Новости. История Бушерского контракта вряд ли повторится

Газета "Время", 14.05.2005.

На этой неделе глава облгосадминистрации Арсен Аваков встретился с исполнительным директором иранской самолетостроительной компании HESA Аббасом Фаллахом.

На переговорах обсуждались вопросы сотрудничества Харьковского авиационно-промышленного предприятия и HESA в рамках договора об общем производстве самолета Ан-140, а также некоторые проблемы деловых отношений. В частности, г-н Фаллах сообщил, что $56 миллионов, выделенных правительством Ирана на покупку нескольких «самолетокомплектов», сегодня трудно перевести в Украину.

Если учесть нынешние размеры долгов ХГАПП, трудно переоценить намерение иранцев провести такую покупку. Но сложности с перечислением денег — далеко не единственное препятствие для развития украинско-иранских отношений. Шесть стран мира — Иран, Куба, КНДР, Ливия, Сирия и Судан — внесены Соединенными Штатами в список стран-спонсоров международного терроризма. На этом фоне сотрудничество Украины и Ирана выглядит не очень перспективным. Впрочем, Иран собирается укреплять экономическую дружбу с нашей страной в области ТЭК, в судостроении и авиации, а также в космической отрасли. И вряд ли повторится печально известная история со срывом в угоду США украинско-иранского Бушерского контракта. Хотя, разумеется, наша страна не может вести в Иране собственную геополитическую игру, оказывая тем самым давление на западные страны. Но ведь есть пример Франции, которая, не нарушая запретов, установленных мировым сообществом, извлекает из отношений с Ираном определенную экономическую пользу.

В то же время нет сомнений в том, что в ближайшее время Россия начнет сокращать количество финансируемых за счет бюджетных денег совместных украинско-российских проектов. Россияне считают, что их сотрудничество в части самолетостроения с Китаем, Японией или Индией будет более плодотворным, чем с Украиной. Ведь уже созданные в кооперации с Украиной Ан-148 и Ан-140 имеют достаточно ограниченные рынки сбыта. Россияне собираются создать самолет, который мог бы «уйти» на мировой рынок. И могут выбирать из, как минимум, пяти проектов региональных самолетов – Ан-148, Ту-324, Ту-334, RRJ и Ил-112. В то же время, получив заказ хотя бы на 24 самолета Ан-148, можно было бы спасти Воронежский авиастроительный завод. Однако ходят упорные слухи о том, что именно этот проект первым «пойдет под нож». Впрочем, проект Ан-148 до сих пор достаточно успешно существовал и без участия государства.

Аркадий ГЕНКИН.

Разделы по теме:
Рубрики:   Авиатранспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.