Новости. Поймать Харьков в сеть велосипедных дорожек

Газета "Время", 18.11.2014.

Харьковские общественники взялись за разработку схемы веломаршрутов, чтобы впоследствии передать ее местным властям как «руководство к действию» по созданию в городе велосипедной инфраструктуры — дорожек, парковок, пунктов проката и т. д.

Попытка номер пять

Говорят, если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе. Уже не первый год харьковская общественность собирает различные конференции и «круглые столы», где сторонники здорового и мобильного образа жизни обсуждают преимущества велосипеда перед другими видами городского транспорта. Увы, городские власти не спешат воплощать доводы общественности и наработки ученых в практическую плоскость. В Харькове хватает денег на переносы памятников и разбивку многочисленных цветников (хотя никаких собраний на этот счет общественность и не проводит), а вот необходимость создания безопасных условий передвижения на велосипеде из года в год упрямо игнорируется. Между тем только на празднование велодня в Харькове каждый год собирается больше участников, чем в любом другом городе Украины. А сколько людей не решаются обзавестись велосипедом, попросту опасаясь ездить по проезжей части рядом с многотонными авто!

На этот раз за создание велоконцепции для Харькова взялась общественная организация «Городские реформы» совместно с Харьковским национальным университетом строительства и архитектуры (ХНУСА), общественной организацией «Ассоциация велосипедистов Киева» при поддержке велоклуба «Харьковский велосипедный союз», Немецкого общества международного сотрудничества (GIZ) и Харьковского горсовета.

Свою работу энтузиасты под руководством харьковских, киевских и львовских экспертов начали с разработки концепции велосипедной инфраструктуры для центральной части Харькова, проложив на карте основные и второстепенные веломаршруты и предложив наиболее логичные места для велопарковок и пунктов проката. Разработкой проектов занимались около 40 человек — студенты профильных вузов, велоактивисты, ученые-урбанисты и экономисты. Результаты этой работы на днях были презентованы общественности и специалистам в ХНУСА. Это только первый этап большого проекта по разработке велосипедной инфраструктуры для города Харькова, говорят организаторы. А в целом проект для всего Харькова рассчитан на год. В работе над ним будет использоваться немецкая методика планирования велоинфраструктуры, которая использовалась при создании концепции развития велотранспорта в Киеве.

— До настоящего времени у нас в Харькове движение по созданию велоконцепции было довольно разрозненным, а сейчас мы готовы сформировать проектную команду, которая создаст «велостратегию» для города, — объясняет председатель общественной организации «Городские реформы» Александра Нарыжная. — Наша организация создана в этом году архитекторами-урбанистами, которые имеют предложения и наработки, направленные на создание более комфортных условий жизни в городе. Что касается велоинфраструктуры, мы хотим подавать в горсовет не просто идеи, а конкретные предложения по ее созданию.

— Вы не опасаетесь, что разработанные проекты просто положат «под сукно»? Ведь в мэрии хорошо известно о том, что велотранспорт востребован горожанами, пару раз в году некоторые чиновники и сами демонстративно выезжают на велосипедах, однако в реальности для безопасности рядовых велосипедистов ничего не делается...

— Приведу в пример Львов, где, как известно, за последние годы построено 50 км велосипедных дорожек, а к 2020 году их планируется сделать 268 км. Лет пять назад инициативная группа львовян создала стратегию развития велоинфраструктуры и отнесла ее в горсовет. Эта стратегия лежала без внимания года три. А когда город решил, что ему нужно развивать велосипедный транспорт, у него уже была готовая стратегия, предложенная местными активистами. В создании велоинфраструктуры Львову помогло немецкое общество GIZ. У него была программа по преобразованию украинских городов Киева, Львова. Харькова и Донецка к Евро-2012. Она существует и сейчас. В рамках этой программы киевляне с помощью немецких экспертов разработали свою систему. Есть шанс, что фонд этого немецкого общества поддержит и Харьков. Но для этого нужно договориться с властями и сформулировать, чего мы хотим.

Ему все возрасты покорны

Кампании по «велосипедному планированию» по немецкой методике проходят сейчас во многих городах Украины: Черновцах, Чернигове, Белой Церкви и др. Консультировать создателей велоконцепции в Харьков приехали координатор Ассоциации велосипедистов Киева Ирина Бондаренко и представитель мэрии Львова Демьян Данилюк. Гости единодушно сошлись во мнении, что сделать сеть велодорожек и парковок в Харькове можно даже лучше, чем, к примеру, во Львове, поскольку брусчатки на улицах почти нет, а сами улицы значительно шире. Один из важнейших критериев заключается в том, что все велодорожки в городе обязательно должны быть связаны в единую сеть, иначе в них просто нет смысла.

Велопарковки, в отличие от автопарковок, — объект неприбыльный, поэтому начать их строить должны городские власти — рядом с официальными учреждениями, больницами и т. д. Обслужить такая парковка может гораздо большее количество человек, чем автомобильная, ведь на месте одной машины можно разместить 8 велосипедов. Другие объекты (торговые и развлекательные центры, культурные и учебные учреждения и т. п.) нужно обязывать создавать велопарковки, как это делается, например, в отношении пандусов для инвалидных колясок. Остальные учреждения и сами втянутся в эту деятельность, когда увидят, что наличие велопарковки — лишний плюс в привлечении клиента, передвигающегося на «железном коне».

Что касается проката сити-байков (так называют простые дорожные велосипеды для езды по городу), то здесь наверняка найдутся желающие заняться этим бизнесом, рассчитанным на людей, желающих передвигаться велосипедом от случая к случаю.

Самое главное — это разрушить стереотип, что на велосипеде ездят только спортсмены, потные мужики в лосинах и шлемах, рассуждают участники создания велоконцепции. В продвижении идеи широкого использования велосипедного транспорта, наоборот, нужно создать образ женщины с ребенком, которая комфортно, спокойно и главное — безопасно добирается к супермаркету, детскому саду и т. д. Велосипед не должен быть сугубо увлечением и, тем более, ежедневным подвигом на автодороге, а просто приоритетным видом транспорта на коротких расстояниях — мобильным и дешевым. Когда в городе появятся условия для езды на велосипеде, люди очень быстро поймут, что он экономит их деньги.

Поддержку «велосипедному» направлению готовы оказать и производители велосипедов.

— Принято считать, что велосипед — это молодежный вид транспорта, — говорит представитель сети магазинов «Велопланета» Максим Иванов. — Но нации стареют, это происходит во всем мире. В Германии сейчас бабушки и дедушки ездят на велосипедах. Эта реальность может быть у нас через 20–30 лет. Поэтому нужно менять стратегию города, четко отдавая себе отчет, для кого он создавался — для автомобилей или для людей.

С результатами своей работы создатели велоконцепции планируют знакомить общественность Харькова на страничке организации «Городские реформы» в Фейсбук.

Татьяна Буряковская

URL оригинала: http://timeua.info/181114/88186.html
Разделы по теме:
Рубрики:   Разное

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.