Новости. Маршруты узнавали по огням
Газета "Вечірній Харків", 07.08.2003.
Через три года харьковский трамвай отметит свое столетие. Первые вагоны на электрической тяге сменили конку в нашем городе в 1906 году, курсируя по Петинской (ныне Плехановская) и Нетеченской улицам до Павловской площади (ныне — пл. Розы Люксембург). Уже через пять лет трамвай пошел по Грековской, а еще через год — по Кладбищенской (ныне — ул. Муранова).
В справочной книге «Весь Харьков в кармане на 1916 год» сообщается, что в канун Октябрьской революции в городе существовало уже четыре трамвайных маршрута. Причем все линии пересекались на Павловской площади, где можно было сделать пересадку, а каждый маршрут вечером отличали два фонаря определенного цвета: «единицу» (ул. Петинская — ул. Панасовская) — красные, «тройку» (Конная пл. — ул. Панасовская) — зеленые, «четверку» (Горпарк — ул. Кладбищенская) — фиолетовые «шестерку» (Павловская пл. — Коммерческое училище, угол Пушкинской и Бассейной) — розовые. Нередко путь трамвая проходил по тем улицам и переулкам, где сегодняшнему харьковчанину его трудно и представить. Например, по уже упомянутой Кладбищенской от Екатеринославской (ныне — Полтавский шлях) через Кузинский мост на Панасовскую (ныне ул Котлова), по Сумской от Горпарка до Бассейной (ныне ул. Петровского), Петровскому (ныне пер Короленко), Армянскому и Подольскому (ныне ул. Гамарника) переулкам, Благовещенской площади (ныне пл. К.Маркса).
Проезд в трамвае стоил тогда 5 копеек, существовали и пересадочные билеты, действительные лишь в течение двух часов с момента выдачи Их стоимость, колебавшаяся от 3 до 20 копеек, зависела от дальности поездки и времени суток. Кстати, трамваи тогда ходили с 5 часов утра до полвторого ночи, составляя серьезную конкуренцию конке Вагоны «отстаивались» в двух депо — Петинском, построенном в 1906 году, и Пискуновском, что около Благовещенского базара (1910). Но наибольшее развитие трамвайное хозяйство в городе получило в годы Советской власти. В 1931 году пошли вагоны до станции Лосеве, где шло строительство тракторного завода. После войны, причинившей огромный ущерб, не только в короткий срок было восстановлено все порушенное, но и продолжали строиться и открываться новые линии: в 50-е годы — по Клочковской на Павловку и Алексеевку, в 70-м — по Салтовскому шоссе, проспекту Тракторостроителей и Журавлевским склонам. В 80-е годы были построены и введены линии от Гидропарка по улицам Шевченко и Героев труда до одноименной станции метро, по проспекту Победы на Алексеевке и от улицы Клочковской до Чеботарской по новому мосту и пробивке улицы Красноармейской. В 1963 году открылось Октябрьское, а через 19 лет — Салтовское депо. В начале 80-х на 32 маршрутах постоянно курсировали 586 вагонов.
Увы, последнее десятилетие оказалось для харьковского трамвая одним из самых тяжелых. Не введено ни одного километра новых линий, более 13 лет не закупались новые вагоны, демонтированы линии по Московскому проспекту от Новых домов до улицы Морозова, по улицам Петровского и Мироносицкой от станции метро «Пушкинская» до улицы Маяковского, закрыто движение по Чеботарской, преобразовано в грузовое одно из старейших депо - Ленинское, сократилась сеть маршрутов.
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Трамвай |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.