Новости. Европа в харьковских поездах была еще до войны

Газета "Вечірній Харків", 08.11.2015.

На этой неделе железнодорожники отмечали свой профессиональный праздник. По такому случаю корреспондент «Вечернего Харькова» заглянул в музей истории и железнодорожной техники ЮЖД и обнаружил интересные факты о жизни Южной до войны.

В Москву – только транзитными поездами

За последние пару лет «Укрзалізниця» ввела некоторым поездам, которые следуют в Киев или обратно в западном и восточном направлениях, дополнительные остановки на станциях Святошин и Дарница – в окраинных районах столицы. Руководители ведомства объясняли этот шаг тем, что подобная практика давно применяется в странах Европы. Между тем в Харькове такая практика действовала еще в конце 1930-х начале 1940-х годов. Об этом свидетельствует расписание движения пассажирских и пригородных поездов по магистрали с 5 июня 1941 года, которое показал нам заведующий музеем Андрей Прохоров.

Так, три пассажирских поезда — № 51/52 Харьков — Новосибирск, № 67/68 Харьков — Ворошиловград (ныне — Луганск) и № 81/82 Харьков — Горький (ныне — Нижний Новгород) останавливались на станциях Харьков-Балашовский и Лосево. Делали они остановку и на станции Рогань (тогда она была далеко за чертой города). Так что жителям городских окраин не нужно было добираться трамваем на Южный вокзал или оттуда до места назначения. Особенно актуально это было для пассажиров, которые приезжали в Харьков на новосибирском поезде в 4.35, когда трамваи еще не ходили.

Кстати, интенсивность движения пассажирских поездов по станции Харьков-Пассажирский тогда, в 1941-м, была лишь чуточку меньшей, чем в ноябре 2015 года. Если сегодня через главный вокзал города курсируют 32 пары поездов дальнего и местного сообщения (не считая пригородных электричек), то в 1941/1942 годах – 28 пар пассажирских поездов. Скорые поезда имели номера от 1-го до 50-го, с 51-го до 98-го – были пассажирские. Еще были пассажирские поезда 500-й нумерации (например 513/514 Харьков — Лозовая), которые курсировали по не очень протяженным маршрутам, а поэтому были укомплектованы только общими вагонами и останавливались на всех промежуточных станциях. Видимо, они-то и подвигли острословов на известное выражение «пятьсотвеселый поезд».

Скорые поезда через Харьков в тот год были исключительно транзитные. Их было только девять пар, и возили пассажиров из Москвы в Днепропетровск, Севастополь, Феодосию, Евпаторию, Сочи, Кисловодск, Тбилиси и из Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) в Севастополь, Сочи и Баку (через Минводы). Все остальные поезда дальнего сообщения были пассажирскими. Кстати, поезда Харьков — Москва в канун войны еще не было: ездить в Белокаменную харьковчанам приходилось исключительно проходящими поездами. Не было и прямых поездов в города, расположенных западнее Киева, включая территории, вошедшие в состав СССР и УССР в 1939-1940 годах: доехать туда можно было только с пересадкой в столице республики. В то же время харьковчане могли напрямую доехать до Одессы, Херсона, Ростова, Минска, Орши, а в Киев курсировали два ежедневных поезда: один — через Полтаву, другой — через Сумы. Кстати, ходил тогда и поезд Харьков — Купянск, маршрут которого пролегал не по кратчайшему пути через Чугуев, а через Белгород и Волчанск — ведь тогда это была Южная магистраль.

Дорога до Киева была дольше

Три четверти века назад все перевозки по Южной железной дороге выполнялись на паровозной тяге, поэтому скорость поездов была заметно ниже. Например, от Харькова до Москвы скорый поезд шел более 17 часов, а пассажирский — свыше 21. Дорога до Киева занимала чуть более 15 часов через Полтаву и 16,5  – через Сумы, а до Одессы же поезд и вовсе шел чуть больше суток.

Что касается пригородных поездов, то их маршруты тогда были не длиннее 100 км. Одним из самых интенсивных по пригородным перевозкам было Белгородское направление. Между Харьковом и Белгородом каждый день курсировали пять пар пригородных поездов, причем одна пара соединяла с Белгородом станцию Харьков-Балашовский. Так что танкостроители 75-го и 183-го заводов (ныне — завод имени Малышева), жившие в пригороде — в Дергачах (тогда – Деркачи), Слатино, Казачьей Лопани, могли доехать до родного предприятия и обратно домой, не пользуясь трамваями. А один из поездов Харьков - Белгород, сменив нумерацию, продолжал свой путь до Волчанска.

Пассажирам предоставляли бархатные сиденья

Представить, в каких вагонах ездили 75 лет назад в пригородных поездах, дает возможность ретро-вагон, реконструированный в текущем году «южанами». Его пассажирами уже успели стать ветераны-железнодорожники в день 70-летия Великой Победы. Кстати, «южане» планируют организовать в дальнейшем экскурсионные поездки на ретро-поезде и для всех желающих. Надписи на вагоне свидетельствуют, что построен он был в 1940 году на КВЗ, в нем 66 мест. Ступеньки для входа и выхода пассажиров — деревянные, закрепленные на железном основании. Впечатляет интерьер вагона: мягкие диваны с бархатной зеленой обшивкой сидений и спинок, внутренняя обшивка салона из дерева, как и двери между тамбурами и салоном, на деревянных окнах — бордовые шторы и прозрачные белые занавески. На спинках диванов закреплены латунные ручки, чтобы за них могли держаться стоящие пассажиры, а на потолке размещены 16 круглых светильников под электрические лампы накаливания и восемь вентиляционных люков с навинчивающимися устройствами открывания-закрывания.

Как повествуют авторы книги «Дорога длиной 135 лет» Виктор Остапчук, Анатолий Ересько и Василий Несвит, еще в 1934 году в ответ на призыв газеты «Правда» были организованы 28 «образцовых» составов пригородного движения, для переоборудования которых привлекались Харьковское вагонное депо, заводы ХПЗ (ныне — имени Малышева), ХТЗ, другие крупные предприятия Харькова: железнодорожный учебный комбинат изготовил столики, фабрика «Красный зеркальщик» – зеркала, фабрика имени Тинякова — занавески. В этих вагонах, по откликам современников, была «ослепительная чистота», поездное радио транслировало концерты  граммофонных пластинок, пассажирам предоставлялись газеты, журналы, шахматы, шашки.

Подобные составы курсировали в середине 1930-х не только на пригородных маршрутах, но и в поездах дальнего следования Харьков — Минск, Харьков — Ростов. «Московские и харьковские проводники обратились ко всем железнодорожникам с призывом включиться в это «движение», – писала газета «Правда» в № 93 8 апреля 1934 года. Так начиналась организация фирменных поездов, которых сегодня по стальным магистралям Украины курсируют уже десятки.

Автор: Олег Столбецов

URL оригинала: http://vecherniy.kharkov.ua/news/112912/
Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт
ЖД станции:   Харків-Слобідський, Лосеве-I

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.