Новости. «Круглые» даты трамвая и троллейбуса
Газета "Вечірній Харків", 04.04.2006.
Третьего июля нынешнего года харьковскому электрическому трамваю исполняется сто лет. О том, как начинал функционировать этот вид транспорта в нашем городе, «Вечерка» еще расскажет на своих страницах. А сегодня мы предлагаем нашим читателям вспомнить юбилейные и круглые даты из истории харьковского электрического транспорта, которые выпали на 2006 год.
Сто лет назад, 3 июля 1906 года, состоялся торжественный пуск электрического трамвая в Харькове. Первый маршрут пролегал по улицам Петинской (ныне Плехановская) и Нетечинской до Павловской площади (ныне — площадь Розы Люксембург). Линия состояла из одной пары рельсов с многочисленными разъездами, по ней курсировало тогда десять вагонов, а еще два стояли в резерве.
95 лет назад, в 1911 году, пошел трамвай по улице Грековской, а через год — по улице Кладбищенской (ныне Муранова) от Панасовки до Екатеринославской (ныне Полтавский шлях). Последняя линия была демонтирована в 30-е годы ввиду большой крутизны склона.
80 лет назад, в 1926 году, принято решение о переводе харьковского трамвая с узкой (метровой) на широкую нормальную (1524 мм) колею, по которой вагоны курсируют и сегодня. Тогда протяженность трамвайных линий в городе составляла 60,5 километра.
75 лет назад, 30 июля 1931 года, сданы в эксплуатацию трамвайные линии на ХТЗ по Московскому проспекту (сам завод тогда еще только строился) и до Лесопарка. В конце 70-х годов, после ввода в эксплуатацию троллейбусного депо № 3 на улице Северной (ныне Пантелеймона Свистуна) и пуска первой очереди метрополитена, был демонтирован отрезок первой из них от станции метро «Индустриальная» (ныне «Имени Александра Масельского») до разворотного кольца на Новых домах, а в 2001-2002 годах — от этого кольца до улицы Морозова.
65 лет назад, в 1941 году, в канун Великой Отечественной войны, общая протяженность трамвайных линий в Харькове (в однопутном исчислении) составляла 132,3 километра. По 22 маршрутам курсировало 365 вагонов, каждые сутки они перевозили в среднем 350 тысяч человек. В городе также работало два троллейбусных маршрута (первый открыт 1 мая 1939 года), соединявших площадь Тевелева (ныне Конституции) с парком имени Горького и Южным вокзалом.
60 лет назад, в 1946 году, восстановлены разрушенные войной трамвайные линии от парка имени Горького до Лесопарка, от Южного вокзала через Рогатинский мост до парка имени Горького и от Ивановки до заводов, расположенных на Московском проспекте. Через год вошла в строй Даниловская линия длиной 2,3 километра, были реконструированы трамвайные пути на Пушкинской улице, закончен капитальный ремонт линии на улице Свердлова (ныне Полтавский шлях) и Московском проспекте, через два года сооружен путепровод через железнодорожные пути на месте взорванного и восстановлена трамвайная линия на Холодную гору. К концу 1946 года в движении находилось 111 трамвайных вагонов, которые перевезли около 60 миллионов пассажиров.
50 лет назад, в 1956 году, сданы в эксплуатацию трамвайные линии по улице Шевченко на Журавлевку (часть ее — от Московского проспекта до станции метро «Киевская» — была демонтирована в 2005 году), от поселка Артема до поселка Герцена и от ХТЗ до плиточного завода. Ежедневно на линии выходило в среднем 376 трамвайных вагонов и 61 троллейбусная машина. Ими перевезено за год 280 миллионов пассажиров.
45 лет назад, в 1961 году, введена в эксплуатацию вторая очередь трамвайной линии на Алексеевку — до поселка Монтажник (первая — от Павловки до Алексеевки, как и троллейбусные линии в аэропорт, на Основу, поселок Восточный и Шатиловку, вступили в строй в 1958-59-м годах), начато оборудование вагонов кассовыми аппаратами для перехода на бескондукторное обслуживание.
40 лет назад, в марте 1966 года, завершено строительство троллейбусной линии по улице Харьковских дивизий до 25-го микрорайона. 1 декабря по улице Стадионной (ныне проспект Маршала Жукова) началось движение автобусов 48-го маршрута до 29-го микрорайона, а впоследствии — в 1973-1975 годах — по ней будет организовано троллейбусное движение.
25 лет назад, в 1981 году, построена троллейбусная линия по проспекту Людвика Свободы до проспекта Победы и начато строительство трамвайной линии по улицам Шевченко и Героев труда от Гидропарка до улицы Академика Павлова (открыта 23 августа 1982 года). В ноябре произошла авария (обвал одного из оснований) путепровода на улице Деревянко, которая, к счастью, обошлась без пострадавших. Более недели участок от Сокольников до улицы Балакирева был закрыт для транспорта, и тот курсировал по измененным маршрутам. В 1981 году на 32 трамвайных и 37 троллейбусных маршрутах постоянно курсировали 586 вагонов и 494 машины.
20 лет назад, 24 октября 1986 года, одновременно с пуском второй очереди Салтовской линии метро от станции «Барабашова» (ныне «Академика Барабашова») до «Героев труда» открыта троллейбусная линия по улице Блюхера от улицы Гвардейцев-широнинцев до улицы Барабашова.
10 лет назад, 8 мая 1996 года, открыта последняя на данный момент новая троллейбусная линия в Харькове — по Московскому проспекту от улицы Плиточной до микрорайона «Горизонт».
В настоящее время в Харькове работают 18 трамвайных и 32 троллейбусных маршрута, на которые ежесуточно выходят около 280 вагонов и 220 машин. На 1 января 2006 года инвентарный парк ХКП «Горэлектротранс» насчитывал 685 единиц подвижного состава — 372 трамвая и 313 троллейбусов. Из них 348 трамваев (93,5%) и 276 троллейбусов (88,2%) полностью отработали свой амортизационный срок и подлежат списанию. Средний возраст трамваев — 21 год, троллейбусов — 12 лет. В 2005 году предприятием перевезено 269,4 млн. пассажиров, что составило 42% от всех пассажиров городского пассажирского транспорта.
Олег СТОЛБЕЦОВ
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Трамвай, Троллейбус |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.