Новости. Автобусные перевозчики прекратили обслуживать треть маршрутов Харькова
Харків Times, 06.04.2021.
Автобусные перевозчики сегодня не обслуживают 53 автобусных маршрута из 153, предусмотренных транспортной схемой Харькова.
Об этом сообщил на заседании постоянной комиссии Харьковского горсовета по вопросам транспорта и связи директор Департамента инфраструктуры Сергей Дульфан, передает корреспондент Харків Times.
«Учитывая карантинные мероприятия, сокращение водительского состава в связи с оттоком водителей как с выездом за рубеж, так и переквалификацией, увеличением финансовой нагрузки в связи с постоянным ростом заработной платы, топлива и затрат на эксплуатацию в период 2020 года и трех месяцев текущего года сложилось существенное сокращение маршрутов, которые обслуживаются», — сказал Дульфан.
По его словам, вместо 830 автобусов, которые должны работать на городских маршрутах, на улицы выходят 539 машин.
На городских маршрутах работают 13 компаний-перевозчиков, все договора с ними в прошлом году были перезаключены еще на 5 лет.
В условиях карантина вдвое сократились объемы перевозок — а с ними и доходы предприятий. За 2020 год автотранспортные предприятия перевезли на городских маршрутах 28,7 млн пассажиров, из них 18,5 млн — платных. В то же время, за 2019 год было перевезено 50,8 млн. пассажиров, из них 31,4 млн платных. «Согласно анализу, в дальнейшем объем перевозок всеми видами транспорта будет также сокращаться, а доходы перевозчиков будут уменьшаться», — сказал Дульфан.
«На сегодняшний день уже нечем платить заработную плату, у предприятия есть долг под 800 тыс. гривен, который уже нечем перекрывать. Если топливо прыгнет еще на гривну - просто не смогу выехать. Капиталку делать уже нечем, купить новые автобусы — это вообще не реально на те деньги, которые мы зарабатываем», — сказал депутатам директор ООО «Экспресс» Александр Степко.
По словам директора ООО «Трансмейл-2012» Александра Шептуры, до локдауна предприятие работало прибыльно, доходов хватало и на покупку трех новых автобусов в месяц. Проблемы у предприятия начались после введения карантина — резко упала загрузка автобусов, а утвержденный в октябре 2018 года тариф рассчитывался исходя из полной вместимости. Кроме того, в тарифе заложена минимальная зарплата 3,2 тыс. грн, а с тех пор она возросла уже на 2,8 тыс. грн. — это 14 тыс. гривен налогов на одного работающего. На предприятии работает 180 человек — только дополнительные налоги на заработною плату составляют 2,5 млн. гривен в год.
«У нас таких резервов нет. Прибыль, которую мы имели для покупки подвижного состава — даже расходной части сейчас не хватает, не то что прибыли для закупки запасных частей… Доходов сегодня хватает на заработную плату, налоги и топливо-смазочные материалы. По статье автомобильные шины, аккумуляторы, запасные части — мы это перекрыть не можем. Мы сегодня съедаем те резервы, которые были — мы их уже за год съели», — сказал Шептура. Если раньше его компания эксплуатировала 120 автобусов — то теперь на маршруты выходит только 41.
Серьезной проблемой он считает и дефицит на рынке труда водителей: многие уезжают работать за рубеж. «Если ИТРовцев я где-то в состоянии найти, каких-то выпускников институтов — водителя найти невозможно», — сказал Шептура.
Еще одной причиной острой ситуации в отрасли перевозчики называют резкое увеличение среди пассажиров части льготного контингента. По словам Шептуры, если раньше на его маршрутах льготники составляли 14-15%, то сегодня — до 40%. По мнению перевозчиков, частично это объясняется уменьшением количества работающих людей, которым надо каждый день добираться на работу и с работы домой: какая-то часть работников перешла на дистанционную работу, кто-то уехал. «Карантинное» требование под угрозой штрафа ограничивать количество пассажиров сидячими местами уже само по себе уменьшает заполняемость салона наполовину.
Дополнительной проблемой для автобусных перевозчиков стало введение e-тикетов в городском электротранспорте. Льготники имеют право на бесплатные 50 поездок в месяц, и многие при возможности предпочитают сэкономить льготную поездку, воспользовавшись бесплатно автобусом. Кроме того, льготные электронные билеты выдаются только жителям территориальной громады Харькова — таким образом, жители пригорода, желающие воспользоваться правом на льготный проезд, теперь стараются пользоваться автобусами.
Серьезной проблемой для перевозчиков стало появление большого количества поддельных документов на льготный проезд. По словам представителей компаний, часть из них очень трудно отличить от подлинных, а водитель не имеет ни возможности, ни времени это сделать. Изъятие некоторого количества поддельных документов ситуацию радикально не меняет. Представители перевозчиков предложили обязать льготников предъявлять при посадке в автобус, кроме соответствующего удостоверения, еще и е-тикет — это бы позволило хоть в какой-то мере уменьшить количество пассажиров, ездящих по фальшивым документам. Однако, по словам Дульфана, такое требование не предусмотрено соответствующим законом.
Перевозчики утверждают, что просили городские власти выдать валидаторы и на автобусы — «хотя бы льготников считать». По словам Дульфана, валидаторы в транспортные средства устанавливает компания-инвестор, которая хочет потом получать свой доход в виде отчислений от оплаты проезда. «Перевозчикам предлагали это сделать еще больше года назад. Просто молча все проигнорировали сделанное предложение. Я напоминаю, что разговор с инвестором шел в разрезе, что все платные тоже идут через валидатор. И все — перевозчики затихли… Либо весь финансовый поток через валидатор — либо за свои средства», — сказал Дульфан. По словам перевозчиков, сегодня у них нет денег на приобретение валидаторов, каждый из которых стоит от 400 до 600 долларов, а потом еще необходимо пройти сертификацию по внесению изменений в конструктив транспортных средств.
Дульфан пояснил, что без валидаторов невозможно учесть количество льготников, чтобы потом получить компенсацию у государства. «Всегда существовало два метода учета поездок льготных категорий: персонифицированный и расчетный. Для того, чтобы можно было воспользоваться расчетным методом, раньше предоставлялся коэффициент соотношения платных к льготникам, который выдавала статистика. Последние 6 или 7 лет статистика данного коэффициента не дает. На сегодняшний день остался только персонифицированный учет», — сказал он.
«Мы зашли в тупик. Эту проблему мы, перевозчики, решить сами не можем», — сказал один из присутствующих на комиссии предпринимателей.
Выслушав представителей перевозчиков, члены комиссии единогласно проголосовали за продолжение заседания в закрытом режиме — журналистам предложили удалиться. Причина озвучена не была — вероятно, то, какие решения примут депутаты по вопросу о ситуации с автобусными перевозками в городе, относится к сведениям, секретность которых охраняется законом. А иначе — почему бы еще?
Как сообщал Харків Times, заместитель Харьковского городского головы по вопросам инфраструктуры города Евгений Водовозов заявил, что в Харькове появятся муниципальные автобусы.
URL оригинала: https://times.kharkiv.ua/2021/04/06/avtobusnye-perevozchiki-prekratili-obsluzhivat-tret-marshrutov-harkova/ | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Автобус |
Перевозчики: | ТОВ "Експрес", ТОВ "Трансмейл-2012" |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.