Новости. Куда пойдет метро после Алексеевки?

Газета "Комсомольская правда в Украине", 21.02.2006.

Рогань или Одесская?

По плану развития метрополитена новые станции после Алексеевских должны появиться на Одесской, Восточной и Северной Салтовке, Рогани и Баварии. С чего же начнут?

- Мы сами в ожидании, - признался корреспонденту "КП" гендиректор "Харьковметропроекта" Владимир Коровниченко. - Все должно разъясниться к концу февраля - такие сроки установила областная администрация. А выбирать есть из чего.

Как оказалось, техническая документация сегодня есть только на два направления: Рогань и Одесскую. В "Метрострое" подчеркивают: строительство Роганской станции обойдется дешевле остальных.

- Там самые легкие условия. В свое время был даже установлен рекорд проходки в том направлении, - рассказывает Владимир Коровниченко. - И население там многочисленное - тысяч сто наберется. Но продление этой линии невыгодно метрополитену: новых пассажиров он там не получит, а значит, не будет и дополнительного дохода. Жители Рогани, чтобы добраться в другую часть города, и так пользуются подземкой, - пожимает плечами специалист. - Другое дело - Одесская - метро на проспекте Гагарина стало бы альтернативой наземному транспорту, который, к слову, слишком перегрузил эту магистраль. Понятно, что руководство подземки отстаивает последний вариант.

В ту сторону придется провести две станции: Державинскую и Одесскую. Если выбор будет сделан в пользу этого направления, то Алексеевская линия будет окончательно завершена (в обе стороны).

- Придется немного повозиться с грунтами в районе Левады - там много воды, так что туннель надо будет пробивать способом заморозки. Но за мостом начинаются уже нормальные условия, - добавляет Коровниченко.

Из-за рынка Салтовская линия под вопросом

Главный конкурент Одесской - Восточная Салтовка (проспект 50-летия ВЛКСМ - ул. Тракторостроителей). По предварительным подсчетам, примерно такое же количество горожан нуждается в этой ветке метро, что и на Одесской. Но...для стройплощадки и котлована придется освобождать значительную часть Барабашовского рынка, который расположился в аккурат над линией метро.

- Конечно, павильоны устанавливались с условием, что при прокладке метро, они будут снесены. Но, сами понимаете, как это непросто, - качает головой проектировщик. - Сколько времени мы уговаривали снести один дом на Алексеевке, когда вели туда линию - жильцы отказывались переезжать! Сейчас вообще, что ни делай в Харькове, тут же вступишь в конфликт с чьими-то интересами.

Есть еще одна причина, по которой Салтовская линия проигрывает Одесской - стоимость работ.

- Если продлевать метро в сторону Салтовки, нужно увеличивать количество поездов на линии, а значит, придется строить новые тупики. Без них эта линия окажется бесполезной - поезда не смогут вместить новых пассажиров, - объясняет Коровниченко. - Стало быть, к трем станциям от "Академика Барабашова" добавляется еще одна - Урицкого, в сторону цирка - только там можно развернуть необходимые тупики.

К четвертой станции придется прокладывать путь под рекой, а это сильно осложняет работу метростроевцев.

- Раньше такую проходку делали в кессоне (конструкция, из которой сжатым воздухом вытесняется вода, и рабочие под высоким давлением разрабатывают в ней грунт - Авт.). Но для этого нужно иметь железное здоровье, сегодня таких людей и не найти, да и СНИП рекомендует обходиться без кессона. Значит, нужна спецтехника, а это миллионы долларов. Все вместе потребует больше вложений, чем на Одесскую, - подытожил гендиректор "Метростроя".

Новый вокзал на ЮЖД оставил Баварию без метро

Еще есть вариант - продлить одну станцию от "Героев Труда" на Северную Салтовку. Но Коровниченко, как и в случае с Роганским жилмассивом, сомневается, что этот микрорайон в достаточной степени загрузит метрополитен и обеспечит его рентабельность на этом участке. - Сейчас специалисты "Харьковпроекта" подсчитывают пассажиропоток, который может принять эта станция. Микрорайон пока маленький, загрузки особой нет, хотя, если построить там автобусную станцию и принимать жителей пригорода, смысл в этом будет.

Оставшиеся два направления - Залютино и Бавария - Коровниченко называет самими неперспективными.

- Это раньше планировалось, что Залютино заселят работники предприятий. Но сейчас заводы, в основном, закрыты. Микрорайоны так и не появились, вместо них - частный сектор, жителям которого, как считают специалисты, нет особой нужды в метро. То же самое - Бавария.

К слову, когда-то проектировщики предлагали в районе Баварии соорудить второй железнодорожный вокзал, по примеру Москвы и других крупных городов. Именно туда прибывали бы пригородные поезда, для этих пассажиров предусматривались и услуги метро. Сегодня эта идея реализуется уже на Привокзальной площади. Так что теперь, считает Коровниченко, проекты на Залютино и Баварию уже не окупятся.

Мы не отстаиваем ничьих интересов!

Вот и остаются в итоге, как считает глава "Метропроекта", только направления: в сторону аэропорта и на Салтовку. При этом озадачить метростроевцев в направлении Одесской можно будет уже месяцев через пять, а вот в сторону Салтовки - не раньше, чем через год - там еще даже не приступали к геологической съемке, не говоря уже о разработке технических решений.

- И все же, специалисты "Метропроекта" считают, что подземный транспорт стоит развивать до Одесской, - заключает Владимир Дмитриевич. - При этом мы ничьих интересов не отстаиваем. Расчет был сделан давным-давно, в тот район всегда был большой поток людей, таким и остался. Если наладить подвоз подземкой в этом направлении, микрорайон начнет еще интенсивнее застраиваться. Городским же властям, признаюсь, предпочтительнее Салтовское направление.

Пока же специалисты "Метропроекта" трудятся над проектами электродепо на проспекте Победы, соединительной веткой и станцией "Алексеевская". Эти сооружения, по плану, должны быть закончены к 2010 году.

Кстати

Специалисты опасаются, что при продлении метро на Салтовку, метростроителям придется перекладывать массу теплотрасс и водоводов, которыми питается жилмассив. С аналогичной проблемой они столкнулись при строительстве Алексеевской линии. Это существенно усложнило работы на этой ветке, соотвественно, они и подорожали.

Наша справка

Институт "Харьковметропроект" был создан в мае 1968-го. Именно его специалисты разрабатывали всю проектную документацию для строительства харьковского метрополитена. В то время основное направление пассажирских перевозок проходило по оси города с запада на восток. Вдоль этого направления в основном и располагались промышленные предприятия, крупные жилые массивы, железнодорожные и автостанции, а также центр города. Поэтому трасса первой очереди метрополитена была проложена от Южного вокзала до завода "Электротяжмаш". К слову, первоначально станция "Центральный рынок" (тогда "Коммунальный рынок") должна была появиться в районе Благовещенского собора, а "Советская" (раньше "Центр") - около ресторана "Центральный".

Обратная связь

Уважаемые читатели! Приглашаем вас к обсуждению темы: куда строить метро дальше? Звоните нам сегодня, 21 февраля, с 13 до 14, или завтра в это же время.

Татьяна Литвина

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.