Новости. Легенды Харькова. Мистер Х
Інформаційне агентство "Status Quo", 04.07.2017.
3 июля исполнилось 111 лет харьковскому электрическому трамваю. Дата не круглая, но по-своему уникальная.
За сотню с небольшим лет по харьковским улицам, радуя горожан мирным грохотом, прокатились вагоны полутора десятков различных модификаций – от деревянных до оснащенных электронными табло. А безоговорочным лидером в борьбе за право называться самым знаменитым трамваем города является вагон марки "Х" – "Харьковский".
За 40 лет работы на улицах Первой столицы машина стала не просто средством передвижения, а почти культовым явлением. А выход трамвая "Х", что называется, на заслуженный отдых в 1969 году стал событием общегородского масштаба.
Спустя еще почти четыре десятка лет трамвай "Х" не только вернулся на улицы города, но и стал кинозвездой.
Впрочем, обо всем по порядку.
Первый украинский трамвай
20-е годы. Как говаривал персонаж Ильфа и Петрова, угар НЭПа. Населения городов растет, города задыхаются от нехватки общественного транспорта.
Производство трамваев было свернуто в Российской империи накануне Первой мировой. Далее последовали революция, гражданская война, послевоенная разруха.
Но в 1925 году в Ленинграде состоялся 2-й Всесоюзный трамвайный съезд (бывали в ту пору и такие мероприятия), на котором постановили: советскому трамваю быть! Причем, в виде поезда из двух вагонов – моторного и прицепного.
С задачей создания моторного вагона блестяще справились харьковские инженеры. Запущенный в 1927 году в массовое производство трамвай "Х" в течение трех последующих десятилетий был самой распространенной моделью на территории всего бывшего Союза.
Прицепной вагон получил столь же короткое название "М". По одной из версий потому, что главным заказчиком таких вагонов была Москва.
Любопытно, что первые моторные вагоны были с двумя кабинами для вагоновожатого и входными дверями с двух бортов. В те далекие времена не все конечные станции имели разворотные кольца, а представляли собой тупики. В таких случаях вожатый пересаживался в кабину на противоположном конце вагона, и таким образом корма превращалась в нос "рельсового корабля".
Посадочные места были оборудованы в виде лавок вдоль бортов, на которых могли разместиться 24 пассажира. Кузова первых партий вагонов изготавливались из дерева и обшивались металлическими листами с помощью заклепок.
Своего крупного трамвайного производства в Харькове не было, поэтому разработку харьковских инженеров в жизнь воплощали на заводах в Мытищах, Усть-Катавске (Усть-Катаве — прим. ХТ), Киеве, Николаеве.
Товарищ "Барин"
В 1933 году харьковчане попробовали модернизировать свой трамвай. На вагоноремонтном заводе создали образцово-показательный поезд повышенного уровня комфортности. В салонах установили мягкие диваны, зеркала и часы. В окна вставили зеркальные стекла.
Первыми пассажирами трамвая, получившего неформальное название "Барин", стали партийные бонзы, и глава Харьковского обкома компартии Петр Постышев рекомендовал пустить вагон по 11-му маршруту от Южного вокзала до Городского парка.
Поскольку и в ту пору "випы" практически не пользовались городским транспортом, улучшенный трамвай предназначался по большей части для трудящихся масс. Но в стране победившего пролетариата даже такой "Барин" не прижился.
В дальнейшем опыты по созданию трамваем люкс-класса не повторялись ни в советские, ни в постсоветские времена.
Последний парад
В начале 60-х в Харьков стали поступать большие партии более современных вагонов Рижского и Усть-Катавского заводов. Начались массовые списания вагонов серии "Х" и "М".
25 февраля 1969-го борт № 315 вышел в город с надписью "Последний рейс старого трамвая в Харькове". Он совершил круг почета по 10-му кольцевому маршруту: Госпром - Клочковская - улица Октябрьской Революции - Заиковская - площадь Восстания - Пушкинская - Госпром.
Но до 80-х вагоны "Х" продолжали использоваться в качестве грузовых и служебных.
Первый блин комом
В 1991 году харьковские трамвайщики начали задумываться над восстановлением легендарного трамвая. Из Коминтерновского депо ржавеющий на запасном пути вагон был отправлен на вагоноремонтный завод. На горизонте как раз маячила круглая дата 90-летие харьковского трамвая в 1996-м. Но "лихие 90-е" оказались не самым удачным временем для реализации эстетских проектов.
Почему “Аннушка”?
Вагон "Х" был восстановлен только в 2005-м (в 2006-м — прим. ХТ) к 100-летнему трамвайному юбилею.
Ставший экскурсионным трамвай получил неофициальное название "Аннушка". В некоторых городах бывшего Союза – Харькове, Москве, Ленинграде - существовали кольцевые маршруты, которые не имели номера, а обозначались буквой "А".
В Харькове маршрут "А" проходил от Госпрома по Клочковской, площади Розы Люксембург (ныне Павловская), Пушкинской и до Госпрома. Трамваи работавшие на таком маршруте в народе назывались "Аннушками".
На восстановленном харьковском трамвае также указан маршрут "А". Так что с выбором собственного имени проблем не возникло.
Звезда экрана
С ростом популярности сериалов, в которых действие помещено в 20-60-е годы спрос на ретротехнику в кинематографической среде резко активизировался. Харьковской "Аннушке" после реконструкции тут же поступило предложение сняться в сериале "Ликвидация".
И, конечно же, мало чего стоят приключения, если в них нет места для забавных случаев. Во время путешествия "Аннушки" в Одессу, где производились съемки, произошла анекдотическая история, едва не стоившая сотрудникам автоинспекции психического здоровья.
Было принято решение везти "Аннушку" не по железной дороге, а на трейлере – так выходило и быстрее, и вагон под присмотром. И вот расположившийся на краю поля подсолнечника милицейский наряд увидел, что на противоположном конце поля по автотрассе движется трамвай и при этом еще обгоняет впереди идущую фуру. Мистика? Перегрев на солнце? Трамвай-призрак? Любознательность взяла верх. Догнав трамвай, стражи порядка убедились, что в этот раз аномальщина обошла их стороной. Просто из-за высокого подсолнечника они не рассмотрели трейлер.
На съемочной площадке машина произвела настоящий фурор. Ни один имевшийся в Украине ретро-трамвай не был воссоздан с такой исторической точностью. Совсем неудивительно, что на одной картине кинокарьера харьковской "Аннушки" не завершилась. Вагон принимал участие в съемках фильмов "Дау" и "Солнечный удар".
URL оригинала: http://www.sq.com.ua/rus/news/teksty/04.07.2017/legendy_harkova_mister_h/ | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Трамвай |
Единицы ПС: | Вагон типа "Х" #100 |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.