Новости. Бесконтактная поездка на метро

Газета "Новый день", 22.03.2006.

Пассажирам городской подземки, которые пользуются отрезными карточками-абонементами на 12 поездок, придется расстаться с удобной привычкой. Впрочем, тех, кто не любит собирать полные карманы зеленых жетонов, ждет не менее комфортное нововведение – бесконтактные карты.

На вопрос, куда же делись карточки, кассиры на станциях подземки лишь разводили руками: не знаем, не привозят. Тогда мы обратились за разъяснениями к начальнику Харьковского метрополитена Михаилу Пилипчуку. По его словам, руководство «Харьковского метрополитена» пришло к выводу, что технология использования отрезных карточек на 12 поездок несовершенна: автоматы не всегда срабатывают, карточки слабо защищены от подделки, и их производство нерентабельно. Поэтому от них решили отказаться.

М. Пилипчук рассказал, что метрополитен инициирует введение для оплаты проезда бесконтактных карт, подобных тем, которые используют в киевском метро. Программа внедрения бесконтактных карт в Киеве финансировалась из городского бюджета. «Харьковский метрополитен» обратился в Нацбанк Украины с предложением профинансировать программу, так как карта будет использоваться и для платежных операций через банковские учреждения.

Что ж, коль поставлены перед фактом, будем учиться передовым технологиям у киевлян. Продажу пассажирам бесконтактных карт для оплаты проезда в столичном метрополитене начали 1 декабря прошлого года. Сама идея возникла давно, но дальше разговоров дело не доходило, хотя, как рассказали киевские коллеги-журналисты, новинкой, которую не придется вытаскивать из кошелька, заходя в «сабвей», сотрудники метрополитена пользуются уже давно – с тех пор, как на некоторых станциях установлены новые турникеты. Внедрять ее планируется в три этапа. Зимой запустили партию проездных на произвольное количество поездок без дисконта, чтобы пассажиры убедились в преимуществах новой системы. Нынешней весной карточки введут в обращение массово, используя систему скидок в зависимости от количества оплаченных поездок, и начнут постепенно изымать из оборота привычные для киевлян проездные билеты. А осенью намерены перейти на бесконтактные карточки с оплатой в зависимости от дальности поездок и времени пребывания в метрополитене.

«Пластинки» храните в сухих сумках

Итак, вы покупаете пластиковую карточку за 7 грн. При этом вы можете сразу оплатить от 1 до 100 поездок, а позже пополнить ее в кассах метрополитена на любое количество поездок, но не более чем на 100 – и экспериментируйте сколько душе угодно. Количество оплаченных поездок, например, можно проверить на информационном индикаторе, установленном в кассе. Одна поездка сегодня стоит 50 копеек, и пока дорожать не будет. В стоимость карточки входит также ее залоговая цена и стоимость оплаченных поездок.

«Пластинку» – при условии если она не повреждена, без надписей и деформаций – можно вернуть в кассу метрополитена. После проверки карты на пригодность кассир возвращает пассажиру ее залоговую стоимость, но не компенсирует стоимость неиспользованных поездок.

Бесконтактная карточка позволяет пройти на станции метрополитена через автоматические контрольные пункты, которые имеют на верхней панели терминал с индикатором – на нем видны слова «Приложите карточку». Для более надежной работы «пластинки» приложите ее к индикатору любой стороной и держите до появления надписи «Осталось n-е количество поездок», а на лицевой панели автоматического контрольного пункта – зеленого сигнала. После этого проходите на станцию. Если же на индикаторе терминала появляется предупреждение «Последняя поездка», для дальнейшего использования карточки необходимо пополнить ресурс поездок в кассах метро.

Карточку могут использовать и несколько пассажиров, но при этом ресурс поездок, соответственно, уменьшается на одну единицу после прохождения через терминал каждого пассажира.

Электронная бесконтактная карта для проезда в метрополитене представляет собой пластиковую карточку с вмонтированным в нее электронным устройством. Срок ее действия – 10 лет. Как и любое электронное устройство, она требовательна к условиям хранения и эксплуатации. Ее не рекомендуется замораживать, кипятить, хранить во влажной и агрессивной среде. Нельзя также сгибать, механически «перегружать» и держать в мощном электромагнитном потоке. Короче, лучше ее хранить в кошельке или в неметаллическом футляре. Но помните: если вы потеряли карточку и она не была «персонифицированной», ее вам уже никто не возобновит и не вернет.

Оформить можно будет как простой проездной, так и персонифицированный – с собственным портретом и с указанием фамилии, имени, отчества. Каждой карточке присвоен серийный номер, который задается при производстве и не может изменяться, что должно обеспечить защиту от подделок.

Одновременно с вводом новых карточек будут постепенно выведены из оборота старые «магнитные» проездные. Бесконтактные «пластинки» рассчитаны на произвольное количество поездок и на скидки, как в некоторых западных странах: чем чаще ездишь, тем меньше платишь за каждую поездку.

Три выгоды для харьковчан и одна – для метрополитена

Какие же выгоды обещает горожанам такое нововведение? Проездные на основе магнитных карточек появились в столице в 90-годах прошлого столетия. Система устарела, у нее накопилась куча недостатков. Удобнее и экономичнее – карточки многоразового использования. Во-первых, они просты в обращении и позволят экономить время, не простаивая длиннющие очереди возле касс в часы пик. Во-вторых, купив однажды проездной, не нужно менять его, достаточно просто пополнить счет либо в кассе, либо с помощью специальных автоматов пополнения ресурсов (на некоторых киевских станциях такие уже появились). Ну и, конечно, в случае утери карточки ее можно заблокировать, а взамен получить новую, заплатив 7 грн. Ваш счет будет сохранен, если карточка персонифицирована. Такими именными карточками в обязательном порядке обеспечат льготников. От этого выиграет, прежде всего, сам метрополитен. Сегодня он теряет огромные деньги, поскольку выплата компенсаций за проезд льготников зависит от точности учета объема предоставленных льгот по каждой из категорий.

Кстати, в будущем бесконтактную карточку предполагают использовать в разных видах городского транспорта.

Однако и жетоны из оборота не исчезнут. Сейчас ими пользуются порядка 65 % пассажиров, а с вводом бесконтактных «пластинок» метрополитен рассчитывает уменьшить этот показатель до 10 %.

М. Пилипчук заверил, что введение новых карточек никак не будет связано с изменением тарифа. Хотя вопрос о его повышении действительно назрел, и рано или поздно это произойдет. Однако пассажиры, пользующиеся проездными, почувствуют повышение меньше всего, поскольку будут ездить по «оптовой» цене. Кроме того, такие новации действительно принесут выгоду и метрополитену, и пассажирам. Отныне будет «справедливый проезд в метро», – пообещал М. Пилипчук. Тот, кто проехал одну-две остановки, заплатит гораздо меньше того, кто проехал десять станций да еще сделал пересадку с одной линии на другую.

Владелец карточки может также рассчитывать на скидки. Их размер будет зависеть от величины оплаченного ресурса, времени поездки, дня недели, а также от того, приобретены ли карточки оптом.

«Бесконтакт» полезен и для банка

«Транспортные» проблемы назрели сейчас во всех крупных городах Украины. Однако в отличие от европейских стран, у нас цель нововведения — создать инструмент, с помощью которого можно гибко и динамично строить тарифную политику, повысить доходность и поддержать общественный транспорт. В конечном итоге транспортные компании будут бороться за пассажира, оказывая ему широкий спектр качественных услуг.

Отличие отечественного опыта от зарубежного заключается в том, что сейчас можно говорить только об одном крупном проекте по созданию автоматизированной карточной системы в общественном транспорте – системе Киевского метрополитена. Как уже упоминалось выше, сезонные карты метрополитена уже исчерпали свой ресурс.

По словам начальника пресс-службы киевского метрополитена Александра Субботина, столичный метрополитен самостоятельно контролирует расчеты за карточки, и никто не собирается строить никаких клиринговых центров, поскольку в киевском метро действует надежная система контроля финансовых потоков подземного транспорта. «Производство бесконтактных карточек налажено на том же предприятии, что и обычные проездные документы с магнитной полосой. Это такой же финансовый документ, как и прежние проездные, только усовершенствованный», – сказал Субботин столичным репортерам. По его словам, введение бесконтактной карты не имеет абсолютно никакого отношения к каким-либо повышениям тарифов или предвыборным кампаниям. А кроме того, прежде чем ввести подобное новшество в столичном метро, киевские специалисты изучили зарубежный опыт, «все просчитывалось до мелочей, и в результате сделан выбор: никто с бухты-барахты не внедрял бы систему бесконтактных смарт-карт», – сказал начальник пресс-службы.

В будущем карточки для оплаты проезда в общественном транспорте могут превратиться в многофункциональный финансовый инструмент. Однако в киевских банках о таких перспективах пока ничего не знают, в харьковских – тем более.

Выделит или нет прижимистый Киев деньги для харьковской подземки? Скорее всего, нет. Как подсказывает житейский опыт, Нацбанк сошлется на местную городскую казну. А горсовету сейчас до того ли?

Хотя тенденции распространения бесконтактных чип-карточек в последнее время можно сравнить со снежным комом, увеличивающимся с каждым оборотом. Поэтому весьма вероятно, что в недалеком будущем пассажирам харьковской подземки все-таки представится возможность ездить по «оптовой» цене.

Кирилл КОВАЛЕВ

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.