Новости. Мы едем, едем, едем, с проблемами борясь

Газета "Вечірній Харків", 28.03.2006.

К 100-летию харьковского электрического трамвая, которое будет торжественно отмечаться 3 июля, транспортники готовят настоящий сюрприз для всех жителей города. В этот день на линию выйдет старый трамвай 1926 года выпуска, восстановление которого в настоящее время идет в Коминтерновском трамвайном депо.

Об этом рассказал журналистам на брифинге в минувший вторник начальник управления коммунального хозяйства горисполкома Виктор Китанин.

— Это один из первых электрических трамваев, сделанный на Мытищинском заводе, — сообщил Виктор Александрович — От вагона остались только колесные пары и рамы плюс чертежи кузова, поэтому мы все делаем практически с нуля. Сейчас мы попытаемся восстановить трамвай в первозданном виде — с деревянными дверями, деревянными окнами, деревянными сиденьями. Старый трамвай будет ходить по своему первому маршруту — от площади Конституции, где сто лет назад находилось здание городской Думы, до Южного вокзала. Планируется, что он станет экскурсионным и на нем смогут проехаться все желающие — харьковчане и гости нашего города.

Кстати, этот старый трамвай, даже еще не будучи восстановленным, уже становится знаменитым. Едва информация о нем прошла по телевидению, как Одесская киностудия тут же направила заявку на проведение съемок фильма с использованием харьковского трамвая. И наши транспортники готовы сдать этот вагон «киношникам» в аренду на такое благое дело.

Между тем информация о старом трамвае стала лишь одним из эпизодов разговора на брифинге о проблемах и перспективах городского наземного транспорта в Харькове. Говоря о перспективах дальнейшего развития предприятия «Горэлектротранс», которое эксплуатирует трамваи и троллейбусы, Виктор Китанин отметил, что приоритетным направлением в нем станет закупка нового подвижного состава и капитальный ремонт существующего. По его словам, сегодня за проезд в трамвае и троллейбусе платит только 52% пассажиров, остальные же являются льготниками. Поэтому предприятие несет убытки в размере около 67 млн. грн. в год. Но некоторые подвижки в устранении такого положения уже есть. Так, в текущем году предприятию впервые была выделена из городского бюджета субвенция в размере 40 млн. грн. на погашение убытков от перевозки льготного контингента, а еще на 15 млн. грн. «Горэлектротранс» дотируется из государственного бюджета.

Кроме того, как уже сообщала «Вечерка», в 2006 году из городского бюджета выделено 21,6 млн. грн. на приобретение нового подвижного состава — трамваев и троллейбусов. В настоящее время изучается вопрос, в каком соотношении приобретать новые вагоны и машины. Ведь если новый троллейбус стоит в среднем (в зависимости от производителя) 650 тыс. грн., то трамвай — около 1 млн. грн. А поскольку с 1991 года подвижной состав предприятия уменьшился наполовину и сегодня городские маршруты обслуживают только 312 троллейбусов и 188 трамваев, большинство из которых отработали свой амортизационный срок и нуждаются в обновлении, то «Горэлектротранс» вынужден особое внимание уделять капитальному ремонту трамваев и троллейбусов. В этом направлении намечена специальная программа, о которой наша газета также недавно писала. Стоит лишь добавить, что в прошлом году за счет собственных средств предприятие «Горэлектротранс» капитально отремонтировало 39 трамваев и троллейбусов на общую сумму 870 тыс. грн. Сегодня в городе функционируют 50 маршрутов наземного электрического транспорта — 18 трамвайных и 32 троллейбусных, по которым ежесуточно перевозится около 716 тысяч пассажиров.

Проблемы иного плана связаны с городским автотранспортом. Как сообщил Виктор Китанин, в настоящее время в городе работают 182 автобусных и микроавтобусных маршрута с выпуском подвижного состава в среднем 1100 единиц. Обслуживаются они 68 автоперевозчиками, среди которых нет ни одного государственного. Именно поэтому любой автоперевозчик, работающий на том или ином маршруте, ставит первоочередной задачей получение прибыли. Недавно прошел тендер по выбору перевозчиков на 11 городских маршрутов, и победители определились только на 10. На один маршрут — от станции метро «Героев труда» до 17-го городского кладбища — уже во второй раз желающих работать не нашлось. Впрочем, Виктор Китанин надежд по этому поводу не теряет и собирается вернуться к вопросу поближе к весне, когда пассажиров станет заметно больше. Поскольку дотаций на перевозку льготников автомобилисты, в отличие от «Горэлектротранса», не получают совсем, часто возникают конфликтные ситуации. Тем не менее закон никто не отменял, и водители обязаны возить бесплатно пассажиров тех категорий, которым предоставлено такое право. Кроме того, для повышения безопасности движения на дорогах, улучшения качества услуг автомобильного транспорта горисполком требует от перевозчиков выполнения договорных обязательств, включающих соблюдение установленного интервала движения, не более чем десятилетний срок эксплуатации транспортного средства, перевозку тех же льготников. Каждую неделю специальная комиссия проверяет условия соблюдения договоров, и по результатам таких проверок уже в этом году разорвано четыре контракта с перевозчиками за нарушения договорных отношений.

А ближайшее будущее харьковского транспорта Виктор Александрович связывает с современными автобусами средней и большой вместимости. Ведь ни для кого не секрет, что основные магистрали и центр города сегодня перегружены транспортными средствами. Из-за этого постоянно возникают «пробки», воздух загазован. И если современный автобус в час «пик» может везти одновременно до 120-130 пассажиров, то «Газель» — всего 14. Посему, считает Виктор Китанин, автобусы среднего и большого размера не только позволят уменьшить число транспортных средств на харьковских улицах, но и значительно улучшат качество обслуживания пассажиров да еще повысят безопасность пассажирских перевозок.

Рассказал Виктор Китанин и о том, что в связи со вступлением в силу Закона Украины «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного воздействия на здоровье населения» подведомственным ему управлением была проведена соответствующая работа со всеми предприятиями городского общественного транспорта.

— Все водители под расписку ознакомлены с информацией о том, что во время движения курение на рабочем месте запрещено — это можно делать только на конечных остановках вне транспортного средства. Поэтому, если водитель нарушил требование закона, каждый гражданин может обратиться в органы местного самоуправления, где будет составлен административный протокол, — отметил начальник управления коммунального хозяйства.

Он рассказал, что уже проведены проверки на транспорте, но пока, на первый раз, решили ограничиться предупреждениями. А теперь любой пассажир может позвонить по телефону «прямой линии» — 731-40-88 — и сообщить как о неудовлетворительном качестве обслуживания в «маршрутках», маршрутных автобусах, трамваях и троллейбусах — вообще, так и фактах курения водителей на рабочем месте — в частности.

И еще. Отвечая на вопрос о возможном снятии трамвая с улиц Полтавский шлях и Пушкинской, Виктор Китанин подчеркнул:

— Мы постараемся сохранить «Горэлектротранс» и оставить трамвай на обеих этих улицах. Ведь электрический транспорт является самым экологически чистым.

Олег СТОЛБЕЦОВ

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай, Троллейбус, Автобус

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.