Новости. Пятый «поворот» 15-го трамвая

Газета "Вечірній Харків", 26.05.2005.

Всего год не «дотянула» до полувекового юбилея трамвайная линия на Журавлевке, соединяющая Московский проспект со станцией метро «Киевская»: как уже сообщала «Вечерка», в связи с реконструкцией улицы Шевченко с 12 мая проводится ее демонтаж.

Трамвайный маршрут № 15 начал работать в 1956 году — именно тогда и пришел на Журавлевку этот удобный вид общественного городского транспорта. Кстати, в том же году был открыт и участок трамвайной линии от поселка Артема до поселка Герцена, и пятый маршрут был продлен до проспекта Гагарина, куда курсирует и сегодня. Вообще в послевоенные годы сеть трамвайных и троллейбусных линий и маршрутов в Харькове развивалась очень интенсивно. Восстанавливались разрушенные во время войны участки (в частности, на Холодной горе и Плехановской улице по Балашовскому путепроводу), строились новые. 15-й маршрут первоначально курсировал от Павловки (разворотное кольцо находилось на перекрестке улиц Клочковской, Павловской и появившейся позже Космической около Павловского рынка) до Гидропарка. Уже в начале 80-х, когда Клочковская улица подверглась реконструкции, с упомянутого перекрестка убрали и базар, и трамвайный круг, перенеся последний на две остановки севернее — на перекресток Клочковской и Новгородской. И трамвай стал ходить на Журавлевку уже оттуда. В середине 90-х годов убрали трамвайные пути с улицы Клочковской на участке от Бурсацкого спуска до Рогатинского проезда и 15-й пустили мимо Центрального рынка (а при следовании на Журавлевку — и через Новый мост, по улице Котлова). А уже в начале нынешнего столетия этот маршрут был продлен еще раз — на Алексеевский жилмассив, до проспекта Победы. Стоит также сказать и о том, что в августе 1982 года разворотный круг около Журавлевского гидропарка перестал быть конечной точкой трамвайной линии на этом направлении: его соединили с улицей Героев труда, и по новому участку пустили трамваи 26-го маршрута (Горпарк — Плиточный завод), а позднее — и 16-го (Ул. Льва Толстого — Гидропарк).

Но 15-й продолжал до нынешнего мая оставаться единственным в Харькове маршрутом, часть которого проходила по однопутному участку. Сначала этот однопутный отрезок располагался от Московского проспекта до Гидропарка. Но в начале 80-х годов, когда шло строительство Салтовской линии метро, а также готовилось упомянутое выше изменение 26-го маршрута, улица Шевченко подверглась реконструкции, и на отрезке от Гидропарка до фабрики «Красная нить» был проложен второй путь. И хотя однопутный участок оставался совсем коротким, неудобства как пассажирам, так и самим транспортникам, он, конечно, создавал. Ведь если на нем уже находился вагон, то встречному трамваю приходилось по 5–10 минут ожидать его на остановке «Харьковский мост» или «Фабрика «Красная нить» (позже — «Концерн «Эпос»). Посему и старались пассажиры по возможности выбирать иной способ добраться в эти места, тем более когда туда пустили «маршрутки». 15-й же ходил полупустым — с 30-минутным интервалом в часы «пик» и с часовым — днем.

И вот теперь «однопутки» в Харькове больше не будет. 15-й трамвай уже в пятый раз в своей почти полувековой истории изменил маршрут. Теперь он перевозит пассажиров с Алексеевки до Горпарка, следуя по проспекту Победы, улице Клочковской, через Центральный рынок, площади Розы Люксембург и Конституции, по улицам Пушкинской, Веснина, Мироносицкой. Интервал движения в будние дни составляет 20 минут, по выходным — 25. И, вероятно, многие из харьковчан, которые ездили 15-м с Алексеевки на Журавлевку, теперь едут им же, но уже на Пушкинскую, а затем спускаются вниз на улицу Шевченко пешком. Кстати, одноколейная трамвайная сеть сегодня еще существует в ряде городов нашей страны: в узкоколейном варианте — в Евпатории (большая часть) и Львове (небольшой отрезок в самом центре города), на широкой колее — в Дружковке и Конотопе. Невысокая скорость движения и длительные простои в ожидании встречных вагонов порой изрядно нервируют пассажиров, но на перестройку в местных бюджетах нет средств, да и ширина улиц этого, как правило, не позволяет.

Что же касается реконструкции улицы Шевченко, то для ее расширения до 17 метров городским коммунальщикам предстоит убрать не только трамвайные пути, но и старые больные деревья, а также снести ряд ветхих зданий и подсобных строений. Вопрос недавно рассматривался на очередном заседании горисполкома, и, как сообщил там начальник управления по строительству, ремонту и реконструкции города Егорий Зайцев, на первом этапе работ будут вырублены 77 деревьев. Пока работы ведутся исключительно за счет собственных средств коммунальных предприятий города, но в дальнейшем финансирование будет осуществляться за счет кредитных ресурсов. Для этого уже в ближайшее время будет проведен тендер. До конца года на первый этап реконструкции (он охватывает отрезок от Московского проспекта до Белгородского спуска) должно поступить 25 миллионов «кредитных» гривен. На втором этапе, который начнется в 2006 году, будет реконструироваться участок от Белгородского спуска до улицы Матюшенко. При этом одну из главных целей этих больших работ, помимо возрождения одной из старейших улиц, городские власти видят в том, чтобы в случае необходимости на улицу Шевченко можно было отвести транспортный поток с Пушкинской и Сумской. А такая необходимость вполне может возникнуть в случае проведения в будущем реконструкции этих важных магистралей.

Олег СТОЛБЕЦОВ

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай
Городские маршруты:   Тм15
Конечные городских маршрутов:   Журавлівський гідропарк, Центральний парк
Улицы и площади:   Харківська набережна, вулиця Шевченка

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.