Новости. Десятой годовщине закрытия Коминтерновского трамвайного депо посвящается

"Харьков транспортный", 23.03.2017.

Сегодня, 23 марта 2017 года, исполнилось ровно 10 лет с тех пор как вагоны Коминтерновского депо перестали выходить на маршруты города.

22 марта 2007 года был последним днем работы Коминтерновского трамвайного депо в качестве эксплуатационного подразделения. После его закрытия вагоны были распределены следующим образом: Tatra-T6B5 переданы в Салтовское депо, а Tatra-T3 разделены между двумя депо (большая часть передана Октябрьскому депо).

В последующие годы в цехах и на территории бывшего Коминтерновского депо находилось КП «Харьковский вагоноремонтный завод» (на данный момент – структурное подразделение КП «Салтовское трамвайное депо»). За исключением открытого парка, на месте которого построили гаражный кооператив, практически вся конфигурация путей на территории бывшего депо сохранилась и по сегодняшний день.

История Коминтерновского трамвайного депо очень интересна, ведь оно было первым ширококолейным депо города Харькова. В 20-е годы ХХ столетия Харьков быстро развивался, вместе с ним развивалось и трамвайное движение. Одновременно с решением о перешивке узкой колеи на широкую, было принято решение о постройке нового трамвайного депо – первого депо широкой колеи. Из площадок под строительство рассматривались территории ближе к георгафическому центру Харькова. Как раз во второй половине 1920-х годов от окраины рабочего поселка паровозостроительного завода по улице Плехановской (тогда – Петинской) до линии Балашовской железной дороги, велась раздача земельных участков под малоэтажную застройку приусадебных участков. Именно здесь, вдоль Петинской улицы, и решено было построить новое Петинское трамвайное депо.

В 1934 году депо переименовывается в Червонозаводское, по названию района, в котором оно расположено. После войны, видимо в связи с перераспределением районов, депо получает нынешнее название - Коминтерновское.

С момента основания и до начала Великой Отечественной Войны в депо поступали вагоны типов "Х" и "М", затем, в конце 40-х, поступили 50 двухвагонных поездов из вагонов КТМ-1 и КТП-1. В 1966 году в Коминтерновской депо из Киева передают первый вагон модели Tatra-T3 (#1701, Киевский номер - #5093), а с 1967 года в депо начинают поступать крупные партии этих вагонов. В 1968-1969 гг. в депо также поступила партия из 40 сочеленных вагонов Tatra-K2. Следует отметить, что чешские вагоны Tatra, самый современный подвижной состав в Харькове на тот момент, поступали до 1972 года исключительно в Коминтерновское депо.

Вагоны Tatra-T3 поступают в депо вплоть до 1987 года, а в 1988 году в депо приходят новые вагоны Tatra-T6B5. Одна из основных особенностей этих вагонов - тирристорно-импульсная система управления (ТИСУ). Поначалу ТИСУ доставляла немало хлопот работникам депо, но со временем персонал разобрался с устройством новых вагонов, и с тех пор о T6B5 можно услышать только хорошие отзывы.

Надо отметить, что у Коминтерновского депо есть несколько интересных особенностей. Рядом с депо долгие годы находилось управление ХКП «Горэлектротранс», сейчас – управление «ГЭТсервис», учебный комбинат, и музей трудовой славы ХКП "Горэлектротранс", до 2002 года - ОАО "Харьковский Завод Электротранспорта", административный и производственный корпуса службы пути. Также к особенностям депо можно отнести то, что в отличие от всех остальных депо Харькова, его открытый парк и ремонтные канавы были тупиковыми. Вероятно в связи с этим и появилась еще одна достопримечательность депо - съезды между канавами.

Благодаря тому, что спустя десять лет после закрытия депо, путевое развитие сохранилось в полном объеме, в настоящие момент это позволяет использовать территорию для нужд обеих депо – Салтовского и Октябрьского. В данный момент, в связи с ремонтом трамвайных путей на улице Москалевской въезд и выезд трамваев из Октябрьского депо в дневное время невозможен, поэтому весь резерв ПС депо, а также вагоны прерывных смен, которые днем отстаиваются в депо, находятся здесь, на территории бывшего Коминтерновского депо. А в цеху выполняется мелкий заявочный ремонт подвижного состава.

Предлагаем Вашему вниманию фотографии, сделанные более десяти лет назад в Коминтерновском трамвайном депо, и вчера, 22 марта 2017 года, в годовщину закрытия КТД.

Разделы по теме:
Рубрики:   Блог
Перевозчики:   Коминтерновское трамвайное депо

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.