может измениться
Газета "Время", 12.02.2014.
Таксистов могут обязать оборудовать машины индикатором, сигнализирующим, что авто свободно, а самих водителей – проходить медосмотр. Эти изменения возможны, если будет принят Закон «О службе такси».
Законопроект «О службе такси» Верховная Рада должна была принять еще в октябре 2013 года. И хотя его разработкой озадачились аж в 2010-м, чтобы успеть к ЧЕ-2012, но до сих пор он не был рассмотрен парламентом, говорит председатель Харьковского областного отделения профсоюза таксистов Украины Сергей Старцев.
Между тем в парламенте есть два законопроекта: Министерства инфраструктуры и народного депутата Дмитрия Святаша. По словам Сергея Старцева, документы существенно различаются, но условия, предлагаемые Мининфраструктуры, выполнить легче, а значит, и степень легализации и работы в законном поле будет выше. А вот требования другого законопроекта, по мнению эксперта, наоборот, затрудняют переход таксистов в легальное поле, что даст стимул к росту коррупции в этой сфере.
– Но принципиальным отличием между этими законопроектами являются методы ограничения доступа водителей на этот рынок, – констатирует Сергей Старцев. – Сегодня неограниченный доступ привел к тому, что количество желающих работать водителями такси значительно превышает его потребности. Конечно, в условиях нынешней экономической ситуации в стране это удобно государству, так как возможность хоть какого-то заработка в такси снижает социальную напряженность в обществе – многие потерявшие работу самостоятельно себя обеспечивают. Удобна такая конкуренция и потребителям, поскольку приводит к снижению тарифов. Но в результате, для обеспечения своего существования водитель вынужден работать больше допустимого (а это сказывается на безопасности перевозки пассажиров). Кроме того, отсутствует возможность нормального техобслуживания автомобиля и возможность покупки нового авто для дальнейшей работы.
Для регуляции этого момента оба законопроекта вводят понятие местного разрешения на право работы в такси вместо общегосударственной лицензии, но на разных условиях.
Так, проект, предлагаемый Минифраструктуры, предполагает свободный вход в рынок новых участников вначале, но ограничивает этот процесс в будущем. Делается это путем поэтапного увеличения стоимости разрешения на занятие подобным видом деятельности, так что все меньшее число людей в перспективе смогут попасть на рынок пассажироперевозок. Например, в первый год вступления закона в силу разрешение обойдется в одну минимальную зарплату. Через год плата возрастет: в Киеве – до десяти минималок, в Днепропетровске, Донецке, Львове, Одессе и Харькове – до девяти, в Симферополе и Севастополе – до семи, в других населенных пунктах – до пяти.
Спустя два года после вступления в силу закона стоимость разрешения увеличится еще в пять раз. При этом разрешение выдается пожизненно и доплачивать за него не придется. Дополнительно профсоюз предлагает предусмотреть в законе право передачи в аренду такого разрешения и право наследования.
– Эти права плюс высокая стоимость разрешения в будущем приведут к заинтересованности водителей в быстрой легализации и повышению их ответственности, – считает председатель харьковского профсоюза таксистов. – При этом любой желающий водитель сможет приобрести такое разрешение – никаких административных ограничений не будет.
Предполагается, что водитель будет работать в том административном районе, где он получит разрешение, при необходимости можно будет обзавестись подобным документом для нескольких городов.
– Во втором законопроекте рост стоимости разрешения не прописан законодательно (это право дается местным органам власти), – сравнивает Сергей Викторович. – Выдается документ на пять лет, потом его снова нужно получать и, соответственно, платить за него. Но самое главное – определением количества игроков на рынке в этом случае должны заниматься органы местного самоуправления. Кроме того, именно местные власти будут определять порядок выдачи разрешений и устанавливать дополнительные требования к автомобилям такси. Мы уверены, что участие чиновников на этапе получения разрешения увеличивает риск коррупции, и опрос участников рынка такси показал резкое неприятие данной нормы во всех регионах страны.
Технические требования к авто станут жестче
Если какой-то из законопроектов будет принят, ужесточатся технические требования к автомобилям такси. Например, в соответствии с одним из законопроектов, такое авто должно:
— иметь электронный таксометр, который будет определять стоимость перевозки;
— иметь кузов закрытого типа с количеством дверей и количеством мест для пассажиров не менее четырех и отделенным от мест для сидения пространством для перевозки багажа;
— иметь исправную систему обогрева и вентиляции салона;
— быть оборудовано признаками такси и специальным оборудованием такси;
— соответствовать утвержденным органом местного самоуправления параметрам комфортности автомобиля такси на местном уровне.
На наружных поверхностях автомобиля должна быть нанесена информация о номере и сроке действия разрешения такси и название или символика города (поселка городского типа), уполномоченным органом которого оформлено указанное разрешение. Кроме того, должен быть установлен индикатор в правом верхнем углу лобового стекла автомобиля, который будет светиться красным цветом, если такси занято, а зеленым – если свободно.
Кроме того, водителя обяжут выезжать с целым пакетом документов. Среди них:
— водительское удостоверение, регистрационный документ на транспортное средство;
— действующая медицинская справка;
— сервисная книжка автомобиля такси;
— страховой полис (сертификат) о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств;
— разрешение такси;
— аттестат водителя такси, сервисная книжка электронного таксометра, договор об информационно-диспетчерском обслуживании – в случае сотрудничества с ИДС;
— документ, предоставляющий право не применять регистратор расчетных операций, или заверенные уполномоченным лицом и печатью перевозчика на такси копии указанных документов.
Диспетчеры будут отвечать за заказы
Соответственно, ужесточатся требования и к диспетчерским пунктам: для них будет предусмотрено свое свидетельство об аккредитации. Это тоже актуально, признает Сергей Старцев.
– В постсоветских странах 90% перевозчиков работают через диспетчерские службы. А что это значит? Эти службы не несут ни за что ответственности — даже за прием-выдачу информации, – подчеркивает эксперт. – Но если диспетчерская служба заключила договор с водителем, логично, что она должна нести с ним и солидарную ответственность перед клиентом — за опоздание на вокзал, обман и т. д. И я внес соответствующее предложение в законопроект. Пока же ответственность на себя берут только солидные службы по собственному почину — выплачивают клиенту компенсацию, уже внутри организации решая, как наказать водителя. В остальных случаях клиент бесправен. И недобросовестные службы могут просто заявить в случае чего, что такого заказа у них не было. Если закон примут, диспетчерским придется получать разрешение и выполнять определенный перечень требований, который доморощенным диспетчерским не по зубам.
Цены сразу вырастут
Все эти новшества неизбежно приведут к увеличению стоимости проезда, предупреждает Сергей Старцев, минимум на 3—5 гривен на каждой перевозке – в связи с обложением таксистов налогом. Для сравнения сейчас «минималка» колеблется в пределах 20-30 гривен в зависимости от качества автомобиля такси и количества километров в «минималке».
– Клиент получает более дорогую услугу, поскольку водитель включит налоговую составляющую тариф, – не сомневается эксперт. – Таксист, который готов работать, будет платить налоги и отчисления в Пенсионный фонд, но если на эту же сумму будет увеличен тариф. Я не говорю уже о затратах на переоборудование машин. Ведь хорошие машины надо менять раз в 3—5 лет. И на это нужно заработать. Главное, чтобы правила игры были одинаковыми для всех. Если же будут исключительные, и какие-то службы будут иметь преимущественное положение на рынке, например, их не будут проверять, то это прямой путь к коррупции и подавлению конкуренции.
О чем забыли авторы законопроектов
В первую очередь – о правах пассажиров. Ведь до сих пор клиент такси, попавший в ДТП во время поездки, не сможет получить компенсацию, если свидетели не подтвердят, что он ехал в этой машине, говорит директор Украинского центра послеаварийной защиты «Эксперт-сервис» Анатолий Ивлев. Другим способом ему не доказать, ведь таксист редко и весьма неохотно выдает чек, подтверждающий факт поездки.
– Я работаю с 30-ю страховыми компаниями, и скажу, что они ищут любую зацепку, чтобы не платить, – отмечает эксперт.
Поэтому специалисты предупреждают: таксист, находящийся на едином налоге, обязан выдавать по требованию клиента чек (произвольного вида), где указываются дата, номер свидетельства о госрегистрации и сумма, полученная за перевозку. Если же таксист работает нелегально – клиент будет проходить по делу как пассажир данного транспортного средства, и ему положена страховка на сумму до 100000 грн. в соответствии с условиями страхования автогражданской ответственности.
Но и безопасность водителей также остается виртуальной.
– Нападения на таксистов происходят часто, – подтверждает Анатолий Ивлев. – Сядут в машину несколько человек, выберут конечной точкой пустынное место, например, на Алексеевке, и там делают с водителем что хотят. А сколько не зафиксировано таких случаев? Мы давно предлагаем установить в каждом такси специальный пейджер и видеонаблюдение. Специально сконструированный пейджер подает сигнал на пульт управления диспетчеру, если с машиной или водителем что-то случилось: попала в ДТП, стоит, и при этом водитель не сообщает, что довез пассажира или стоит в пробке и т.д. По такому маячку машину всегда можно найти в пределах Украины. Ко мне недавно обратились по поводу убийства таксиста в поселке Безлюдовка. Бандиты отрезали водителю голову, документы забрали. Как определить – кто погибший и откуда? Удалось лишь по ключу от кодового замка установить его адрес, но сколько же ушло времени на это! А по маячку диспетчер сразу понял бы, что с водителем что-то произошло, и позвонил в милицию. А если еще видеонаблюдение установят – не видеорегистраторы, а именно возможность следить за автомобилем по монитору, – проблема с нападением на таксистов вообще стала бы не актуальной.
Эти приборы помогли бы также фиксировать, какое количество пассажиров берет таксист. Ведь сейчас, желая заработать больше, водители, сотрудничающие с ИДС, нередко берут «леваки», не сообщая об этом диспетчерам, и в случае нападения трудно потом установить, сколько человек было в машине, где они сели и т. д. А специальное оборудование все это могло бы фиксировать, уверен Анатолий Ивлев.
– Кроме того, есть разработки, позволяющие определить, тормозил водитель или нет, с какой скоростью ехал, как проехал перекресток – не на красный ли сигнал светофора. Все эти меры значительно повысили бы безопасность участников движения, – убежден аварийный комиссар.
На пользу таксистам была бы и установка сейфов в авто, причем в таком месте, откуда их нелегко вытащить – например, из-под сиденья.
– Ведь в основном нападают из-за денег и завладения транспортным средством, – считает Анатолий Ивлев. – Эти меры помогли бы все эти случаи свести к минимуму.
А еще эксперт советует снабдить таксистов памяткой, как действовать в экстренных случаях, например при ДТП.
– Потому что в растерянности они не могут вспомнить даже телефон милиции, не говоря уже о том, что именно обязаны делать – какую помощь оказывать, куда везти, куда звонить. Забывают даже позвонить своему хозяину, который может выслать группу поддержки, – поясняет Анатолий Ивлев.
А как на Западе?
По данным Сергея Старцева, в Европе такси в основном существует как рынок самозанятых водителей, занимающихся извозом на своей машине. Автопредприятия там занимают до 15% доли рынка. При этом в Венгрии таксуют исключительно машины желтого цвета. В Барселоне большинство такси – черно-желтого цвета, хотя официально это не оговорено, просто закрепилось в практике. В Нью-Йорке медальоны на право забирать людей с улицы и автостоянок получают тоже водители желтых машин. Остальные могут работать по вызову, но не имеют права брать людей с улицы. При этом основной стимул для водителя подходить к делу со всей ответственностью – дорогая лицензия, которую вмиг лишишься, если что-то нарушишь.
– Так, в Афинах лицензия стоит 100 тысяч евро, на Лазурном берегу Франции – 300 тысяч евро. Это единственный рычаг, который управляет этим рынком, – подчеркивает Сергей Викторович. – На подобное управление хотело перейти и Министерство инфраструктуры, предлагая свой законопроект. Если при этом тарифы будут рентабельными, это действительно будет серьезным стимулом.
– В Европе есть еще одна особенность – там таксист не имеет дела с наличностью, – добавляет Анатолий Ивлев. – Клиент расплачивается кредиткой с хозяином службы, поэтому грабить водителя уже не имеет смысла. Кроме того, таксист получает фиксированную плату, а его передвижения известны диспетчеру.
Татьяна Литвина.
K слову
Один из законопроектов «О перевозках на такси» также определяет соответствующие нормы поведения для водителей такси, среди которых запрещено «во время выполнения перевозки на такси есть, пить, курить». Также пассажирам нельзя будет перевозить в такси животных за исключением мелких домашних питомцев в клетках или контейнерах.
URL оригинала: http://timeua.info/120214/84230.html | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Разное |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.