Новости. Вагоны государственного значения

Газета "Вечірній Харків", 11.10.2005.

Новая работа «Разработка, создание, освоение производства и внедрение семейства моделей отечественных современных пассажирских вагонов для скоростных перевозок» допущена Комитетом Государственных премий Украины к участию в конкурсе на соискание Государственной премии Украины в области науки и техники 2005 года. Недавно на заседании ученого совета Национального технического университета «ХПИ» состоялось ее общественное обсуждение.

Авторский коллектив состоит из девяти специалистов, представляющих различные организации страны: Юрий Федюшин и Леонид Лобойко — из «Укрзалізниці», Александр Пшинько и Сергей Мямлин — из Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени академика Лазаряна, Владимир Приходько, Олег Шкабров, Григорий Игнатов и Николай Высоколян — из АО «Крюковский вагоностроительный завод» (г. Кременчуг), Валентин Макаренко — из НПП «Хартрон-Экспресс ЛТД». Кроме Валентина Николаевича, гендиректора дочерней структуры знаменитого «Хартрона», в этой «девятке» есть еще один наш земляк — Леонид Лобойко. Нынешний первый заместитель начальника Главного пассажирского управления «Укрзалізниці» — уроженец Казачьей Лопани, многие годы проработал в Харькове на различных должностях, а в главк государственного ведомства ушел несколько лет назад с поста начальника пассажирской службы Южной железной дороги.

Но, конечно, выбор организации, в которой проводилось общественное обсуждение работы, осуществлялся вовсе не по принципу «землячества». Ведь в НТУ «ХПИ», где готовят в числе других и специалистов по локомотивостроению и вагоностроению, сложилась серьезная научная школа по данному направлению. В экспертную комиссию были включены трое ее представителей. Это доктора технических наук, профессора Виктор Омельяненко — заведующий кафедрой электрического транспорта и тепловозостроения, Юрий Тимофеев — заведующий кафедрой технологии машиностроения и металлорежущих станков и Петр Качанов — заведующий кафедрой автоматики и управления в технических системах.

Представивший собравшимся выводы комиссии профессор Омельяненко напомнил, что после обретения Украиной независимости ситуация с обеспечением внутренних и международных пассажирских перевозок отечественным железнодорожным транспортом была сложной из-за устаревшего и технически отставшего подвижного состава. Произошло это из-за того, что наши железные дороги фактически перестали приобретать вагоны за рубежом. Тогда на магистралях страны насчитывалось 9436 вагонов, 1362 из которых отработали свой ресурс. На сегодня их количество сократилось уже до 7872 единиц, и 60 процентов отработали свой ресурс. В то же время производства пассажирских вагонов на территории Украины во времена Советского Союза не было, все вагоностроительные заводы специализировались на выпуске только грузовых вагонов. Для полного обеспечения спроса населения в перевозках на дальние расстояния как в Украине, так и за ее пределы «Укрзалізниця» должна иметь 10080 пассажирских вагонов, ежегодно обновляя свой парк на 350 единиц. Поэтому в 1994 году Кабинет министров Украины принял Постановление «Об организации производства пассажирских вагонов», в соответствии с которым ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» (КВСЗ) было определено головной организацией по разработке и изготовлению пассажирских вагонов.

В разработке систем оборудования нового вагона для скоростных перевозок были задействованы и харьковские предприятия и организации: НИИ «Кондиционер», завод «Электроприбор», входивший тогда в состав НПО «Хартрон», НИИ «Электротяжмаш». Завод «Электротяжмаш» разработал подвагонный генератор переменного тока мощностью 35 кВт, который с комплексом электрооборудования обеспечивает питание всех вагонных потребителей электроэнергией необходимого качества при движении вагона со скоростью от 40 до 200 километров в час. А в НПП «Хартрон-Экспресс» изготавливают электрооборудование для установки в вагоны распределительных шкафов.

Когда в конце 2001 года в «Укрзалізниці» был разработан план организации в Украине первой линии скоростного движения Киев — Харьков, для нее и была использована базовая модель нового вагона 61-779 производства КВСЗ. На ее основе за короткий срок были разработаны и изготовлены семь модификаций таких вагонов для скоростного движения — купейных, «СВ», открытого типа, с багажным отделением или с купе для бригадира, с баром или с возможностью перевозки инвалидов в колясках. Нет необходимости описывать эти вагоны во всех деталях: многие харьковчане, воспользовавшиеся за последние три года при поездках в столицу и обратно «Столичными экспрессами», сами успели увидеть их воочию и достойно оценить. После дополнительной до-работки такие вагоны были изготовлены и для второй скоростной линии Киев — Днепропетровск, а 1 августа текущего года вышел на линию и первый международный скоростной поезд сообщением Киев — Москва, который преодолевает расстояние в 872 км между двумя столицами всего за девять с половиной часов вместо 13-14, обычных для скорых поездов.

Комиссия, отметив прогрессивный научный подход авторов работы к такому комплексу, как современный пассажирский вагон, высказала и некоторые замечания, которые касаются некоторых деталей вагонной тележки, — отсутствие возможности разворачивать кресла для пассажиров по ходу движения поезда, а также по поводу отсутствия современных локомотивов, которые по своим параметрам соответствовали бы скоростному движению. Но в целом работу она оценила положительно и рекомендовала к присвоению Государственной премии Украины. И другие выступающие — как из вузов и НИИ нашего города, так и специально приехавшие поддержать своих коллег киевляне, днепропетровцы, луганчане — были единодушны. А выступивший от коллектива ЮЖД, на которой проходили первые ходовые испытания новых вагонов, первый заместитель начальника пассажирской службы Игорь Рудяченко отметил:

— При разработке и производстве этих вагонов мы приблизились к технологии Германии и других развитых стран. И я хотел бы обратиться к руководству Крюковского вагоностроительного завода с призывом не останавливаться на достигнутом. Считаю, что этот коллектив заслуживает Государственной премии.

Подводя итог обсуждению, председатель ученого совета НТУ «ХПИ» ректор вуза профессор Леонид Товажнянский сказал:

— Мы сегодня рассматриваем комплексную работу, которая выходит на государствообразующую продукцию. В ней воплощены новейшие технические достижения. В основу создания вагона лег опыт как нашего государства, так и мировой, использованы и те наработки, которые появились в процессе осуществления конверсии оборонных предприятий. Сегодня президент Виктор Андреевич Ющенко ставит задачу подъема стандартов уровня нашей жизни. И это — один из примеров ее реализации на практике. Я считаю, что эта работа заслуживает одобрения, так как она соответствует всем требованиям и выходит, как я уже говорил, на государствообразующую продукцию. Поэтому, думаю, ученый совет не ошибется, если примет сегодня решение поддержать эту работу на соискание Государственной премии.

Открытым голосованием члены ученого совета НТУ «ХПИ» единогласно поддержали это предложение. Теперь — слово за Комитетом Государственных премий Украины.

Олег СТОЛБЕЦОВ, «Вечерка»

Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.