Новости. Перевозить льготников — не право, а обязанность автовладельцев

Газета "Время", 15.09.2003.

В соответствии со ст. 36 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 5 апреля 2001 года, льготные перевозки лиц, имеющих на это право, осуществляются пассажирскими перевозчиками всех форм собственности и подчинения. Перевозчику запрещается отказываться от льготной перевозки, кроме случаев, предусмотренных законом. Безосновательный отказ перевозить льготников влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.

На сегодня льготы на проезд автотранспортом предусмотрены в 18 законах Украины и 4 постановлениях Кабинета министров. Однако только в шести законах и двух постановлениях речь идет о возмещении расходов, связанных с перевозкой льготников. Если в 1992 году право на бесплатный проезд имели 7,3 млн. человек, то сейчас их больше 18 млн. Суммарные потери только на автомобильном транспорте — около 400 млн. грн. в год.

В то же время многие автоперевозчики, как правило негосударственные, часто не выполняют требования законодательства и отказываются бесплатно перевозить тех, кто имеет на это право. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения моих избирателей — жителей Киевского и Дзержинского районов Харькова. Они жалуются на то, что такие перевозчики на свое усмотрение устанавливают «льготный контингент» или вообще не пускают в салоны автомобилей его представителей — дескать, нет надлежащего финансирования, а маршрут-то частный.

Учитывая сложность и многогранность проблемы, хотелось бы всесторонне и комплексно проанализировать создавшуюся ситуацию. В первую очередь, надо подчеркнуть, что маршрутная сеть Харькова изначально создавалась так, чтобы на большинстве направлений услуги по перевозке мог предоставлять электротранспорт (метро, трамвай, троллейбус). По закону он дотируется из бюджета. В пределах выделенных средств на 2003 год на направлениях, где нет электротранспорта, была организована работа 18 автобусных маршрутов. Здесь перевозчики работают в так называемом «обычном режиме» и обязаны перевозить все льготные категории граждан. Вместе с тем, согласно законодательству, перевозчики обязаны самостоятельно заботиться о выживании своего предприятия и покрывать расходы за счет прибыли и компенсаций, которые они должны получать из бюджета. На 2003 год харьковским предприятиям пассажирского автотранспорта предусмотрено отчисление 1,04 млн. грн. из государственной казны и финансовая поддержка из горбюджета — 1 млн. грн. В целом по Украине в прошлом году автопредприятия из местных бюджетов получили 59,9 млн. грн., что составляет около 60 проц. от запланированного.

В настоящее время городские власти Харькова решают вопрос применения так называемых «пакетных» подходов к автоперевозкам. Это когда группу маршрутов одного направления обслуживает один перевозчик. При этом на одном или нескольких маршрутах перевозятся все льготные категории граждан, однако без компенсаций из казны. Это, по мнению властей, даст возможность как заинтересовать перевозчика в объемах оказываемых услуг, так и уменьшить бюджетные расходы на перевозку льготников.

Согласно ответу, полученному мною от заместителя харьковского городского головы, начальника главного управления жилищно-коммунального хозяйства Е. А. Гриневича, транспортной схемой предусмотрена работа автобусов следующих маршрутов в «обычном режиме»:

№8 «Ст. метро «Героев Труда» — ул. Ак. Павлова — ул. К. Корка — окружная дорога — 17-е кладбище»;

№20 «Лесопарк — Белгородское шоссе — ул. Ак. Проскуры — ул. Чкалова — ул. Чебышева — ул. Жилярди — ул. К. Ковпака — ул. Парижской коммуны (Б. Даниловка)»;

№ 48 «Ст. метро «Героев Труда» — ул. Ак. Павлова — ул. К. Корка — ул. Дружбы народов»;

№36 «Лесопарк — Белгородское шоссе — Пятихатки».

Кроме этого, по мере увеличения бюджетных ассигнований предполагается увеличить количество автобусных маршрутов и подвижного состава на них, работающих в обычном режиме и перевозящих все льготные категории граждан.

В 2003 году акционерному обществу «АТП-16327», обслуживающему маршруты №8, №20, №28, №48, выделены деньги из государственного и городского бюджетов.

Маршрут №36 работает в «пакетном» режиме и обслуживается ООО «Немо». С целью усиления контроля за качеством предоставляемых услуг в этом году указанное управление перезаключило и заключило новые договора на перевозку пассажиров. Кроме того, ежегодно в пределах выделенного финансирования на автобусные маршруты, работающие в «обычном режиме», и предоставляемыми автоперевозчиками расчетами, городские власти с ними заключают договор на выделение средств. Анализ этих договоров показывает, что перевозчики обязаны перевозить льготников. В случае же невыполнения этого требования, управление в одностороннем порядке может расторгнуть договор, предварительно уведомив об этом перевозчика.

Учитывая то, что жалоб становится все больше, подчеркну: государственный контроль за выполнением лицензионных условий департаментом автотранспорта Украины делегирован областному автотранспортному управлению, финансовое состояние контролирует налоговая администрация, элементы подвижного состава, влияющие на безопасность дорожного движения, контролируются органами ГАИ. В то же время хотелось бы остановиться и на проблемах предприятий-перевозчиков.

В Харькове для предоставления этой услуги населению эксплуатируются автобусы более чем 10 марок различных классов и 25 их модификаций. При этом ежегодно сокращается число автобусов большой вместимости, взамен приобретаются небольшие, а следовательно, снижаются так называемые «провозные возможности» автотранспортных предприятий. Анализ местных бюджетов показывает, что в последнее время финансирование расходов на пассажирские перевозки в Украине происходит крайне неравномерно, большинство средств если и выделялось, то в 4-м квартале. На сегодняшний день органы местного самоуправления фактически лишены полномочий по использованию свободных остатков бюджетных средств, а дополнительно полученные в процессе выполнения текущего бюджета доходы могут использоваться лишь при условии перевыполнения плана по итогам 9-ти месяцев более чем на 15 проц. Существование этого положения в Бюджетном кодексе Украины является существенным препятствием решению насущных проблем регионов. Чтобы устранить этот недостаток, я подал на рассмотрение Верховной Рады проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Украины», в котором было также предложено внести соответствующие изменения в ст. 78 Бюджетного кодекса Украины. К сожалению, состояние большинства производственных баз, которыми располагают пассажироперевозчики, и обеспеченность их гаражным и технологическим оборудованием находится на низком уровне. Для поддержания ее в работоспособном состоянии требуются значительные материальные затраты. Анализ показывает, что фактическое ежегодное обновление гаражно-технологического оборудования происходило в пределах 9 — 10% от потребности, и если в дальнейшем закупки необходимого оборудования будут снижаться, то в ближайшие годы потенциал предприятий по проведению технического обслуживания и ремонту автобусов снизится до недопустимого уровня. Старение подвижного состава приводит к увеличению объемов работ технического обслуживания и текущего ремонта. В то же время проведение дополнительных объемов работ по восстановлению автобусов собственными силами, а также неукомплектованность рабочими кадрами снижает надежность работы автобусов. В результате 15, а иногда и 25 процентов автобусов ежедневно сходит с линии из-за технических неисправностей.

Многие автоперевозчики в последнее время столкнулись с напряженным положением с кадрами основных рабочих профессий — водителями и ремонтными рабочими. Проведенный анализ причин увольнения работающих показывает, что около 60 процентов из них увольняется из-за низкой заработной платы, 15 процентов — из-за изношенного подвижного состава. Доля заработной платы в валовом внутреннем продукте снизилась за годы реформ с 2 — 2,5 раза.

Большинство уволившихся водителей и наиболее квалифицированных рабочих, автослесарей высоких разрядов, автоэлектриков, карбюраторщиков, газоэлектросварщиков и других переходит работать в другие промышленные организации, где зарплата в 2 — 3 раза выше, чем в городском транспорте.

Учитывая вышеуказанное, решение проблемы стабильной и качественной работы городского автотранспорта по перевозке пассажиров, по моему глубокому убеждению, возможно при наличии системного подхода. Для этого необходимо разработать и принять целевую комплексную программу «Транспортное обслуживание населения г. Харькова», которая дала бы возможность обеспечить бесперебойное транспортное обслуживание населения нашего города, а также повысить качество услуг по перевозке пассажиров. Указанная программа могла бы состоять из следующих разделов:

1. Анализ состояния организации и проблем пассажирских перевозок в г. Харькове. 2. Обоснование необходимости решения проблем пассажирских перевозок программными методами. 3. Ресурсное обеспечение программы. 4. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации программы. 5. Система программных мероприятий. 6. Срок реализации программы, управление, формы и порядок осуществления контроля за ее реализацией.

Станислав Косинов, народный депутат Украины.

Разделы по теме:
Рубрики:   Автобус
Городские маршруты:   Аб8, Аб20, Аб28, Аб36, Аб48
Перевозчики:   ООО "Нэмо, ЛТД"

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.