Новости. Отечественный авиапром: еще есть время для полета
Газета "Время", 18.04.2016.
На днях представителей ведущих харьковских СМИ пригласили в пресс-тур, который прошел на производственной площадке компании «FED» (ПАО «ФЭД»). Мероприятие было приурочено ко Дню космонавтики и авиации, к чему харьковская наука и машиностроение имеет самое непосредственное отношение.
Как значилось в программке, цель пресс-тура — «информирование общественности о применении инновационных технологий в украинском авиастроении, научных открытиях и достижениях отечественной науки, современных изобретениях в аэрокосмической сфере, разработанных в научно-исследовательских институтах Украины и высших учебных заведений Харькова».
Но обо всем по порядку. Думаю, не все знают, что на территории всем известного завода «ФЭД» сегодня размещаются и работают три предприятия. Это собственно Государственное предприятие «Харьковский машиностроительный завод «ФЭД», ГП «Харьковское агрегатное конструкторское бюро» и ПАО «ФЭД». В прошлом году для повышения конкурентоспособности украинских предприятий авиационной промышленности на базе корпорации «FED» был сформирован инновационный региональный аэрокосмический кластер «Мехатроника», в который вошли все ведущие предприятия авиационной отрасли Украины. Это и ГП «Ивченко-Прогресс», ПАО «Мотор Сич», ГП «Антонов», ПАО «ХАРТРОН», ГНПП «Объединение Коммунар», НТ СКБ «ПОЛИСВИТ». Научный сегмент представлен НТУ «ХПИ», ХНУРЭ, НАУ им. Н. Е. Жуковского «ХАИ», ХНУ им. В. Н. Каразина, ХУВС им. И. Кожедуба.
Создание ИРАК «Мехатроника» — это необходимость, продиктованная временем, как уже неоднократно объяснял председатель его Совета Виктор Попов. Ведущие мировые державы, в которых развиты высокотехнологичные отрасли промышленности и науки, ищут новые пути быстрого создания новых продуктов, не только авиационного, комического назначения, но и общегражданского: новые модели автомобилей, новые образцы телевизоров, мобильных телефонов, бытовой техники. Кластеры, технополисы, технопарки, индустриальные парки создаются именно для того, чтобы получить синергетический эффект от сотрудничества промышленности и науки. Сегодня появление любого нового высокотехнологичного продукта, прежде всего в области авиации и космоса — это объемный интегральный процесс. Без применения достижений разноотраслевой науки, современных технологий процесс не пойдёт. Силами одной компании такой продукт создать невозможно. Чтобы обеспечить стабильное инновационное развитие, мир идет разными путями. Например, американский, европейский бизнес для создания новых продуктов и в конечном итоге — для завоевания монопольного положения на рынке той или иной продукции идет путем слияния, поглощения компаний. Японские компании и компании южно-азиатского региона исповедуют кластерный подход. Именно эта модель выбрана в Украине. Идея создания инновационного аэрокосмического кластера напрашивалась давно. Предприятия украинской авиационной промышленности имеют большой потенциал, но для того, чтобы выйти на международный уровень, необходимо создание конечного продукта. Например, если раньше самолет создавался из отдельных агрегатов и узлов, то сегодня при создании нового самолета на тендерах выбирают интегральных поставщиков, которые делают ту или иную систему целиком. Поэтому для повышения конкурентоспособности наших предприятий авиационной промышленности и была реализована идея кластера на базе корпорации «FED» со штаб-квартирой в Харькове.
Так что под нынешним брендом «ФЭД» («FED») сегодня известны не легендарные фотоаппараты, первые в стране портативные пленочные фотокамеры «ФЭД», выпуск которых освоили воспитанники тогдашней детской трудовой коммуны, а совсем иная продукция.
Так вот, работа в формате кластера, по словам Виктора Попова, сегодня единственная возможность продуктивно объединить усилия 100-процентных государственных предприятия, акционерных предприятий с долей государственных акций и полностью частных корпораций. «Но беда в том, — сокрушается он, — что сегодня в правительстве нет ни одной реальной экономической программы развития, нет массовых госзаказов на авиационную продукцию».
Если в условиях рынка частные предприятия как бы имеют маневр на выживание, то в госструктурах с этим сложно. Пример — харьковский авиазавод, расположенный через забор от «ФЭДа».
«Не жужжит», — то ли в шутку, то ли всерьез констатирует Виктор Попов. И приводит не менее печальный пример киевского ГП «Антонов». «Предприятие можно занести в Книгу рекордов Гиннесса, — рассказывает он. — Несколько десятков тысяч сотрудников приходят на работу, что-то делают, «жужжат», а на выходе — продукции нет. Но зарплату получают. Перпетуум мобиле (вечный двигатель) изобрели какой-то».
Однако визит руководителя харьковского предприятия к коллегам был связан не только с этой шуткой, а с презентацией программы на строительство 9-ти самолетов Ан-158 и Ан-178 для Азербайджана, Ирана и нужд ВС Украины. Будут заказы — будут самолеты, двигатели и комплектующие к ним. А значит, и реальная работа для харьковских предприятий.
А то, что трудиться и производить конкурентоспособную продукцию у нас умеют, журналистам показали в ходе экскурсии по цехам предприятия. За пять лет в пустующем цехе создано современное производство, способное конкурировать с аналогичными предприятиями за рубежом. Любому заказчику есть что показать: и товар лицом, и международный сертификат, дающий право на выпуск агрегатов и комплектующих для авиации. Сегодня без этого — никуда.
Средний возраст работающих на предприятии — 28 лет, средняя зарплата — более 9000 грн. (к слову — более чем скромная, если сравнивать с оплатой труда таких же специалистов в Европе или Америке).
Прорыв, позволивший достичь сегодняшних результатов, был достигнут благодаря действующему с 2010 г. по 1 января нынешнего года постановлению о льготах предприятиям авиапрома. В тот период можно было беспошлинно закупить станки и оборудование для технического перевооружения предприятий, работать без двойного налогообложения и т.д. В перечне было 32 предприятия авиационного профиля Украины, «ФЭД» успел закупить больше остальных, что, наверное, и сказывается на нынешнем положении дел. Так что государство должно снова повернуться лицом к авиапрому.
А в том, что авиационная промышленность в Украине есть, Виктор Попов уверен. Нет серийного производства, но для этого должны быть госзаказы, совместная работа государства и предприятий на внешний рынок. Да, не все иностранные партнеры с распростертыми объятиями ждут украинские самолеты, двигатели и агрегаты к ним. Самый яркий пример — транспортный Ан-70. Уникальная для своего времени машина прикована к земле. Ее продвижение в РФ остановлено, а западные партнеры откровенно не обращают на нее внимания, хотя ни Европа, ни США до сих пор не доделали свои аналогичные самолеты, постоянно дорабатывая их и отодвигая серийное производство.
Но не стоит отчаиваться, считает Виктор Попов. Сегодня авиастроение популярный и выгодный бизнес. Китай, Индия, страны арабского мира активно включаются в создание легких самолетов, вертолетов и беспилотников. Это те рынки, где Украина просто обязана участвовать.
Он напомнил о перспективном проекте транспортного Ан-132, который «Антонов» намеревается делать с Саудовской Аравией, а это тоже заказы для украинского авиапрома и «ФЭДа» в частности.
По его словам, ведутся разговоры о возобновлении производства в Иране самолета Ан-140, который первым запустил в серию наш ХГАПП. А это значит, что харьковский завод снова «зажужжит». И вообще, он проговорился о крамольной вещи: поиске инвестора для нашего авиазавода. Таковой может появиться в том же Китае, но, согласитесь, в нашем понимании — и на уровне государства, и на обывательском уровне — все еще сложно представить, что целый авиазавод может стать частным предприятием.
Это действительно непросто. Новый владелец контрольного пакета может «порекомендовать» перепрофилировать предприятие. Так было, например, в Венгрии. Где нынче знаменитые «Икарусы»? В Чехии — где «Татры»? В Польше уже тоже не делают свои вертолеты, самолеты. Создание СП и переход под юрисдикцию иностранной компании дело деликатное — инвестор может пожелать изготовлять только части, узлы, агрегаты, не делая конечную продукцию с высокой добавочной стоимостью.
«Такой подход Украине не нужен. Это не даёт развития реальному производству, творческой мысли, — поясняет Виктор Попов. — Для нас важно сохранение предприятий, которые работают по полному циклу. Разрабатывают, изготовляют, эксплуатируют и ремонтируют конкурентоспособную продукцию. Только такие предприятия востребованы на современном рынке».
И без внимания к отечественному авиапрому со стороны правительства, без принятия государственных программ поддержки, преференций, как это делается во всем мире, включая США, украинской авиационно-космической промышленности не выйти из крутого пике.
Виталий БУЛАТ
URL оригинала: http://timeua.info/post/kharkov/otechestvennyj-aviaprom-eshe-est-vremya-dlya-poleta--03558.html | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Авиатранспорт |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.