Новости. В Харькове обсудили градостроительные перспективы
Газета "Время", 27.07.2016.
В конце прошлой недели в Харьковском национальном университете строительства и архитектуры состоялся круглый стол «Разработка Стратегии развития Харькова до 2020 года: градостроительство, архитектура и энергоэффективность», участники которого обсудили реалии и перспективы краткосрочного и долгосрочного развития города.
Общий тон разговору задали ректор университета Юрий Шкодовский, не только как хозяин площадки, на которой прошла дискуссия, но и как бывший главный архитектор Харькова и области и, конечно же, нынешний главный архитектор города Сергей Чечельницкий.
В основе — генеральный план
В своем выступлении Сергей Чечельницкий напомнил собравшимся, что любой город, как правило, развивается на основе утвержденного генерального плана. В предыдущие годы такой документ составлялся на 20–25 лет, но по различным причинам выполнялся всего на 4–5 процентов. Например, в позапрошлом и прошлом веках на развитие города повлияло открытие Харьковского университета (наука, культура), затем — строительство железной дороги (промышленность, торговля). Потом Харьков был столицей молодой Украины, появились нынешняя площадь Свободы, здание Госпрома, памятник Шевченко, промышленные зоны.
После войны — восстановление заводов, через десять лет — массовое строительство панельного жилья, вместо «сталинок» появились «хрущевки» (Новые Дома, Павлово Поле).
После развала Союза — реорганизация экономики, переформатирование железной дороги и других транспортных путей, что отразилось и на пересмотре генерального плана.
Наконец в 2004 году стало ясно, что городу нет необходимости развиваться вширь (Салтовка, Северная Салтовка, Алексеевка, Рогань): население Харькова стало стремительно уменьшаться, поэтому нынешних границ городу вполне достаточно. Взоры архитекторов обратились внутрь города.
Наши реалии
Чтобы показать, что из этого уже наглядно, главный архитектор как бы прошелся по условной линии с севера на юг — от Пятихаток до проспекта Гагарина и аэропорта. Это храм Святой Царицы Тамары, строящаяся велодорожка, памятник велосипедисту.
Затем — парк Горького, площадь Свободы, где идет строительство на месте снесенного памятника Ленину, начавшаяся реконструкция Сада Шевченко и городского зоосада. Далее «площадь пяти фонтанов» перед ХНАТОБом и опять-таки храм Святых Жен-Мироносиц.
Чуть ниже — по-новому зонированная площадь Конституции, еще ниже — набирающий популярность как зона отдыха не только у молодежи парк Стрелка на слиянии двух харьковских рек, потом набережная и, реконструирующаяся Павловская площадь.
В завершение — обновленный к Евро-2012 проспект Гагарина, достойно встречающий гостей города по дороге из аэропорта, также переделанного к футбольному чемпионату Европы.
Такую же условную линию можно провести с востока на запад. И все это сделано за последнее время при единой команде городского руководства, отметил Чечельницкий, употребив даже такое слово, как «ренессанс».
Впрочем, то, что облик города меняется, становится краше, мы и так видим. Поэтому на обсуждении Стратегии развития Харькова хотелось услышать не о современных объектах, а о будущих.
Информация к размышлению
Разговор был достаточно конкретным. Во-первых, прозвучало предложение обсуждать всем миром, всей громадой перспективы возведения того или иного значимого объекта в городе.
Во-вторых, высказывались мысли не тратиться на красоту, а для начала отремонтировать или заменить отработавшие свое городские коммуникации, водопровод, канализацию и т.д., чтобы не повторилась Диканевка.
В-третьих, было предложено обратить дополнительное и более пристальное внимание на историко-архитектурные объекты Харькова. В частности, Екатерина Черкасова, завкафедрой Харьковского национального университета строительства и архитектуры предложила, для начала, провести паспортизацию таких объектов, чтобы потом определиться с их ценностью, возможностью быть вписанными в облик современного города, очередностью финансирования и т.д.
В-четвертых, высказывались о том, чтобы заняться экологией, в частности подумать, как очистить харьковские реки.
Свободу пешеходу
С интересом участники круглого стола восприняли предложение нашего коллеги, харьковского журналиста Виктора Козориза, открыть в центре города пешеходную зону. Разговор о создании подобных зон витает давно, предлагалось множество вариантов, в том числе сделать пешеходной даже улицу Сумскую на участке «от градусника» до «стекляшки». Звучит все это заманчиво, но куда девать не только частный, но и городской маршрутный транспорт, ответа нет. Когда-то казалось, что демонтаж трамвая с Пушкинской разгрузит Сумскую, но… количество автомобилей растет стремительнее.
Так вот, по мнению специалистов, в Харькове лучшим местом для создания пешеходной зоны является центральная часть города, которая охватывает площадь Конституции, улицу Квитки-Основьяненко, верхнюю часть улицы Университетской, Университетскую горку, Покровский сквер.
«Это историческая часть города, где когда-то находилась первая Харьковская крепость, с которой начинался Харьков. Сейчас здесь расположено большое количество архитектурно-исторических памятников и достопримечательностей, в т. ч. общегосударственного значения (Успенский собор, Свято-Покровский монастырь, комплекс университетских помещений). Эта территория должна получить специальный статус и использоваться как пешеходная туристическая зона, свободная от транспорта и городского шума», — предлагает
В. Козориз.
Нельзя не согласиться, что сегодня та же улица Квитки-Основьяненко является парковкой для десятков автомобилей. Куда их деть — вот вопрос. И если это будет абсолютно прекрасная пешеходная зона, то как вывозить мусор и подвозить товар в те же магазинчики и кафешки, по-своему украшающие улочку, определяющие ее нынешний колорит?
Так что, не все так просто и однозначно. Но очень хорошо, что такие предложения выносятся на обсуждение. Возможно, совместными усилиями архитекторов, руководителей города, городской громады удастся найти оптимальные решения, за которые не будет стыдно перед потомками, и наши дети и внуки не станут сносить бульдозерами то, что ляжет в основу Стратегии развития Харькова до 2020 года.
Виталий БУЛАТ.
URL оригинала: http://timeua.info/post/kharkov/v-har-kove-obsudili-gradostroitel-nye-perspektivy-04561.html | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Город и область |
Комментарии
Только что вернулся со Львова, и не понимаю, в чём состоит описанная выше проблема?
Только что вернулся со Львова, и не понимаю, в чём состоит описанная выше проблема?
Проблема надумана. Во всех городах Европы, где есть пешеходные зоны, в магазины товары завозятся очень рано утром, ну как минимум до 8 утра. Мусор то же самое.
...
Когда-то казалось, что демонтаж трамвая с Пушкинской разгрузит Сумскую, но… количество автомобилей растет стремительнее.
Якщо сам пан ректор Хар. нац. ун-ту БУДІВНИЦТВА І АРХІТЕКТУРИ та Головний архітектор міста не знають, що для розвантаження вулиць треба будувати нові трамвайні лінії у центрі міста, а не знищувати вже існуючі. то перспективи розвитку Харкова дуже сумні.
Цікаво, чому можуть навчити у виші, яким керує такий ... гм. некомпетентний професор?
Просмотреть соответствующую тему на форуме.
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.