Новости. Меняющееся общество и идеальный город
Газета "Время", 04.08.2015.
Современный ритм движения в Харькове диктует новые требования к проектированию улиц и дорог. Новый подход называется «культура мобильности» и должен учитывать множество функций, которые выполняют улицы и главные магистрали города.
Об этом размышляет давний друг «Времени», заведующий кафедрой градостроительства и урбанистики Харьковского национального университета строительства и архитектуры, профессор Валерий Гук.
Он считает, что все улицы и магистрали Харькова, с учетом изменившихся требований общества нуждаются в перепланировке.
Улица как финансовый актив…
— Именно улицы составляют большую часть общественных пространств города и обладают потенциалом для развития деловой активности, — говорит профессор Гук.
Ученый убежден, что улица может быть финансовым активом. Правильным образом спроектированные улицы генерируют больше прибыли для бизнеса и обеспечивают более высокий доход для собственников недвижимости.
Честно говоря, трудно представить, как это сделать в Харькове, в каких местах? Ведь уже есть бизнес-торговые пространства, скажем, на Салтовке («Дафи», «Караван»), «Французский бульвар» и т.п.
Но профессор считает, что для привлечения покупателей к торговым центрам требуется перепланировка подъездов и стоянок, а, значит, отдельные проекты.
— Во-первых, чем выше скорость передвижения на транспорте — тем выше доходы бизнеса (экономия времени, а время — деньги). Поэтому к бизнес-центрам нужен быстрый подъезд. Во-вторых, чем комфортнее пешеходам-покупателям, тем резко увеличивается их количество и растёт товарооборот.
…и как экосистема
Улицы — целые экосистемы, в которых созданные человеком элементы взаимодействуют с природными. Экологические решения — это основа для долгосрочной работы над созданием природно-ориентированного городского пространства, начиная с водопроницаемых тротуаров и биодренажа, регулирующих отток дождевой воды, и заканчивая уличным озеленением, которое не только создаёт тень, но и является важнейшим элементом оздоровления городской среды.
Все эти идеи породили термин — «комфортные улицы». Они комфортны и приятны для передвижения и воспринимаются как неотъемлемая часть самого города, и пользоваться ими доставляет удовольствие.
Возможно, вы будете удивлены, но пространство улиц можно использовать для различных новых целей. Например, для организации творческих площадок, публичных пространств на месте бывших парковочных зон, для обустройства зоны проката велосипедов. Существуют специальные технические приемы успокоения движения с элементами дизайна архитектурной среды.
— Современные тенденции проектирования позволяют более свободно подходить к созданию формы улицы, ее конфигурации, при этом можно перемещать края проезжей части и менять их изгибы и формы, создавать буферные зоны перед пешеходными переходами и углами проезжей части, а также перенаправлять дорожное движение, — продолжает Валерий Иванович. -— Перепланировки с изменением конфигурации проезжей части требуют улицы в центре города: это и Пушкинская, и Артема, и Чернышевского, и Совнаркомовская, и Мироносицкая, и многие другие, где ныне автомобили стоят сплошными рядами с двух сторон и действует одна полоса движения, а можно поочерёдно с каждой стороны при сохранении двух полос движения. Специально, для быстрого перехода и безопасности, сужается проезжая часть и в местах пешеходных переходов, которые защищаются высоким бортом и деревьями.
Новое строительство по Салтовскому шоссе, на Алексеевке, на Холодной горе, по Полтавскому шляху и в других местах требует и нового подхода к улицам, как к общественному пространству, где недопустимо размещение, особенно у остановок общественного транспорта, торговых киосков. Это опасно. Их необходимо вынести за «красную линию» — планировочную границу улицы. К сожалению, новое строительство выполняется по старым нормам 1987 года. Действующие нормативы устарели, поэтому для их изменений авторам требуются соответствующие расчеты и обоснования с учетом будущего движения. Специалисты нашей кафедры могут в этом помочь.
Пешком или на велосипеде
— Основная задача комфортных улиц заключается в обеспечении баланса интересов всех участников движения: доступное, безопасное, и удобное передвижение всех пользователей уличного пространства, независимо от возраста, физиологических особенностей, финансовых возможностей и выбираемого способа передвижения: пешком, на велосипеде, в общественном транспорте, на личном автомобиле или небольшом грузовичке, доставляющем товары в магазин.
Параллельно с инвестициями в общественный транспорт появилось понятие «активная подвижность (мобильность)», под которой понимаются пешие прогулки и поездки на велосипеде. Активная мобильность может иметь даже более сильное влияние на будущий облик городов, чем общественный транспорт. Кроме благоприятного воздействия на окружающую среду Харькова, она позволяет воспользоваться рядом преимуществ: встречи в городском пространстве, ежедневные физические упражнения, менее напряженное психически состояние, чем при пользовании автомобилем или общественным транспортом.
Переход от поездок на автомобиле к прогулкам пешком и движению на велосипеде имеет хорошие перспективы. Например, в европейских столицах на долю велосипедного транспорта приходится 13% ( в Берлине), 22% ( в Амстердаме) и 31% (в Копенгагене).
Специалисты прогнозируют, что доля велосипедных поездок может увеличиться в пять раз в ближайшие годы.
Новая планировка улиц и дорог обычно закладывается в Генеральном плане развития города, где следует учесть магистрали для движения автомобильного, пассажирского транспорта, особенно трамвая и троллейбуса, велосипедного и пешеходного движения.
Сегодня в Харькове эти запросы не удовлетворяются в полной мере, что вынуждает власть искать решения. Реконструированы проспекты Ленина и Гагарина. О существенных недостатках пока говорить не будем. Они и так видны. Ведется реконструкция Московского проспекта, где на стадии проектирования ещё имеется возможность организации творческих площадок и публичных пространств. В зонах станций метрополитена от «Московского проспекта» до «Пролетарской» можно установить пункты хранения и проката велосипедов.
Системы велопроката стали стандартом для городской инфраструктуры даже в Москве. В Париже с самой большой программой по велопрокату (после Китая) уже осуществляются 28% поездок по городу.
Изменение привычек харьковчан в сторону современной «культуры мобильности» является важной точкой, на которой следует концентрировать внимание в контексте развития города, удобного для жизни.
Автор: Елена Зеленина
URL оригинала: http://timeua.info/post/kharkov/menyayusheesya-obshestvo-i-ideal-nyj-gorod-00952.html | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Город и область |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.